Минкомсвязи считает, что собирать деньги в пользу авторов должны чиновники
Собирать деньги за свободное воспроизведение музыки и фильмов должен уполномоченный орган государственной власти, а не аккредитованные государством организации по коллективному управлению правами, следует из поправок в Гражданский кодекс (ГК), разработанных Минкомсвязи. По словам источника «Ведомостей», в ближайшее время этот текст будет опубликован на портале regulation.gov.ru.
Поправки – часть реформы системы авторского права, недавно предложенной Минкомсвязи. В начале августа министерство сообщило на портале regulation.gov.ru, что разрабатывает соответствующие поправки в ГК. По закону авторы и исполнители музыки и песен имеют право на выплату компенсации за бесплатное исполнение их произведений на радио, в ТВ-эфире, кинофильмах и т. д. По действующей версии ГК собирают эти деньги специально аккредитованные государством организации. Они представляют интересы всех авторов – как российских, так и зарубежных – вне зависимости от того, заключен с ними письменный договор или нет. В России работают три основные организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами: Российское авторское общество (РАО), Российский союз правообладателей и Всероссийская организация по интеллектуальной собственности (ВОИС). Сейчас они объединяются в профсоюз, который должен получить новую аккредитацию от государства. В 2013 г. все три организации собрали около 9 млрд руб. и выплатили авторам почти 6 млрд руб.
Теперь Минкомсвязи предлагает, чтобы организации по коллективному управлению представляли интересы лишь тех правообладателей, с которыми у них подписаны договоры, следует из текста поправок этого ведомства. Уполномоченный же госорган будет не только собирать деньги в пользу всех авторов и исполнителей, но и вести публичный реестр их прав на произведения. Государственную аккредитацию организаций по коллективному управлению предложено отменить.
Глава РАО Сергей Федотов заявил «Ведомостям», что не согласен с позицией Минкомсвязи. Работающая в России система защиты авторских и смежных прав не уникальна, такие же модели успешно действуют в разных странах мира, уверен он. Именно такая система лучше всего защищает интересы авторов в нашей стране. К примеру, в Белоруссии, где деньги для авторов собирает государственных орган, объемы сборов крайне низки, заявил он. РАО уже проходит независимый аудит и каждый год публикует на своем сайте отчетность, напоминает Федотов. Если сбором вознаграждения займется государственный орган, это существенно усложнит распределение денег и задержит на неопределенное время выплаты авторам, говорит он:
- Нельзя забывать и то, что государственные органы гораздо больше, чем частные и общественные организации, склонны к бюрократии.
РАО и так раскрывает все данные по выплатам авторам и своим расходам госорганам, указывает он:
- Если это необходимо общественности, мы готовы раскрыть часть этих данных публично и доказать свою эффективность и прозрачность.
Заместитель гендиректора ВОИС Эрик Вальдес-Мартинес указывает, что если вознаграждение будет собирать госорган, то распределять деньги правообладателям он сможет только через федеральную бюджетную роспись:
- А в закон о бюджете просто физически невозможно внести поименно десятки тысяч получателей этих денег.
Против инициативы Минкомсвязи возражает и Министерство культуры, которое аккредитовывает авторские организации. Прежде представитель этого министерства заявлял «Ведомостям», что отмена госаккредитации приведет к тому, что авторы перестанут получать причитающееся им вознаграждение, поскольку не смогут самостоятельно проконтролировать использование своих произведений в России и за рубежом.Какие бы ни были претензии к авторским обществам, выплаты авторам за последние три года выросли почти в 2 раза, от государственных органов такой эффективности ожидать трудно. Тем более если службу придется создавать практически с нуля. Это порочная идея, – заявил «Ведомостям» Григорий Ивлиев, бывший заместитель министра культуры, недавно назначенный руководителем Роспатента.
Комментарий генерального директора InterMedia Евгения Сафронова:
- Инициатива Минкомсвязи легко объяснима с точки зрения экономики и странным образом совпадает по срокам с развернутой в СМИ массовой кампанией по "разоблачению" руководства аккредитованных обществ. Однако было бы ошибкой думать, что Минкомсвязи собирается подмять под себя сбор и распределение авторских отчислений - это слишком хлопотно, да и обороты копеечные по масштабам ведомства. Достаточно вернуть ситуацию обратно в 90-е, когда авторы ничего не получали вообще, а десятки ОКУПов занимались чем угодно, только не защитой интересов авторов. В этом случае считаться с авторами будет не обязательно - это ведь не серьезные бизнесмены, их будет легко нейтрализовать по одному. По нашим подсчетам, доходы авторов в этом случае сократятся в 10-20 раз.
«Повелитель ветра» и «Слово пацана» получили Национальную премию интернет-контента
Церемония вручения III Национальной премии интернет-контента состоялась 30 мая 2024 года в Москве. Она была организована Институтом развития интернета (ИРИ).
Обладателем награды в категории «Игровой фильм» стал «Повелитель ветра» режиссера Игоря Волошина. В сериальных номинациях победу одержали «Плейлист волонтера» и «Политех». Специальный приз «Сила в правде» получил сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте», а проектом года учителя назван сериал «Большая перемена».
Райан Гослинг и Сандра Хюллер сыграют в научно-фантастическом фильме «Проект «Аве Мария»
Сандра Хюллер («Анатомия падения», «Зона интересов») и Райан Гослинг исполнят главные роли в фильме «Проект «Аве Мария» (Project Hail Mary). Как сообщает Deadline, это экранизация научно-фантастического романа Энди Вейера (автора «Марсианина»). Книга вышла в 2021 году. Сценарий написал Дрю Годдард («Марсианин», «Война миров Z»), режиссерами станут Фил Лорд и Кристофер Миллер («Мачо и ботан», «ЛЕГО Фильм»), они же будут сопродюсировать проект.
По сюжету, учитель естественных наук в средней школе Райланд Грейс (Гослинг) просыпается на космическом корабле, потеряв воспоминания о том, кто он и как туда попал. Он должен выяснить, как завершить свою межзвездную миссию по спасению Земли от астрономической катастрофы в полном одиночестве, пока не встретит загадочного инопланетянина, который путешествовал многие световые годы, чтобы спасти свой собственный вид от той же участи.
«Проект «Аве Мария» будет снят в формате IMAX, кинопремьера назначена на 20 марта 2026 года.
Майк Флэнеган перезагрузит «Изгоняющего дьявола»
Режиссер Майк Флэнеган снимет фильм «Изгоняющий дьявола» (The Exorcist) для студии Blumhouse. Как сообщает Deadline, автор таких популярных кино- и телехорроров, как «Призрак дома на холме», «Доктор Сон», «Клуб полуночников», «Падение дома Ашеров» и других, напишет и снимет совершенно новую историю, действие которой будет происходить во вселенной «Изгоняющего дьявола». В пресс-релизе Blumhouse особо подчеркивается, что это не будет сиквел фильма «Изгоняющий дьявола: Верующий» 2023 года.
- «Изгоняющий дьявола» — одна из причин, по которой я стал режиссером, и для меня большая честь иметь возможность попробовать что-то свежее, смелое и устрашающее в этой вселенной, — говорит Флэнаган . - Воссоединение с моими друзьями из Blumhouse, с которыми я создал некоторые из моих любимых работ, делает это только еще более захватывающим.
Новый «Изгоняющий дьявола» станет четвертым совместным проектом режиссера и студии после «Окулуса» (2013), «Тишины» (2014) и «Уиджи. Проклятие доски дьявола» (2016). Флэнеган недавно завершил работу над «Жизнью Чака» (The Life of Chuck) - научно-фантастической драмой, основанной на новелле из сборника Стивена Кинга 2020 года «Если пойдет кровь».
Первый фильм «Изгоняющий дьявола» был снят в 1973 году режиссером Уильямом Фридкиным, получил четыре «Золотых глобуса», десять номинаций на «Оскар» и стал хоррор-классикой.