Рецензия: опера “Орфей” в Театре им. Покровского ****
Премьера оперы “Орфей” состоялась 17 декабря 2016 года в Камерном музыкальном театре им. Б.А.Покровского.
“Орфей” (1762 г.) - одна из лучших опер австрийца Кристофа Виллибальда Глюка. Композитор создал ее в двух редакциях, а в 1859 году Гектор Берлиоз придумал их объединить. Театр им. Покровского взял за основу именно этот синтезированный вариант: язык - французский, партию Орфея исполняет меццо-сопрано.
Над оперой работали: дирижер-постановщик Геннадий Рождественский, режиссер-постановщик и хореограф Михаил Кисляров, художники Виктор и Мария Вольская. Не обошлось и без компьютерной графики Яна Калнберзина. Она очень уместна: то заменяет декорации, то добавляет динамики.
История Орфея и Эвридики по-прежнему современна. Вечные темы: любовь, смерть, сила искусства. В версии Михаила Кислярова две юные подруги, наши современницы, фантазируют на тему античной легенды. Одна из них, более романтичная, становится Эвридикой (Ольга Бурмистрова в летящих одеждах на манер древнегреческих); другая, ее подруга-художница (Екатерина Ферзба в шортах и с рюкзачком за спиной) берет на себя роль Амура. А вот и Орфей - легендарный персонаж в древнегреческих одеждах (Мария Патрушева), величавый и отстраненный. В его руки свыше спускается лира, он благородно скорбит о безвременно ушедшей Эвридике. Впрочем, после в руках Амура лира успешно перевоплощается в лук (и немного заинтригуем - это не единственная эффектная метаморфоза в постановке!). Выбор солисток удачен: красивые голоса, различные по тембру.
Присутствует невидимый хор. Надо отметить, что состоит он из солистов, не занятых в ролях - такой принцип уже давно сохраняется в театре. Очень жаль, что на премьере их нельзя было увидеть на поклонах. Надеемся, это разово.
Как писали современники Глюка, в опере “все выражено языком возвышенного страдания без чрезмерной напыщенности”. Второе действие открывает знаменитое флейтовое соло (Леонтий Савкин). Не менее известна ария Орфея. Дуэты и трио завораживают. Оркестр под руководством Дмитрия Крюкова сохраняет благородство стиля даже в виртуозных моментах.
Впрочем, есть и недостатки. В основном чисто технические, которые отшлифуются со временем. Из действительно серьезного - финал, который можно было бы обозначить куда более четко.
Как уже говорилось, произведение не надрывное, не пафосное. Очень уместны здесь и небольшой зал, и маленькая сцена. “Орфей” - добрая сказка, где много печали, но все хорошо кончается. Однозначно стоит зайти в уютный театр на Никольской улице, недалеко от Кремля, чтобы увидеть и услышать это рождественское чудо.
Елена Лянгер для InterMedia
Фото: Игорь Захаркин
Михаил Турецкий и Ольга Кабо получили государственные награды
Президент РФ Владимир Путин наградил орденом «За заслуги в культуре и искусстве» художественного руководителя «Хора Турецкого» Михаила Турецкого. Соответствующий документ размещен на портале правовой информации.
- За большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность, - сообщается в обосновании.
Медалью «За труды в культуре и искусстве» отмечены актриса театра и кино Ольга Кабо и артистка Московского театра «У Никитских ворот» Наталья Корецкая.
Татьяна Васильева и Ефим Шифрин станцуют в ЦДКЖ
Премьерный показ лирической комедии «Танцуй со мной» состоится в театрально-концертном зале ЦДКЖ 15 мая 2024 года. В постановке заняты Татьяна Васильева и Ефим Шифрин. Премьера спектакля по пьесе Михаила Хейфеца «Рок-н-ролл на закате» состоялась в 2020 году.
В постановке предлагается посмотреть историю из жизни Мужчины и Женщины. Действие может происходить, где угодно, когда угодно, в какой угодно стране, а время действия одно – наши дни. Клубы по интересам необыкновенно популярны: есть общество рыболовов и охотников, нумизматов, филателистов, шахматистов. Героиня Татьяны Васильевой записалась в танцевальный клуб. И герой Ефима Шифрина пришел туда же. Ну, сколько можно сидеть в четырех стенах? Жизнь устоялась, дети, внуки… Все есть! Но чего-то не хватает. Может быть, чьей-то улыбки, доброго взгляда, взаимной заботы… Их поставили в пару. И Она, героиня Татьяны Васильевой, ему даже понравилась… Вдруг без объяснений, по-английски, Он исчезает.
И вот Она стоит у его квартиры, с апельсинами, и требовательно звонит. Откроет ли наш герой дверь…Сумеют ли они найти общий язык и понять друг друга… Что их ждет – общая дорога или эгоизм одиночества возьмет верх… Подарит ли им судьба шанс станцевать свой танец?
По мнению создателей проекта, Михаил Хейфец написал нежнейшую пьесу о мужчине и женщине, полную ожидания, нетерпения, надежды, самолюбия и доверия. Зрителям предстоит увидеть волнующий спектакль и, быть может, как и героям, сделать свой выбор.
- Счастье артиста заключается не в том, чтобы, наклеев усы и бороду, стать другим, а в том, чтобы, став другим, ощутить себя счастливым, - говорит Ефим Шифрин. - Мой герой – одна из вариаций меня самого, если б только я умел танцевать так, как он, в реальной жизни...
Дополнительная информация: +7 (926) 988-5297 (Елизавета Бузанова, продюсерская компания «Арбат»).
Умерла патриарх Театра Сатиры Зоя Зелинская
Актриса Зоя Зелинская скончалась 29 апреля 2024 года в возрасте 94 лет. О ее смерти сообщатся на сайте Театра Сатиры, где она служила без малого 70 лет.
Зоя Зелинская (девичья фамилии Ющук) родилась в Москве 8 декабря 1929 года. В 1954-м окончила ГИТИС, факультет актёров музыкальных театров (курс Андрея Гончарова), и была принята в труппу Театра Сатиры. Более всего известна по роли пани Терезы в телевизионной передаче «Кабачок 13 стульев», режиссёром которой был её первый муж Георгий Васильевич Зелинский.
В Театре Сатиры играла в спектаклях «Грустно, но смешно», «Как пришить старушку», «Клоп», «Баня», «Мистерия-буфф», «Дамоклов меч», «А был ли Иван Иванович?», «Трехгрошовая опера», «Дом, где разбиваются сердца», «Самоубийца», «Идеальный муж», «Будем знакомы», «Где мы?!..» и других.
Зелинская много снималась и в кино, дебютировав как эпизодическая актриса в фильме «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова в 1956 году. В числе других ее работ – «Мужчины и женщины», «Предсказание», «Пчёлка», «На углу, у Патриарших», «Тесты для настоящих мужчин», «Досье детектива Дубровского» и др.
По данным СМИ, прощание с актрисой пройдет 1 мая в Театре Сатиры, похороны состоятся на Троекуровском кладбище.