Алёна Петровская: фолк и современность
Традиционный ежегодный концерт певицы Алёны Петровской состоится 8 апреля 2016 года в КЗ «Колизей Арена» (СПб). Финалистка телешоу «Главная сцена» покажет программу, в которую войдут лучшие песни из её репертуара.
Алёну Петровскую можно назвать певицей новой формации. Она профессионально владеет традиционной «народной» манерой пения, но при этом доказывает, что народная музыка - это современный и интересно развивающийся жанр. Тембр её голоса с «народной изюминкой» позволяет это делать красиво и уверенно.
Собственно традиционные народные песни в ее репертуаре не занимают основного места, хотя она отлично умеет их петь. Большинство её композиций написаны современными авторами, что позволяет Алёне не зацикливаться на устоявшихся формах, а использовать разнообразный инструментарий. В связи с некоторыми устоявшимися представлениями о народной музыке попытки сделать что-то новое в жанре некоторым могут показаться рискованными. Однако Алёна и её авторы не считают, что народную песню нужно петь точно так, как пели в XVI веке (или как их пела Зыкина). На той же «Главной сцене» Петровская исполняла уже ставшую народной "Течёт река Волга", и члены жюри Валерий Леонтьев и Диана Арбенина пришли в полнейший восторг, хотя версия Петровской отличалась от привычного «оригинала» Людмилы Зыкиной. Говоря о сохранении традиций народной песни, многие почему-то имеют в виду, что «сохранение» - это когда ничего не меняется. Но в этом случае фолк-жанр поневоле превращается в памятник самому себе - в таких устоявшихся и неизменных формах он не может заинтересовать молодёжь. Даже из сюжетов древних песен теперь сложно что-либо понять, ибо быт, описываемый в них, изменился до неузнаваемости. Поэтому будущее жанра - именно в его расширении: народное пение даёт представителям фолк-музыки устойчивый базис, на основе которого можно допускать синтез стилистик и всевозможные эксперименты, а современная жизнь подскажет массу новых тем для текстов. Тогда и обывательское отношение к фолк-артистам (бесконечные шутки про кокошники и хороводы) сменится искренним интересом. Но тут важно не отойти от традиций далеко, и Алёне Петровской это удается.
Петровская - одна из тех молодых певиц, которая эти эксперименты с расширением стилистики проводит очень бережно, не допуская резко авангардных или альтернативных трактовок, но постепенно и мягко приучая слушателя к тому, что в народной песне для него уже не будет предсказуемости. Наблюдать, в какую сторону будет развиваться фолк, представляется крайне интересным занятием - хотя, конечно, и «не для всех». Это отчасти элитарное искусство потребует от слушателя какого-то культурного бэкграунда: в противном случае он просто не отличит новую фолк-музыку от традиционного хоровода в кокошниках.
Алёна Петровская родилась 30 сентября 1981 года в белорусском Могилёве (кстати, на белорусском и украинском она тоже поёт). Талант заявил о себе довольно рано: Алёна окончила общеобразовательную школу с музыкально-хоровым уклоном, после чего поступила в музыкальное училище по классу баяна. В 1999 году на музыкальном фестивале «Золотой шлягер» её прослушала Людмила Зыкина и посоветовала стать певицей, намекнув на «красивый тембр голоса».
В 2001 году Петровская переехала в Санкт-Петербург и поступила в институт культуры и искусств на кафедру русского народного песенного искусства. Стала солисткой ансамбля песни и пляски Ленинградского военного округа, «Град-квартета» и русского народного оркестра «Скоморохи», а с 2007 года работала бэк-вокалисткой у Елены Ваенги. В 2013 года Алёна Петровская начала сольную карьеру, а с Ваенгой они до сих пор прекрасно общаются: Елена поддерживала её на «Главной сцене», а Алёна иногда принимает участия в качестве гостя концертов Ваенги, которая признавалась, что училась петь народный репертуар именно у Петровской.
Алёна участвовала в фестивалях «Славянский базар», «Весна романса», «Праздник романса» , "Весна песни" и многих других. Сольные концерты в Петербурге она даёт с 2009 года, а широкую известность Петровская получила после участия в проекте телеканала «Россия» «Главная сцена», где она сумела покорить жюри своей манерой исполнения известных композиций из репертуара Людмилы Зыкиной, Валентины Толкуновой и др.
Алексей Мажаев, InterMedia
Подведены итоги III Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура»
Гала-концерт победителей и спецпризеров III Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура» состоялся 26 ноября 2024 года в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. В начале торжественного вечера начальник Управления Президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков зачитал приветствие Президента РФ Владимира Путина лауреатам конкурса «Партитура»:
- Отрадно, что для участия в нынешнем конкурсе было подано впечатляющее количество заявок. Это убедительно свидетельствует о том, что проект состоялся, завоевал авторитет и широкое признание. И сегодня – продолжает развиваться, вовлекает в свою орбиту одаренную молодежь, раскрывает для нее новые творческие горизонты. Помогает начинающим композиторам найти свой путь в ярком, необъятном пространстве современной российской культуры.
По своему масштабу конкурс «Партитура» не имеет аналогов: в этом году в восьми номинациях было прислано 1094 работы из 101 города. Свои произведения прислали композиторы Урала, Сибири, Приморья, Поволжья, Забайкалья, Татарстана, Башкирии, Якутии, Карелии, Луганской и Донецкой народных республик, Крыма. Впервые за годы существования конкурса к участию были допущены композиторы из Казахстана, Белоруссии и Абхазии.
Победителями «Партитуры» 2024 года стали Олеся Бердникова («Киномузыка»), Алексей Попков («Эстрадно-симфоническое произведение, музыка оперетты и мюзикл»), София Круглова («Симфоническое произведение малой формы»), Артем Ромоданов («Симфоническое произведение крупной формы»), Константин Борисов («Произведение для одного или нескольких инструментов/голосов с оркестром»), Ильяс Камалов («Опера»), Артем Гаркавцев («Балетная музыка») и Алексей Чернаков («Хоровая музыка»).
На гала-концерте их музыку исполнили Московский Государственный академический симфонический оркестр (художественный руководитель Иван Никифорчин) и Камерный хор Московской консерватории. А за дирижерский пульт по очереди вышли: профессор Московской консерватории, заслуженный артист Республики Абхазия Александр
Соловьев, народный артист Кабардино-Балкарской Республики Михаил Голиков; заслуженный деятель искусств РФ Александр Клевицкий; заслуженный артист РФ Сергей Кондрашев; заслуженный артист РФ Алексей Ходорченков; а также приглашенный дирижер Мариинского театра Николай Хондзинский.
Победители конкурса получили денежные призы. Кроме того, их музыка прозвучит на радио классической и музыки «Орфей», а партитуры будут размещены на электронной платформе нотного архива «Орфей» для всеобщего доступа.
Перед гала-концертом и награждением победителей в «Геликон-опере» секретами мастерства с конкурсантами поделились выдающиеся композиторы Александр Зацепин и Алексей Рыбников. Также в рамках уникальной образовательной программы состоялась панельная дискуссия, где обсуждались вопросы развития композиторского дела, востребованность молодых авторов и возможности их реализации. В ней приняли участие министр культуры Республики Татарстан Ирада Аюпова, генеральный директор-художественный руководитель Телерадиоцентра «Орфей» Ирина Герасимова, советник Управления Президента РФ по общественным проектам, композитор Пётр Корягин, генеральный директор «Русского концертного агентства» Дмитрий Гринченко и музыкальный критик, пианист Дмитрий Онищенко.
Конкурс «Партитура» проводится Фондом инновационного развития культуры, образования, науки (ФИРКОН) совместно с Российским государственным музыкальным телерадиоцентром «Орфей» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Генеральный партнер – Русское музыкальное общество.
Альбом «Мой город» Натальи Чайковской – обладатель премии «Все цвета джаза»
Церемония вручения X ежегодной музыкальной премии Радио Jazz «Все цвета джаза» состоялась 26 ноября 2024 года в зале Omega Rooftop на крыше универмага «Цветной». Победителем в номинации «Релиз года» стала композитор Наталья Чайковская, получившая награду из рук певицы, народной артистки России Ларисы Долиной. Премией отмечен альбом Натальи Чайковской и Сергея Жилина «Мой город», выпущенный в марте 2024 года. В альбом вошли джазовые интерпретации известных композиций Натальи Чайковской в исполнении пианиста Сергея Жилина и оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз».
Выбор лауреатов премии проходил в несколько этапов. Сначала редакция радиостанции собрала заявки на соискание премии, затем радиослушатели в открытом голосовании помогли отобрать лучших исполнителей. Тройки финалистов определило жюри: Игорь Бутман, Лариса Долина, Теона Контридзе, Александр Панайотов и другие эксперты.
О превращении Мадонны из танцовщицы в поп-икону снимут документальный фильм
Новый документальный фильм о Мадонне запустила в производство телекомпания Sky. Как сообщает Deadline, лента под названием «Becoming Madonna» покажет новую сторону певицы, начиная с ее карьеры профессиональной танцовщицы в конце 70-х и заканчивая 1992 годом, когда она менялась на протяжении десятилетий.
- Когда Мадонна приехала в Нью-Йорк из Мичигана с мечтой стать профессиональной танцовщицей, это было началом невероятного путешествия, - сообщается в пресс-релиз. - Этот фильм описывает период 1978-1992 годов, когда Мадонна кардинально преобразилась из неуверенной в себе 19-летней аутсайдерши в самую противоречивую поп-звезду в мире, с ошеломляющей публикацией ее эротической фотокниги «Sex». Это были пьянящие годы, в течение которых Мадонна достигла зрелости как личность и бескомпромиссный артист. Благодаря ее яростным конфликтам с консервативным истеблишментом в 80-х и 90-х годах фильм мощно вызывает в памяти время, когда традиционные взгляды на сексуальность и гендерные роли подвергались смелому сомнению, а Мадонна всегда была в авангарде. Ранее не публиковавшийся архив проливает новый свет на личные трагедии, которые подпитывали стремление Мадонны, переосмысливая раннюю смерть ее матери, а также смерти ее учителя танцев Кристофера Флинна и близкого друга Мартина Бергойна, которые оба умерли во время эпидемии СПИДа в 1980-х годах. Благодаря их историям мы видим Мадонну в новом свете: умнее, радикальнее и уязвимее, чем кто-либо в то время считал ее таковой.
По словам продюсеров, лента будет включать редкие видео, неопубликованные фотографии и очень личные интервью с семьей, друзьями и коллегами, некоторые из которых никогда раньше не общались с прессой.
«ИнтерМедиа» напоминает, что уже несколько лет Мадонна работает над игровым автобиографическим фильмом. В ноябре стало известно, что певица ищет достойное финансирование для проекта и рассматривает возможность превращения его в сериал.