Варвара Визбор - «Варежка» **** (Слушать)

2016, Tunecore
Первый полноценный сольный альбом Варвары Визбор вполне оправдывает ожидания, даже завышенные, как у вашего рецензента. Внучка Юрия Визбора и Ады Якушевой сделала весомую заявку на то, чтобы занять в нашей музыке собственную нишу. Как её назвать, ещё не придумали: «Яндекс.Музыка», например, относит новинку к жанру «русская поп-музыка», а Google Play отводит в категорию «джаз». От истины равно удалены и те, и другие. Изысканную Варвару запросто можно сравнить также с Ириной Богушевской или Светланой Сургановой, кем-то из популярной советской эстрады (Майей Кристалинской, например), а родословная, конечно, намекнёт на принадлежность к бардовской музыке. При этом сложно представить что-то более далёкое от рюкзачно-кострового КСП, чем творчество Варвары Визбор. Исполнительница при этом отважно берёт песни бабушки, дедушки и Сергея Никитина - чтобы превратить их в нечто совершенно своё. Та же «А зима будет большая...», с которой Варвара пыталась пробиться на «Голос-4», выглядит в её исполнении абсолютным хитом, даром что от дедушкиной версии почти ничего не осталось. Кстати, очень хорошо, что на наставников «Голоса» в тот момент нашло затмение: если бы Варвару Визбор взяли в проект и попросили петь чужие песни в разных стилях, может, её собственный жанр и не сформировался бы в наиболее правильной форме.
Альбом «Варежка» открывается песней Ады Якушевой «Ты моё дыхание»: Варвара показывает, что из КСП при наличии фантазии и вкуса отлично получается босса-нова. «Любовь лебедем», известную в исполнении Валентины Толкуновой, Визбор делает ещё более симпатичной ретро-песней. После этого певица переходит к более современному репертуару Под «Проспекты» и «Оао», честно говоря, даже не хочется теоретизировать - лучше просто слушать и получать удовольствие. Впрочем, лаунжевый настрой вскоре столкнётся с «Люсей» Юрия Визбора. Казалось бы, описанные дедушкой реалии («десять лет в очередях колбасу я доставала») и стилизация под обывательский язык бесконечно далеки от розового образа Варвары - тем не менее она приняла этот сложный вызов: и если актёрское решение композиции всё же кажется спорным, то предложенный в аранжировке бит выглядит очень здорово.
«Балладу о двух погибших лебедях» Владимира Высоцкого Визбор исполнила в своём стиле и под названием «Баллада»: если кто вдруг никогда эту песню не слышал, то ни за что не догадается, кто её автор. Далее на диске грандиозная версия «Нет, мой милый» Фрадкина-Долматовского и не менее прекрасная «По улице моей» Таривердиева-Ахмадулиной. Известно, что Микаэл Таривердиев при записи песен к «Иронии судьбе» очень долго вытаскивал нужные краски из Аллы Пугачёвой, склонной к актёрскому гротеску на грани фола. Вытащить удалось, но ненадолго - к этой манере Алла Борисовна больше не возвращалась. У Варвары же эти эмоции получаются естественно и просто.
«Военные фотографии» Никитина-Визбора и «Сумерки» Якушевой певица особо переделывать не стала - но вышло хорошо и мило. В «Где льют дожди» (известная как «Письмо Визбора Высоцкому») Варвара совместила мелодекламацию с психоделической аранжировкой - ещё расширив таким образом представления о её собственном жанре. Финальными подарками слушателям стали «А зима...» и лаунжевый «Нежный призрак» на стихи Марины Цветаевой.
Алексей Мажаев, InterMedia