Билли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамой

Видеопиратство в Рунете в 2009–2015 г.

Интеллектуальное пиратство считается одной из самых серьезных проблем, стоящей на пути развития киноиндустрии. В пресс-службе МВД InterMedia сообщили, что в 2015 г. сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации было выявлено 1758 преступлений, связанных с нарушением авторских и смежных прав. Из них в 195 случаях предметом посягательства являлась аудио- и видеопродукция. Общий выявленный ущерб превысил 36,5 млн руб. По оценке Совета законодателей РФ, общий ущерб от деятельности пиратов составляет 15–20 млрд руб. в год.

В докладе «Масштабы видеопиратства в России и потенциальный эффект от его снижения», подготовленном международной аудиторско-консалтинговой компанией EY (ранее известной как Ernst & Young) для форума Russian Interactive Week 2016 в Москве, приведены данные о росте объёма легальных продаж домашнего видео в США с 2010 по 2015 гг. с 19 до 21 млрд. долл. (включая физические носители и цифровые сервисы). Для России по данным EY этот показатель в лучший год (2009) составлял около 32 млрд руб. (около 1 млрд долл.), после чего началось обвальное падение до 4 млрд руб. в 2015 г. (около 66 млн долл.). Таким образом, за 7 лет обороты домашнего видео в России сократились на 88%.

В экспертном сообществе принято считать, что это стало результатом активного развития пиратства. Так, в упомянутом докладе EY произведены расчеты пиратского рынка в 2009 г., явно превышающего легальный по денежному объёму (30–40 млрд долл.) и многократно (в 6–9 раз) превышающего по количеству единиц носителей. По расчетам EY, из 100 проданных носителей пиратские составляли 80–90% рынка.

Взяв за основу общие показатели рынка 2009 г., аналитики EY оценили нынешний потенциал рынка в 65 млрд руб. (около 1 млрд долл.), что значительно превышает объёмы доходов кинопроката, составившие в 2015 г. 47 млрд руб.

При сравнении показателей заметно, что в США изменение технологий привело к росту доли стриминговых сервисов, благодаря чему на рынке домашнего видео доходы перераспределились между носителями, а сам рынок остался практически на прежнем уровне. Похожая картина наблюдается и в других развитых странах.

В России, как и в большинстве других развивающихся стран, сегмент физических носителей многократно сократился и практически перестал занимать значимую долю рынка, но заметного роста национальных стриминговых сервисов за тот же период не произошло.

Рынок домашнего видео в США, 2010–2015 гг.

По данным EY

Рынок домашнего видео в России, 2009–2015 гг.

По данным EY

Доклад EY обращает внимание на то, что аудитория пиратских ресурсов вчетверо превышает аудиторию легальных видеосервисов - лишь каждый пятый пользователь смотрит легальный контент. Общая аудитория длинных и средних видео (фильмы и сериалы) в интернете составила, по оценке EY, 5,6 млн человек в сутки, и лишь чуть больше 1 млн из них пользуется легальными видеосервисами. 4,5 млн пользователей постоянно потребляют пиратский контент.

Соотношение количества потребителей лицензионного и пиратского контента

По данным EY

Среднесуточная аудитория видеосмотрения, 2015 г., млн чел. в сутки

По данным EY

Легальные онлайн-кинотеатры показывают небольшой, но уверенный рост. Однако даже самые крупные из них привлекают внимание только 5–7% общей аудитории онлайн-видеосервисов, что составляет 0,3–0,5% от общей интернет-аудитории РФ.

Аудитория легальных онлайн-кинотеатров, 2015 г., млн чел. в сутки

По данным TNS и отчетности компаний

Значительная часть экспертов считает, что одной из важных причин такой нерадостной ситуации является низкая правовая культура граждан. В 2015 г. компания ESET Russia провела опрос пользователей на тему их отношения к пиратству, в котором приняли участие более 9 тыс. респондентов.

Отношение пользователей к пиратству, 2015 г.

По данным ESET

Оказалось, что более четверти опрошенных (27%) пользуются пиратскими сервисами из принципиальных соображений, считая, что в интернете все должно распространяться бесплатно. Всего 14% – честные пользователи, предпочитающие покупать лицензионный контент. Более четверти пользователей (26%) покупают ПО и игры, но музыку и кино часто потребляют незаконно, оправдываясь небольшим количеством легальных сервисов и неполным ассортиментом предлагаемого ими контента. Около трети (33%) просто не отличаются особой технической и юридической грамотностью, а потому используют любой доступный контент. Таким образом, можно говорить о том, что 86% пользователей Рунета считают потребление пиратского контента вполне приемлемым или даже правильным.

К аналогичным выводам пришли эксперты Института развития интернета (ИРИ). Согласно результатам их опроса, оглашенным на форуме «Интернет+Медиа», лишь 33% респондентов положительно ответили на вопрос о том, соответствует ли предложение легального контента спросу. При этом также выяснилось, что сами потребители слабо проинформированы о состоянии рынка легального контента – лишь 21% опрошенных ответили положительно.

Типы пиратских сайтов

По просьбе информационного агентства InterMedia Российская антипиратская организация (РАПО) предоставила свои расчеты показателей борьбы с видеопиратством. По оценке РАПО, в 2015 г. в Рунете нелегальный видеоконтент предлагало около 10 тыс. сайтов.

Распределение сайтов с пиратским контентом по типам, 2013–2015 гг.

По данным РАПО

Заметный рост показывает самый популярный формат пиратского ресурса сейчас – каталог фильмов с возможностью онлайн-просмотра прямо на сайте (стриминг). В 2015 г. доля этих ресурсов увеличилась до 51% (то есть, сейчас их более 5000). Драйвером роста является быстрое распространение в РФ широкополосного доступа в интернет (ШПД), позволяющего смотреть фильмы без предварительного скачивания файлов, что значительно удобнее для пользователей.

Ресурсы с каталогами ссылок и торрент-трекеры пока занимают значительную долю пиратского рынка, но их количество постоянно сокращается. Очевидно, хозяева ресурсов определились с трендами и теперь инвестируют в стриминг.

Социальные сети – самая малочисленная группа сайтов, но именно она проявляет наибольшую активность, привлекая массового пользователя (в настоящее время среднесуточная аудитория только соцсети Вконтакте, по данным TNS Web Index, составляет 21,4 млн чел., то есть 32,4% от всей интернет-аудитории РФ). Кроме того, контент социальных сетей зачастую используется пиратами на сторонних ресурсах посредством размещения медиаплееров от «ВКонтакте», «Одноклассников» или YouTube. При этом просмотр нелегального контента физически осуществляется именно на пиратских сайтах.

Борьба правообладателей с пиратством

В последние годы правообладатели заметно активизировались в борьбе с пиратством. Основным способом пресечения распространения нелегального контента стал так называемый «антипиратский закон» – Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». Он предусматривает возможность блокировки как незаконно размещенных на сайтах аудиовизуальных произведений, так и самих сайтов, содержащих нелицензионный контент, по требованию правообладателя, в том числе на постоянной основе (ст. 26 ГПК в редакции «второго антипиратского пакета»).

Результаты борьбы с пиратами оказались весьма спорными. С одной стороны, блокировку оказалось достаточно легко обойти - «вечная» блокировка ресурса RuTracker.org привела всего лишь к снижению посещаемости на 20%, а файлообмена между пользователями – на 3%. С другой стороны, даже такие результаты стали для отрасли «глотком свежего воздуха». Так, в Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ считают, что в результате борьбы с пиратством за 2015 г. число пользователей интернета, покупающих легальный контент, увеличилось с 12 млн до 18 млн чел.

За 2012–2015 гг. специалистами Российской антипиратской организации (РАПО) было отправлено множество уведомлений о нарушениях, что охватило все типы сайтов и практически всех хостинг-провайдеров в РФ.

Реакция сайтов на запросы РАПО, 2012–2015 гг.

По данным РАПО

Как видно из диаграммы, до введения антипиратского закона владельцы ресурсов часто не принимали никаких мер по устранению незаконно размещенного контента, игнорируя требования правообладателей. Закрыть такие сайты удавалось лишь в небольшом количестве случаев. С введением антипиратского закона значительно выросла не только эффективность обращений, но и доля сайтов, сменивших хостинг и переехавших за пределы РФ после уведомления РАПО о нарушениях.

При этом положительная динамика усиливается. Доля сайтов, игнорирующих требования правообладателей, снизилась до 20% в 2014 г. и до 13% в 2015 г. Доля закрытий сайтов также растет: с 16% в 2012 г. до 29% в 2015 г.

Таким образом, за 2015 г. положительные для правообладателей реакции (удаление ссылок, блокировка контента и закрытие сайтов) составляют уже 74% от всех реакций хостинг-провайдеров.

Доля успешных обращений по удалению контента, кварталы 2012–2015 гг., %

По данным РАПО

Доля успешных обращений РАПО по удалению контента также выросла. С 45% в конце 2012 г. она поднялась до 71% к концу 2015 г.

Реакция хостинг-провайдеров на запросы РАПО, 2013–2015 гг.

По данным РАПО

С принятием закона хостинг-провайдеры стали оперативнее реагировать на требования правообладателей. Если в 2013 г. лишь по итогам 17% обращений нарушителей блокировали, то в 2015 г. доля таковых достигла уже 44%. В то же время все реже требования игнорируются: с 30% в 2013 г. их доля сократилась до 6% в 2015 г.

Размещение хостинга российских пиратских сайтов

2013 г.

2014 г.

2015 г.

По данным РАПО

Примечание: В 2013 г. РАПО впервые подсчитала доли стран, в которых размещаются пиратские сайты. В 2014 г. число закрытых сайтов было подсчитано среди переехавших в другие страны, однако впоследствии было решено учитывать только действующие пиратские сайты.

В 2013 г. пиратские сайты размещались в основном в России, и лишь 14% – за рубежом (в основном, в Германии и Нидерландах). С 2014 г. ситуация начала меняться. Почти половина пиратских сайтов за два года успела переехать за рубеж, чтобы работать на территории России оттуда. В 2015 г. значительно выросла доля сайтов, работающих из США (21%), Нидерландов (5%) и Украины (4%).

Итоги

В последние годы в РФ наблюдается положительный тренд роста внимания к проблеме интеллектуального пиратства на всех уровнях власти. Поправки в законодательство, принятые правительством РФ в 2015 г., призваны были изменить ситуацию.

Директор по общим вопросам РАПО Олег Абрамов оценивает эти изменения позитивно, хотя отмечает наличие некоторых проблем.

– Действующее законодательство дает возможность правообладателям эффективно защищать свои права, в том числе с применением крайней меры, т.е. уголовного наказания. Конечно, не все так гладко, как хотелось бы, но надо учитывать, что правообладатели и государственные органы, обеспечивающие защиту прав правообладателей, всегда выступают в роли догоняющего, – прокомментировал он ситуацию корреспонденту InterMedia.

По словам Абрамова, одной из самых крупных проблем после введения мер по блокировке сайтов стали зеркала – копии заблокированных сайтов, на которых содержится тот же контент. Кроме того, пожизненная блокировка сайтов как одна из самых жестоких мер по борьбе с пиратством хоть и эффективна, но мало используется правообладателями. Данная процедура не сложная, но довольно длительная, она занимает не меньше 4–5 месяцев, так как предусматривает обязательные последовательные процедуры в суде.

–Зато после блокировки сайта сразу появляется его зеркало с теми же фильмами. И смысл проведения длительной процедуры по пожизненной блокировке теряется. Иное дело – предварительные обеспечительные меры. В этом случае процедура занимает 1–2 дня, что очень важно в период премьерного выхода фильма. Правообладатели активно применяют данную процедуру для защиты своих фильмов в интернете», – отмечает Олег Абрамов.

В заключение краткого обзора информационное агентство InterMedia считает нужным отметить, что пути решения проблемы защиты интеллектуальной собственности в интернете в настоящее время ищет большинство развитых стран мира. При этом еще ни в одной из них применяемые механизмы борьбы не доказали свою эффективность.

Данные по 2016 г. будут подготовлены информационным агентством InterMedia к весне 2017 г.

Павел Соломатин, InterMedia

Рецензия на фильм «Майор Гром: Игра»: Городу нужен новый герой

кадр из фильма

Оценка: 5 из 10

Российский кинокомикс «Майор Гром. Игра» выходит в прокат 23 мая 2024 года. Режиссёр: Олег Трофим. В ролях: Тихон Жизневский, Александр Сетейкин, Любовь Аксёнова, Алексей Маклаков и другие.

Как показывают кассовые сборы, оценки зрителей и критиков, жанр кинокомикса утратил популярность и мировое значение. Если раньше фильмы Marvel и DC вызывали ажиотаж ещё до премьеры – фанаты покадрово разбирали трейлеры, строили теории, следили за каждой публикацией актёров, устраивали тематические встречи и боялись, как огня, спойлеров, то сейчас очередное приключение супергероя на Земле, под водой или в космосе - уже не больше, чем пёстрая история, наполненная постмодернизмом, социальными трендами и фансервисом. Последний, кстати - единственный шанс продюсеров привлечь оставшихся поклонников в залы и продать побольше рекламной продукции.

Пока Голливуд ищет новые способы вернуть лояльность публики к жанру, в России стремительно обретают народность live-action ремейки советских мультфильмов. Успех картин «Чебурашка», «По щучьему велению» и «Бременские музыканты» показывает – обновлённые истории любимых персонажей пришлись по душе многим, поэтому в ближайшее время на больших экранах появятся современные версии и домовёнка Кузи, и попугая Кеши. В сложившейся ситуации картина «Майор Гром: Игра» должна выявить, сохранил ли отечественный зритель интерес к кинокомиксам.

В 2021 году «Майор Гром: Чумной доктор» действительно стал для индустрии событием, открывшим глаза на то, что в стране могут снимать не только исторические и сай-фай блокбастеры, такие как «Союз спасения» и «Притяжение», но и создавать собственные киновселенные, с яркими героями, которые находят отклик у молодого поколения. Хотя первый фильм Bubble Studios потерпел финансовое фиаско в прокате, авторы в лице создателя компании Артёма Габрелянова и режиссёра Олега Трофима получили мощную фан-базу. Теперь, когда позади несколько лет и спин-офф «Гром: Трудное детство», поклонники готовы увидеть новые приключения бесстрашного майора из Санкт-Петербурга.

После успешной поимки Чумного доктора жители чествуют Игоря Грома (Тихон Жизневский). Про него снимают кино, выпускают игрушки, ставят памятники, рисуют комиксы, одним словом — популярность нашла своего героя. Однако времени спокойно довольствоваться славой нет. В городе появляется преступник по прозвищу «Призрак» и ставит майору Грому условие – либо он уходит из полиции, либо пострадают невинные люди. Кажется, выбор очевиден, но идти на поводу у бандита не входит в планы блюстителя закона.

Сюжет сиквела основан на одноимённой пятой книге из линейки комиксов «Майор Гром», только с несколькими изменениями. В оригинале действие происходит в Петербурге и Венеции, а события фильма разворачиваются исключительно в Северной столице. Также сценаристы на правах полноценного персонажа ввели в сюжет оружейного магната Августа ван дер Хольта (Матвей Лыков), который является главным противником Красной Фурии, другого героя Bubble Comics, получившего собственный сериал на КиноПоиске.

Несмотря на подобные авторские перестановки, «Майор Гром: Игра» остаётся, как и первая часть, апроприацией голливудских боевиков. Если в «Чумном докторе» узнавались элементы Бондианы и «Возвращения Тёмного рыцаря», то в «Игре», к сожалению, легко виден лейтмотив «Тёмного рыцаря» Кристофера Нолана. И все режиссёрские попытки Олега Трофима разнообразить ленту ещё больше лишают её визуальной самобытности и превращают в растянувшийся на два с половиной часа клип.

Впрочем, даже такой внушительный хронометраж не раскрывает персонажей и не позволяет им сопереживать. Возникает ощущение, что авторы бросили все силы на создание запутанной истории и напрочь забыли о своих героях. Тихон Жизневский в образе народного мстителя, словно забывая прошлый трагический опыт, продолжает решать проблемы как ему угодно. Бегает по городу в поисках Призрака и, попадая в нелепые обстоятельства, теряет доверие граждан. Конечно, удивительно, что в фильме о репутации говорят блогеры и стримеры, хотя их камео скорее всего обусловлены желанием создателей получить больше рекламы на разных интернет-площадках. Тем не менее, помимо Грома, развития не получают ни персонаж его девушки Юли Пчёлкиной (Любовь Аксёнова), ни напарник Дима Дубин (Александр Сетейкин). Они, как и раньше, продолжают быть группой поддержки Игоря и находиться в стороне от главного конфликта.

Единственное, что в вызывает интерес – стремление начальства в лице Марии Архиповой (Ольга Сутулова) произвести судьбоносные реформы. Заменить не прошедших аттестацию полицейских патрульными дронами, тем самым подняв эффективность правоохранительных органов. Однако потенциальный конфликт интересов, в котором фигурируют частный западный бизнесмен Август ван дер Хольт и Министерство обороны России, становится слишком предсказуемым и лишь отвлекает от основных действий. Безусловно, намерение авторов играть с актуальными темами похвально, но к серьёзным обсуждениям и дискуссиям это не приводит.

Вопреки сумбурному и рваному повествованию, качество визуальных эффектов и экшен-сцен сиквела не отметить было бы просто недопустимо. Особенно стоит выделить эпизод в тюрьме с хорошо поставленной боевой хореографией, где Грому противостоит толпа заключённых во главе с неузнаваемым комиком Евгением Чебатковым. Также похвальных слов достойна операторская работа Максима Жукова. С технической стороны «Игра» смотрится современно и зрелищно, а некоторые кадры даже достойно продолжают эстетику Ренессанса.

Но всё же этого недостаточно, чтобы фильм стал зрительским хитом. Истории не хватает драматизма и внутренней борьбы главного героя, когда личные интересы и принципы сталкиваются с профессиональными обязанностями. Когда предстоит сделать сложный выбор, который изменит представление о морали и совести. Возможно Bubble Сomics припасли данное перевоплощение для третьей части, но зачем было откладывать, если можно было удивлять уже сейчас?

Алишер Улфатшоев, "ИнтерМедиа"

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Иван Колесников попадет в схватку КГБ и ЦРУ в «Разящем луче»

предоставлено пресс-службой Рен-ТВ

Съемки шпионского детективного сериала «Рен-ТВ» «Разящий луч» стартовали в Москве в конце весны 2024 года. Главные роли в 8-серийной картине исполнят Иван Колесников, Дарья Мороз, Павел Трубинер, Кирилл Гребенщиков, Марина Петренко, Анна Воркуева и Владимир Виноградов, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе проекта.

В сюжете картины в прошлом талантливый физик, а ныне успешный валютчик Ким Никаноров оказывается втянут в опасную схватку КГБ и ЦРУ. Американцы хотят получить секреты советской научной лаборатории, разрабатывающей лазерные технологии для нужд Обороны СССР. Киму придется столкнуться с предательством тех, кому он верил, и с угрозами тем, кого он любит.

– В период холодной войны борьба контрразведок была на самом пике, – рассказывает о проекте его режиссер Алексей Мурадов. – Особенно это касалось сферы научных открытий, разработок для военно-промышленного комплекса. Важно стать первыми. А также противостоять попыткам украсть идеи, внедрить агентов, повлиять на ученых, переманить их… В сериале «Разящий луч» речь идет о применении лазера для целей военно-промышленного комплекса. В нашем шпионском детективе в центре событий – человеческая драма, главный герой попадает в ситуацию, когда он вынужден стать двойным агентом. Это история о сложном выборе.

КГБ СССР встревожен попытками ЦРУ проникнуть в секреты лаборатории нобелевского лауреата Николая Басова (Евгений Харитонов), разрабатывающей лазеры для противоракетной обороны. Полковник КГБ Валентин Симагин (Кирилл Гребенщиков) вербует Кима Никанорова (Иван Колесников), бывшего сотрудника лаборатории, ставшего валютным спекулянтом. Он должен стать каналом дезинформации для американцев о деятельности лаборатории. Кима устраивают снова работать к Басову и помогают ему установить контакты с резидентом ЦРУ. Все идет по плану КГБ, но вскоре Ким сталкивается с очень опытной и изощренной противницей – агентом ЦРУ с позывным Леонардо (Дарья Мороз). Она подозревает, что Ким – подставная фигура КГБ...

Ранее стало известно, что премьера сериала «Первый класс» состоится 23 мая 2024 года в онлайн-кинотеатре IVI. Трейлер был представлен 16 мая.

Фото: предоставлено пресс-службой Рен-ТВ На фото: Иван Колесников
Теги: начало съемок, Дарья Мороз, Иван Колесников, сериалы, Разящий луч

Пол Дано сыграет «Кремлёвского волшебника»

Sipa/Fotodom

Пол Дано, Алисия Викандер, Джуд Лоу, Зак Галифианакис и Том Стёрридж исполнят главные роли в фильме «Кремлёвский волшебник» (The Wizard of the Kremlin) – экранизации одноименного романа-бестселлера Джулиано да Эмполи. Как сообщает Variety, режиссером проекта выступит Оливье Ассайас («Персональный покупатель», «Двойная жизнь»).

История начинается в России в начале 1990-х годов, после распада СССР. В новом мире, который обещает свободу и флиртует с хаосом, молодой художник и начинающий телепродюсер Вадим Баранов неожиданно становится политтехнологом многообещающего сотрудника ФСБ (бывшего КГБ) Владимира Путина.

- Работая в самом сердце российской власти, Баранов смешивает правду с ложью, новости с пропагандой, направляя все общество, как одно большое реалити-шоу, - сообщается в синопсисе. - Только любовь к притягательной, свободолюбивой Ксении может отвратить его от этой опасной игры.

«Волшебник Кремля» намеревается глазами Баранова показать темные тайны режима, который он помог построить. Главного героя (прототипом которого, вероятно, послужил Владислав Сурков) сыграет Пол Дано.

β 16+