Хоровые впечатления «Московской осени»
37-й Международный фестиваль современной музыки «Московская осень» уже шагает по столице, начавшись в этом году на десять дней раньше, чем обычно, и приносит много ярких впечатлений любителям музыки. Фестиваль по традиции организован при поддержке Российского Авторского Общества, которое ежегодно дает возможность почитателям современной академической музыки послушать премьерные исполнения новых произведений любимых композиторов. Вклад организации в проведение "Московской осени" ценят и авторы, и благодарная публика.
Особо выделились два хоровых концерта, герои которых – Государственный академический русский хор имени А.В.Свешникова (художественный руководитель и дирижер, лауреат Всероссийского и международного конкурсов Евгений Волков) и Камерный хор московской консерватории (дирижер - лауреат международных конкурсов Александр Соловьев). Это два не похожих друг на друга коллектива - каждый со своей стилистикой, репертуаром. Госхор отличает масштаб, фундаментальность, основательность владения традицией и сочетания ее с современностью; Камерный хор необыкновенно мобилен, динамичен – студенты учат быстро, представляют много. Но оба коллектива имеют отчетливо выраженные общие черты. Руководители – молодые дирижеры-хормейстеры, еще не достигшие 40-летнего рубежа. Они горят музыкой, творчеством, находятся на пике энергии, желания творить и вовлекать людей в круг хорового искусства, которому поклоняются сами. Оба – ученики, последователи выдающегося музыканта Бориса Григорьевича Тевлина. Есть ли между ними соперничество? Конечно, но это соперничество за художественное совершенство, чистое ясное звучание, ансамблевую слаженность при исполнении хоровой партитуры высокой степени сложности.
Концерт Камерного хора проходил в рамках «своего» фестиваля – XI Осеннего хорового фестиваля имени профессора Б.Г.Тевлина. Открывая 30 октября концерт на сцене переполненного Большого зала Московской консерватории, председатель Союза московских композиторов Олег Галахов обратил внимание на девиз фестиваля – «Формула успеха!» Развивая свою мысль, он сказал, что для композиторов определение «формула» не очень понятно, а вот успех – он налицо. Только в 2014 году Камерный хор завоевал три золотые медали на World Choir games (Рига, Латвия) в номинациях «Смешанные хоры», «Духовная музыка», «Современная музыка».
Юбилейный концерт в честь 20-летия Камерного хора продолжался чуть ли не до полуночи. Перед публикой предстали лучезарность В.А.Моцарта, классика С.Танеева, серьезность и сложность Р.Щедрина, к сочинениям которого хор нередко первым обращается. И здесь же - ясность, доступность, огромная сила внушения произведений А.Пахмутовой. О присутствии Александры Николаевны можно было судить по аплодисментам, взорвавшим зал при ее появлении. Новаторство и гармоничность сочинений Ю.Евграфова и шутка А.Чайковского, красота сочинения Т.Шахиди и развлекательность джазовых композиций. У Камерного хора уже была готова программа, отпечатаны рекламные материалы, а Е.Подгайц только-только написал новый хор. И коллектив выучил и представил эту поэтичную, колористически своеобразную партитуру.
Исполнение хора отличала легкость, импровизационность, складывалось впечатление, что это - обрядовое действо, полное театральности: хор давно взял на свое вооружение динамичное перемещение по сцене, собираясь живописными группами по два, три, двадцать человек, причудливо переплетенные танцующие руки то над головами, то вдоль тела артистов хора. Голоса солистов - В.Джиоевой, Е.Кунгурова, Н.Гулицкой - вносили свои незабываемые краски; инструменталисты - Д.Крамер, Е.Мечетина, Е.Кривицкая, Ансамбль солистов «Студия новой музыки», а чего стоит партия бубна – с его мягким чудодейственным шаманством.
Концерт Государственного академического русского хора имени А.В.Свешникова состоялся через день, 1 ноября, в Доме композиторов. Дирижер Евгений Волков вышел на авансцену и предложил присутствующим почтить минутой молчания погибших в авиационной катастрофе над Синаем.
80 человек хора - это контраст огромной силы, мощи и индивидуальных возможностей солистов, что подчеркивал главный хормейстер, лауреат международных конкурсов Александр Топлов, дирижировавший своей частью программы. Пение хором – это соборность, коллективное переживание, беседа единомышленников, а уж темы для обоюдной беседы могут быть самыми различными. Программа была во многом построена на значении Слова. Е.Волков, являющийся большим знатоком, ценителем слова во всех его проявлениях, комментировал каждый номер концерта. Знакомые с детства поэтические строки были заново прочтены нашими современниками: У.Шекспир, А. Цветаева в поэме А.Кулыгина «Офелия». К творчеству А.Пушкина обратился В.Ульянич в двух хорах «Пора, мой друг, пора» и «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Программным можно считать сочинение Кирилла Волкова «Русский язык», основой которого послужили слова И. Тургенева. И тут же контраст – распетое Т.Буевским краткое «Отче наш» в смелой концертной интерпретации.
Неожиданные открытия всегда присутствуют в программах коллектива. Недавно найденная хоровая поэма «конструктивиста» А. Мосолова написана в 1942 году. «Донбасс! Донбасс!» - никакой конъюнктуры в исполнении данного сочинения нет, оно написано с такой силой переживания и убеждения, что явно перекликается с современными событиями.
В июне 2015 года Госхору была доверена честь представить российское искусство на сцене парижского Salle Gaveau в рамках международного культурного проекта «День России в мире», осуществленного Благотворительным фондом «Классика» при поддержке Президента и Правительства РФ. Этот визит принес в репертуар хора обработку французской партизанской песни, сделанной А. Хачатуряном. На бис была исполнена хоровая транскрипция знаменитой музыки Г.Свиридова «Время, вперед!», звучащей как заставка телевизионной информационной программы «Время». Таким образом, концерт получил обрамление, основанное на событиях онлайн; тайные знаки драматургической концепции программы явно проступали – вот Россия, вот щедрость зарубежных стилей, классика и современное творчество, которое высвечивает отношение к окружающему миру, его проблемам, надеждам, потерям и обретениям.
Т. Журбинская, музыковед
Лидеры мировых держав оказываются в окружении зомби в трейлере «Слухов»
Трейлер фильма «Слухи» (Rumours) обнародовала 9 ноября 2024 года кинокомпания Universal Pictures. Главные роли в сатирической комедии с элементами хоррора исполнили Кейт Бланшетт, Рой Дюпюи, Чарльз Дэнс, Никки Амука-Бёрд, Роландо Равелло, Такэхиро Хиро, Дени Меноше, Златко Бурич и Алисия Викандер. Режиссерами проекта стали Эван Джонсон (который написал сценарий), Гален Джонсон и Гай Мэддин.
По сюжету, во время глобального кризиса, лидеры мировых держав собираются на саммит в уединенном поместье, но внезапно обнаруживают множество странных и мистических вещей: с наступлением ночи весь обслуживающий персонал испарился, местность заполняется живыми мертвецами, так что решение вопросов лидерства и личные разногласия постепенно отходят на второй план перед проблемой выживания.
Премьера «Слухов» состоялась в мае на Каннском кинофестивале, в широкий мировой прокат фильм выйдет в декабре.
«Русская медиагруппа» подарила праздничный концерт работникам органов внутренних дел
Концерт в честь Дня сотрудника органов внутренних дел РФ состоялся 9 ноября 2024 года в Большом концертном зале гостиницы «Космос». Музыкальным праздником «Русская медиагруппа» и звезды выразили свою благодарность работникам органов правопорядка.
Холдинг не мог обойти вниманием такой значимый праздник, который отмечается 10 ноября. Накануне звезды «Русского радио» и телеканала RU.TV выступили перед многочисленными гостями: действующими сотрудниками органов внутренних дел, а также их семьями, заслуженными ветеранами, участниками СВО, детьми, женами, сестрами и родителями.
Во время исполнения песни Елены Север «Верните память» в зале транслировали видеосюжет акции «Реквием». Акция состоялась накануне – в День памяти погибших при исполнении сотрудников МВД. Весь зал единым порывом поднялся со своих мест и стоя выражал почтение героям, а также соболезнования их близким.
- Клип на эту песню был создан еще летом, – поделилась Елена Север. – Позже появилась другая версия, именно ко Дню памяти сотрудников, которые погибли при исполнении служебного долга. Предложение выдвинула Ирина Волк. Мы с ней общались на эту тему. Ей очень понравилась эта песня, и она объяснила, что хочет сделать такое видео. Мне кажется, получилось, очень пронзительно, до мурашек. Я благодарна Ирине за такую идею.
Свои песни в этот вечер гостям исполнили Лариса Долина, Алсу, Александр Маршал, «Земляне», «Непара», Александр Буйнов, Дмитрий Колдун, Елена Север, Юлия Паршута, Юрий Киселев, Согдиана, Александра Воробьева, Юлия Михальчик, Марк Тишман, Роман Архипов, Александр Запорожец, «123 полк», Татьяна Куртукова и другие исполнители.
Ведущими вечера выступили: актриса, телеведущая, певица Елена Север и популярный ведущий «Русского радио» Максим Привалов. Они поздравили сотрудников органов внутренних дел с профессиональным праздником и пожелали им и их близким стойкости и мира.
Лариса Долина, одна из первых выступившая на сцене, отметила, что всегда принимает участие в концертах, посвященных Дню полиции:
- Для меня это тоже большой праздник. Поздравляю всех полицейских, всех, кто причастен к этой чрезвычайно сложной, но такой важной профессии, с праздником. Хочу пожелать вам просто долгих лет жизни, долгих лет в профессии. Сил, энергии. Никогда не разочароваться в том, что выбрали именно эту профессию, потому что вы – наша защита, наша опора, мы на вас рассчитываем, вы об этом знаете, и мы, правда, очень ценим то, что вы делаете для нас. С праздником! – подчеркнула артистка.
Видеоверсия концерта будет показана 10 ноября в 13.00 на телеканале RU.TV.
Рецензия на сингл «Фиеста» группы «Ленинград»: Внеплановый хит
2024, Первое музыкальное, ShnurOK
Оценка: 7 из 10.
Может показаться, что штатный маркетолог группировки «Ленинград» (вы знаете его имя и фамилию) немного сбрендил. После невразумительных «Ёлок. Тёлок. Озера» (рецензия «ИнтерМедиа» здесь) группа запустила новость о том, что новой солисткой станет Инстасамка. Это вызвало в медийном пространстве волнение, которое Сергей Шнуров умело подогревал вбросами инфоповодов: не только станет, но уже и стала, да вот уже и сингл выходит, а вот сниппет, а песня не одна, а целых три, и не сингл, а мини-альбом, и т.д. и т.п. Песен на диске в итоге оказалось шесть, Инстасамка стала не солисткой «Ленинграда», а партнёром по совместной пластинке, вокруг контента которой немедленно развернулись яростные споры (мы чуть позже тоже присоединимся к полемике).
И это всё выглядело бы нормально для маркетолога группировки, если бы дополнительный релиз, состоявшийся за день до совместных «Бумеров и зумеров». Между провальными «Ёлками» и хайповой «совместкой» Шнур и «Ленинград» почему-то представили ещё один сингл – «Фиеста». В других условиях он вызвал бы к себе больше интереса, но «на разогреве» альбома с Инстасамкой прошёл практически незамеченным. Незаслуженно незамеченным. И почему нельзя было выбрать другую дату для выпуска «Фиесты»?
На обложке сингла красуется похмельный Шнур примерно 20-летней давности, да и песня в целом отсылает во времена, когда «Ленинград» был резвым и борзым. Текст композиции посвящён родному городу Сергея Шнурова – Ленинграду. Про город над вольной Невой лидер «Ленинграда» поёт с грубоватой нежностью; понятно, что даже матерные слова здесь употребляются с любовью, хотя в песне остаётся место и для критики местных властей. Раскованным речитативом Шнур приводит и тут же иронично подтверждает или развенчивает многочисленные штампы о Петербурге, цитируя строчки из песен, в том числе своей «В Питере - пить». Поэт едко пишет про запойного ангела-хранителя города и подшучивает над чисто питерскими привычками: «Это неистребимый петербургский стилёк - если все побежали, то ты, конечно, прилёг».
А ещё в песне есть припев, и Сергей Шнуров считает, что его должны хором орать на стадионе фанаты ФК «Зенит». Припев «Всегда со мной мой город над вольной Невой, я врос в него системой своей корневой» действительно сильно отличается от текстоцентричных куплетов и подходит для коллективного скандирования, но… С первого прослушивания нет ни малейшей уверенности, что это запомнится и будет петься на стадионах. Со второго – такой уверенности становится чуть больше, с третьего ты, возможно, начнёшь подпевать… Впрочем, предоставим фанатам «Зенита» самим разбираться, «зайдёт» ли им это в качестве кричалки.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»