Владимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»

«Малер и его время» завершились «нравственной утопией»

25.04.2016 13:09 Музыка Рубрика: Хроника

Восьмая симфония Густава Малера прозвучала 21 апреля 2016 года, в заключительный день цикла концертов абонемента №74 столичной филармонии «Малер и его время». В исполнении на сцене Большого зала Московской консерватории, позднее названном слушателями «историческим», приняли участие Государственная академическая симфоническая капелла России, два хора Московской консерватории, филармоническая капелла «Ярославия», хор Детской музыкально-хоровой школы «Пионерия» имени Георгия Струве, органистка Маргарита Королева, солисты: Елена Евсеева (сопрано), Мария Семочкина (сопрано), Ольга Луцив-Терновская (сопрано), Людмила Кузнецова (меццо-сопрано), Татьяна Гарькушова (меццо-сопрано), Максим Сажин (тенор), Петр Соколов (баритон) и Руслан Розыев (бас). Дирижировал Валерий Полянский.

«Подсесть на Малера» стало опять модным. И потому, что такой «слабости» не лишены «герои нашего времени» — дирижеры Валерий Гергиев, Владимир Юровский и Теодор Курентзис. И потому, что эта «слабость» (болезнь?) звучит привлекательно для российских испрессарио последнего десятилетия: в 2010 году праздновалось 150-летие со дня рождения Малера, в 2015-м — отмечался 155-й день рождения композитора.

Тернистое творчество на стыке эпох внушает доверие, определяя современные настроения, пусть и путем обесценивания иллюзий в размеренной повседневности закатывающейся Европы. Насколько открыта малеровская книга, фиксирующая состояния столетий, мы не знаем, но то, что беспрерывные противоречия требуют гигантских усилий для мучительных поисков прекрасного, всерьез сближает.

На композитора работает время. «Густав Малер — подходящая личность. Проблемы, с которыми миримся в мирно текущей жизни, приводят к ужасу и растерянности, принятию судьбы и смирению через жажду жизни», – говорит Михаил Плетнев между репетициями с Российским национальным оркестром в 2013-м. «Интонационность Малера организует мировой музыкальный процесс. Как много потеряно без этих симфоний, мы почувствовали на рубеже веков», – заявляет Марис Янсонс до концерта с симфоническим оркестром Баварского радио в 2015-м.

Симптоматично, что все симфонии Малера прозвучали в Москве дважды в поворотные 1990-е годы: культурологический, но славянский подход Евгения Светланова сменил сделанный на совесть проект Павла Когана. С 2000 года на полный комплект малеровских партитур снизошел «европейский дух» благодаря Владимиру Федосееву (и не раз), после которого взяться за них никто не отважился или попросту они никому не покорились, хотя обещания давались.

В силу этих причин абонементный цикл «Малер и его время» Госкапеллы России под управлением Валерия Полянского, проводимый со 2-го октября 2013 года по 21 апреля 2016-го, — редкостная удача. За двенадцать концертов и три сезона посчастливилось услышать Десять симфоний, «Песнь о земле» и Жалобную песню» Густава Малера в сочетаниях с разножанровой музыкой западно-европейских и русских композиторов, так или иначе с ней связанных. (К слову, Десятую симфонию Малера 1 декабря 2013 года впервые в России сыграли по редакции Рудольфа Баршая, а не Дэрика Кука).

Дирижерские намерения казались продуманными, но оркестровый строй то фальшиво вступал, то расходился по группам (особенно в Третьей и Четвертой симфониях). Местами хотелось прозрачности (в Первой), местами — большего полнозвучия (во Второй). Досадные оплошности не мешали некоторым слушателям переживать до слез Пятую, Седьмую и Девятую симфонии, в Шестой — вздрагивать «от изматывающего напряжения», а в «Песне о земле» — даже уходить за дверь, чтобы «походить и вдохнуть свежего воздуха» в коридоре.

Точность к тексту в Восьмой привела к тому, что ноты не остались в долгу: малероманы, слышавшие московскую премьеру с Дмитрием Китаенко в декабре 1988 года, посчитали трактовку Полянского «едва ли не лучшей в столице». Видимо потому, что гигантский состав использовался экономно и не подавлял зал предельной звучностью. (Восьмая Владимира Федосеева запомнилась в декабре 2005 года «иерихонской» громкостью, а Валерия Гергиева в мае 2008-го — камерной стройностью).

Обрадовало, что «дополнения» к симфониям не противоречили им, а создавали удобные территории по соседству. (В декабре 2002 года Госкапелла не столь убедительно сочетала Десятую симфонию Малера и Пятую серенаду Моцарта под управлением Геннадия Рождественского). На этот раз «рядом с Малером» разрослось до «еще событий», поскольку в концертах для фортепиано с оркестром солировали по-разному одаренные музыканты Валерий Афанасьев, Питер Донохоу, Фредерик Кемпф, Вадим Холоденко и Андрей Коробейников. Внезапных вокальных открытий (равно как разочарований) не произошло. Видимо, слушательские ожидания пока уступают исполнительским идеям.

Рассказывают, что устроители сомневались в публике до концертов: «Рассчитывали — не придет». Приятно, когда ошибаются организаторы. Билеты на поздние симфонии заблаговременно раскупались. В дни, прозаичные для касс, свободные места не росли рядами.

Итоговое музыкальное разнообразие — вечный праздник. А еще — повод, искать концертные формы, в которых от перспектив не страдают сочинения Малера. Другой вопрос, что достижения перекроют «достигания», поэтому пусть не иссякнут благородные стремления с завершением цикла. Тем более что утопичность идеального исполнения всех малеровских симфоний злободневна «со времен Бернстайна», по словам Даниэля Баренбойма, записанным в ноябре 2015 года. А «всякая утопия шире симфонии Малера, даже если она к ней предрасположена», по мнению Зубина Меты, высказанному в январе 2016-го.

Анна Ефанова, для InterMedia

Shaman показал свою многослойную «Любимую женщину»

16.05.2024 12:35 Музыка Рубрика: Хроника 16+
кадр из клипа

Shaman (Ярослав Дронов) представил новый клип «Любимая женщина» 16 мая 2024 года. В ролике певец находится в помещении среди белых кубов и красных воздушных шаров, демонстрируя разные эмоции — настойчивость, смущение, романтичность и дерзость.

- Родные, мой новый клип — как многослойный пирог с начинкой, - прокомментировал новую работу артист. - В нём есть Shaman на любой вкус. Выбирайте, какой вам больше нравится.

Ранее Shaman выразил свое отношение к тем артистам, которые покинули Россию. Певец предложил не осуждать эмигрировавших коллег.

Фото: кадр из клипа На фото: {onphoto}
Теги: клип, Ярослав Дронов / Shaman
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Маша Распутина соберет все хиты в программу «Живи, страна!»

16.05.2024 11:03 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
Илья Золкин

Маша Распутина выступит 15 ноября 2024 года в концертном зале «Москва». В этот вечер она представит программу «Живи, страна!», в которую войдут ее главные хиты «Льется музыка», «Роза чайная», «Я родилась в Сибири», «Играй, музыкант», «Ты меня не буди», «Отпустите меня в Гималаи», «Гуляй, душа», «Ты упал с луны», «Дождь сумасшедший», «Мосты», «Джалма», «Мечта», «Синяя птица», «Молчишь и плачешь», «Я была на Венере», «Я обожгу тебя улыбкой», «Я вернусь» и др.

Свой большой московский концерт звезда назвала по одной из главных песен в своем репертуаре – «Живи, страна!», написанной для нее поэтом-песенником Леонидом Дербенёвым. Певица, которой 13 мая исполнилось 60 лет, обещает искупать каждого в океане своей любви и невероятной огненной энергетики.

Ранее Маша Распутина рассказала, что к ней сватался народный артист России Филипп Киркоров. Однако Алла Агеева (таково настоящее имя артистки. – Прим. «ИнтерМедиа») предложение не приняла.

Фото: Илья Золкин
Теги: Маша Распутина, анонс концерта, КЗ Москва

Маша Шейх споет только песни своего авторства на большом концерте

16.05.2024 10:05 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
соцсети

Маша Шейх даст сольный концерт в клубе 1930 Moscow 14 сентября 2024 года. Программа получила название по последнему синглу певицы «Мама, я танцую 2.0». На большом столичном концерте Маша Шейх обещает исполнять только песни своего авторства.

- С самого начала своей карьеры мне хотелось исполнять только авторский материал, и какое счастье, что эти песни нашли и находят по сей день своего слушателя, - говорит она. - Будут звучать песни из разных периодов моего творческого пути, какие-то уже в привычном звучании, а что-то сильно по-новому. Не обойдется и без премьер, но об этом поподробнее на самом концерте. Хочется, чтобы наши сердца в этот вечер отправляли друг другу любовь и тепло. Мы однозначно дадим друг другу необходимый заряд и мощную мотивацию.

Как мы сообщали ранее, премьера обновленной версии «Мама, я танцую 2.0» состоялась 26 апреля 2024 года. Песню исполнила Маша Шейх без своей экс-напарницы по дуэту «2 Маши» Маши Зайцевой.

Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.

Фото: соцсети
Теги: анонс концерта, 1930, Маша Шейх
β 16+