Билли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамой

Сергей Матвеев: «Век идей — шанс России»

22.11.2016 22:46 Звезды Рубрика: Дайджест

«Патриотизм» — сегодня это слово звучит с небывалой, для последних десятилетий — просто поразительной, частотой. Однако не реже приходит в голову вопрос: как наполнить форму достойным содержанием, не допустить разверзания пропасти между декларацией и реальностью, подвести под высокие речи прочный фундамент?

Понимание особости и значимости нации, составляющее корень любви к Отечеству, можно оценить во времени и в пространстве. С оценкой в пространстве все очевидно: Россия никогда не была региональной державой. Во все эпохи она являлась активной участницей глобально значимых мировых процессов. В этом смысле современные шаги во внешней политике более чем соответствуют тому участию, которое страна в восемнадцатом, девятнадцатом, двадцатом столетиях принимала в формировании международной системы ценностей и взаимоотношений.

С оценкой значимости нации во времени несколько сложнее. Если наше историческое прошлое, достижения великих представителей России, их вклад в мировое наследие, подвиги российского народа, определившие развитие человечества, известны большинству соотечественников, то осознание настоящего явно сбоит. Причиной тому — очередной технологический перелом, изменивший соотношение и стоимость основных ресурсов. Еще пару сотен лет назад для государства не было ничего важнее размеров территории, протяженности границ. В веке двадцатом основным мерилом благополучия стали природные ресурсы — металлы, углеводороды, зачастую запасы питьевой воды. Сейчас на наших глазах ситуация опять резко меняется — цена и этих ресурсов резко падает. Вместо них доминантой экономики и, соответственно, главным критерием значимости страны становятся знания и идеи.

Десятилетие технологического «перехода» было вполне благоприятно для России. Обладая более чем достаточной территорией и всей таблицей Менделеева в недрах, мы могли в процессе глобального обмена приобретать новые продукты и технологии, необходимые для развития России и обеспечения комфорта жизни. Однако резкий провал стоимости сырья и невероятный взлет цены идей мгновенно разрушили привычный баланс. Причем дело не только в экономических параметрах. Растет разрыв между тем, какими мы хотим себя видеть, и тем, какова наша реальная позиция в глобальном экономическом пространстве. Ведь вместе с технологиями и товарами мы импортировали идеи, воплощенные в продуктах, созданных другими нациями, тем самым заимствуя чужой образ жизни. Что отчасти и повлекло за собой утрату самоидентификации. Технологическая бифуркация, наблюдаемая сегодня, существенно деморализует, но самое опасное — она делает неопределенным будущее. Остро встает вопрос выбора пути. Вопрос национальный, но одновременно личный — как в изменившихся условиях обеспечить настоящее для себя и будущее для своих детей?

Действительно ли источники развития утрачены? В парадигме роста цены знаний можем ли мы считать Россию «бедной» державой? Вовсе нет! Бесчисленные примеры тому подтверждение. Возьмем только новейшую историю — всего три года назад начали работать инжиниринговые центры при университетах. Но уже сегодня они располагают полным спектром известных заказчиков: Boeing, Airbus, LG, BMW Group… Многие выдающиеся продукты, современные технологии рождаются в России. Мы просто об этом не знаем или стеснительно предпочитаем не знать, формируя у всей нации синдром «выученной беспомощности».

Что мешает сегодня преодолеть остановку в развитии, перейти на новые источники формирования общественных благ? Давайте вдумаемся: за последние полтора десятка лет мы наблюдаем рост экспорта российских технологий более чем в пять раз, но данные темпы несопоставимы с ростом экспорта сырьевого. Повод для самобичевания? Лишь отчасти. Если взглянуть на это, исходя из общих культурных установок, ярко высвечивается барьер, препятствующий развитию. Соотношения экспорта и импорта сырья и технологий иллюстрируют глубинное, почти священное уважение к знаниям и творческим продуктам в целом: продавать «приземленные» ресурсы для русского — достойно, творчество — немыслимо.

Преодолеть сложившийся ментальный барьер в отношении цены идей означает создать новый источник развития России. Источник, в основе которого — творческие способности человека. Личность должна и может стать и ресурсом развития, и объектом пристальной заботы и инвестиций общества и государства.

Безусловно, деньги в России никогда не были, да и не будут мерилом творческой активности, уровня достижений в науке и культуре. Но в современном мире это показатель значимости и влияния нации. Творческая экспансия — задача, о которой говорил президент России в 2015 году в послании Федеральному собранию. Возмездно распоряжаться знаниями, бережно относиться к одаренному человеку и поэтапно наращивать экспорт технологий и творческих продуктов. В этом смысле глобальные вызовы дают нам невероятные возможности. Новый век — век идей, и это — шанс России.

Творчество уже сейчас становится источником экономического развития, только мы зачастую над этим не задумываемся. Много ли рассказывается в средствах массовой информации о том, что «Росатом» экспортирует не только энергию? Насыщая свои технологические решения прорывными идеями, обеспечивая их правовую охрану за рубежом, корпорация осуществляет сделки с интеллектуальными правами на сотни миллионов евро. Знаете ли вы о том, что FABION — принтер, который «печатает» живые ткани и органные конструктивы, созданный компанией 3D Bioprinting Solutions, — российское решение, да и сама компания — российская? Что удивительная ручка CreoPop, позволяющая рисовать фотополимерными чернилами сразу в пространстве, создана сибирским стартапом, а прорывной российский генно-терапевтический противоопухолевый препарат для лечения рака АнтионкоРАН-М невероятно востребован в мире?..

Россия меняется, меняются корни экономики и национальной безопасности. Сегодня они уже не только и не столько в заводах, сколько в университетах.

Совсем недавно глава государства, на конференции, посвященной 175-летию Сбербанка России, впервые сопоставил доходы от экспорта вооружений с прибылью от экспорта программного обеспечения. Востребованность российских IT-продуктов — что это, как не оценка полезности, значимости и влияния страны, новый образ России — поставщика идей и технологий для всего мира?

«Большой разворот» России ярко иллюстрирует статистика — только за три последних года в рейтинге инновационно развитых стран мы поднялись на 19 пунктов: в экспорте культурных и творческих продуктов — на 11-е место, по заявкам на патенты — на 18-е, на полезные модели — на 7-е.

Что необходимо сделать, дабы перейти в новую реальность? Первое — сформировать общие цели, преодолев атомизацию и разобщенность в усилиях ученых, инженеров, предпринимателей и власти. Только там, где Россия концентрируется, она достигает прорыва. Это крайне непростая, деликатная задача — здесь нельзя давить и приказывать.

Какими должны быть приоритеты, главные области концентрации творческих усилий? Что исконно присутствует в национальном характере, обеспечивая нам конкурентное преимущество? Этот вопрос не одно столетие беспокоил и русских, и зарубежных мыслителей. Один из наиболее точных, на мой взгляд, ответов дал еще в начале прошлого века Николай Бердяев: «Огромные пространства легко давались русскому народу…» Именно поэтому, как мне кажется, одно из важнейших направлений, по которым могут быть получены уникальные технологии и решения, — освоение пространств. Многовековое понимание широты, масштаба, присущее русскому народу, вполне может стать основой не только для дальнейшего освоения нашей страны, но и базисом для международного партнерства, инициатив в освоении сфер глобальной значимости — Мирового океана, космоса.

Не менее значимая и важная черта, характерная для россиян,— «взгляд в себя», внимание к человеку, его внутреннему миру, нравственному выбору. Современная технологизированная культура в стремлении расширить рынки, активно формируя и стимулируя новые потребности, зачастую забывает об этических аспектах — эмоциональной, психологической сфере, взаимоотношениях людей. В нашей традиции путь к приятию чего бы то ни было, включая новые технологии и продукты, лежит через осознание. Это может обеспечить успех еще в одной сфере: этические вопросы технологий, формирование и управление социотехническими системами, развитие искусственного интеллекта — та область, где должны появиться уникальные русские продукты, полезные для всего мира, гармонично объединяющие достижения технические и гуманитарные.

Вторая, не менее важная задача — придать новый импульс экономике, изменив систему ценностей в обществе, когда сырьевые ресурсы признаются безоговорочным достоянием, в отличие от творческих, интеллектуальных достижений, занимающих размытые и второстепенные позиции. Для этого остро необходимо общими усилиями вернуть в публичное поле имена талантливых творцов. Выдающиеся граждане на протяжении всей истории рождали особое отношение к России, а сейчас эти примеры — условие перехода страны к новым источникам развития.

Наконец, третье — вернуть в общество доверие. Русский человек, когда он верит в то, что будет понят и принят, что его талант может реализоваться в родной стране и, как следствие, во внешнем мире, способен на многое. Творческие люди в новой системе координат должны доверять друг другу, предпринимательскому сообществу и, конечно, государству. Особенно важно отношение к государству — как к помощнику в реализации замыслов, гаранту справедливости, эффективному регулятору новой системы общественных отношений.

Сегодня значительные усилия государства сконцентрированы именно в этой сфере. Они и создают «переключатель», способный сменить источник развития с внешних бескрайних пространств на безбрежный внутренний мир русского творческого человека. Переключатель исторический, который уже неотвратимо заменит «ресурсные» ценности россиян на ценности интеллектуальные, соединив славное прошлое, изменчивое настоящее и устойчивое будущее.

(Сергей Матвеев - заместитель директора департамента науки и технологий Министерства образования и науки РФ. Колонка опубликована в газете «Культура», 21.11.16)

Shaman признался, что не носит нижнее бельё

19.05.2024 13:15 Звезды Рубрика: Хроника 16+
продюсерский центр Shaman

Певец Shaman (Ярослав Дронов) признался, что никогда не носил трусы – он просто не понимает, зачем они нужны. Об это Ярослав рассказал корреспонденту НТВ перед концертом в Рязани. Во время распаковки чемоданов в отеле упомянул случаи, когда фанаты воруют у знаменитостей нижнее белье. Певец со смехом сказал, что ему это не грозит: в его вещах поклонники не найдут исподнее.

- Не совсем понимаю концепцию нижнего белья, для чего оно нужно, поэтому я не ношу нижнее белье. В этом нет смысла. Трусов у меня никогда не было, - заявил Shaman.

Источник: НТВ Фото: продюсерский центр Shaman На фото: {onphoto}
Теги: нижнее белье, Ярослав Дронов / Shaman
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Сегодня родились Наталия Орейро и Лера Кудрявцева

19.05.2024 08:00 Звезды, Музыка Рубрика: Хроника 16+
соцсети

19 мая2024 года, воскресенье.

Камерный ансамбль «Солисты Москвы» Юрия Башмета отметит день рождения в КЗЧ.

«Кровавую свадьбу» Лорки покажут в Театре Ермоловой.

«Питер Пэн» с Нонной Гришаевой отправится в Театр Эстрады.

Филипп Киркоров войдет в жюри в финале «Новой Фабрики звезд».

«Чужую» с Анной Слю и Артемом Ткаченко покажет «viju TV1000 русское».

27 лет певцу Косте Лакосте.

30 лет назад группа «Браво» дала последний концерт с вокалистом Валерием Сюткиным (в городе Тюмени).

31 год актёру Никите Волкову.

32 года диджею и продюсеру Marshmello.

32 года певцу Сэму Смиту.

33 года лидеру группы «Нервы» Евгению Мильковскому.

35 лет солисту группы «Время и Стекло» Позитиву.

45 лет участнику дуэта Filatov & Karas Алексею Осокину.

47 лет певице и актрисе Наталии Орейро.

49 лет певице Еве Польной.

50 лет кинорежиссёру Томасу Винтербергу.

53 года телеведущей Лере Кудрявцевой.

58 лет руководителю группы «Белый день» Валерию Сёмину.

59 лет актёру Михаилу Горевому.

59 лет артисту синхробуффонады Александру Пескову.

65 лет назад родился кинорежиссёр Михаил Калотозишвили (1959-2009).

66 лет исполнителю шансона Валерию Курасу.

67 лет театральному режиссёру Евгению Марчелли.

70 лет экс-барабанщику AC/DC Филу Радду.

75 лет назад родился басист и вокалист группы ZZ Top Дасти Хилл (1949-2021).

78 лет актёру и режиссёру Микеле Плачидо.

79 лет гитаристу и лидеру группы Who Питу Тауншенду.

100 лет назад родился кинорежиссёр Наум Бирман (1924-1989).


20 мая.

Семен Серзин отправит героев романа Тургенева «Отцы и дети» во времена перестройки.

15 лет актрисе Анне Пересильд.

15 лет назад умер актёр Олег Янковский (1944-2009).

25 лет актёру Рузилю Минекаеву.

31 год певице Элине Чаге.

34 года актёру Джошу О'Коннору.

36 лет актёру Тимоти Олифанту.

40 лет актрисе Дарье Екамасовой.

42 года солистке группы «Вирус» Ольге Лаки.

42 года певице Наталье Подольской.

42 года певцу Эду Шульжевскому.

43 года участнику группы Five Шону Кьерану Конлону.

46 лет режиссёру и сценаристу Майку Флэнегану.

49 лет певцу Шуре.

50 лет актрисе Олесе Судзиловской.

51 год гитаристу Константину Ковачеву.

54 года актёру Олегу Василькову.

57 лет актёру Гоше Куценко.

66 лет актёру Алексею Гуськову.

78 лет певице Шер.

80 лет назад родился певец Джо Кокер (1944-2014).

81 год певцу Аль Бано.

85 лет назад родился актёр Роман Карцев (1939-2018).


21 мая.

Семен Серзин отправит героев романа Тургенева «Отцы и дети» во времена перестройки.

«Аиду» Джузеппе Верди в постановке Дмитрия Бертмана покажут в кино.

28 лет солистке группы «Зоя» Ксении Руденко.

29 лет актрисе Полине Ауг.

33 года певцу Никите Преснякову.

33 года актрисе Саре Рамос.

35 лет рэперу Кизару.

37 лет певице Санте Димопулос.

44 года певцу Готье.

45 лет назад Элтон Джон дал в Ленинграде первый из восьми концертов в Советском Союзе, став первой западной звездой рок-музыки, выступившей в СССР.

58 лет актрисе Лизе Эдельштейн.

60 лет назад родился клипмейкер Андрей Новосёлов (1964-2022).

62 года актёру, сценаристу и режиссёру Олегу Фомину.

65 лет режиссёру и сценаристу Нику Кассаветису.

70 лет гитаристу Марку Рибо.

75 лет назад родилась актриса Любовь Полищук (1949-2006).

76 лет певцу Лео Сейеру.

90 лет назад родился кинорежиссёр Глеб Панфилов (1934-2023).

100 лет назад родился писатель Борис Васильев (1924-2013).

Фото: соцсети На фото: Наталия Орейро
Теги: события дня

Актриса Кейт Хадсон выпустила дебютный альбом

18.05.2024 18:10 Звезды, Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка альбома

Релиз дебютного альбома актрисы Кейт Хадсон «Glorious» состоялся 17 мая 2024 года. В пластинку вошли 12 треков, в том числе выпущенные ранее синглы «Talk About Love» и «Live Forever».

- Кейт Хадсон не знает, почему она так долго шла к этому, особенно учитывая, что внутри нее всегда кружится музыка, - сообщается в пресс-релизе. - Выросшая между горами Колорадо и пляжами Санта-Моники и Малибу, она достигла совершеннолетия, слушая радио, которое транслировало всё: от Pearl Jam до Pharcyde, от Нила Янга до De La Soul. И так много женщин - от Мадонны до Пэтти Гриффин и Шерил Кроу, которые уловили все эмоции, которые испытывает юная девушка. У актрисы всегда была жажда музыкального самовыражения женщины: ведь она сыграла величайшую музу рокера в фильме Кэмерона Кроу «Почти знаменит». Естественная, легкая, заинтересованная, в ее песнях есть и самоанализ, и торжество самотечения. Приглашая почувствовать, прикоснуться и даже поискать и найти плотское удовольствие, Кейт Хадсон понимает и принимает фазы и этапы современной музыки плавно, но четко и честно, и в то же время готова оставить все это за дверью во имя любви.

Фото: обложка альбома На фото: {onphoto}
Теги: Кейт Хадсон, дебютный альбом
β 16+