Рецензия: «25/17» - «Умереть от счастья» **** (Видео)

2017, «25/17»
В фильме «Горячие головы» упоминается индеец по имени Танцующий с рокерами. Интересный, должно быть, персонаж, даже жаль, что он не появляется на экране и про него не сняли никакой спин-офф. Группа «25/17», которая раньше по всем признакам подходила под определение «русский рэп», постепенно стала эдакой «танцующей с рокерами». Многочисленные «совместки» с рок-мэтрами, участие в рок-фестивалях и некоторая отстранённость от рэп-коммьюнити - похоже, «25/17» стремятся к тому, чтобы их не причисляли к определённому жанру. Получается неплохо: последние два-три альбома обсуждались далеко за рамками рэп-сообщества, и новую работу с интересом ждали поклонники музыки вообще, а не только рэпа или рока. «25/17» не стесняется говорить о важных и спорных вещах и этим задевает многих слушателей. Андрей «Бледный» Позднухов и Антон Завьялов выбирают любой удобный инструментарий, не слишком заботясь о стилистической принадлежности, поэтому их альбом явно получит солидную аудиторию.
Диск «Умереть от счастья» получился довольно кратким: меньше получаса, а если вычесть межпесенные скиты, то и 25 минут не наберётся. Почти что мини-альбом, но «25/17» (и их слушателей) это не пугает: группа предпочитает обходиться без песенного балласта, чтобы повысить концентрацию важных произведений. Скиты, кстати, тут тоже не только для прокладки между треками - они вполне под стать песням. Да и вообще в их классификации это не альбом и не EP, а «музыкальный аудиоспектакль о поколении 90-х и героине».
Песенную часть открывает тревожная и трогательная «Вернись» с мелодичным припевом. В «Черепе» преобладает уныло-трагический речитатив, который пару раз внезапно и нервно разрезается вокальными атаками. В «Дурачке», записанном при участии Глеба Самойлова и саксофониста Сергея Летова, «25/17» демонстрируют «всю свою звонкую силу поэта» - в текст стоит вслушиваться, чтобы ничего не пропустить. В «Быть взрослым» группа выступает в амплуа рэперов, для которых процесс личного взросления всегда был отдельным поводом для рефлексии (в отличие от русских рокеров, которые, если судить по творчеству, сразу взрослыми родились). Ностальгические куплеты под почти шаманский аккомпанемент перкуссии переходят в припев с рефреном «быть взрослым» и противоречивым списком правил, как надо поступать, будучи взрослым. «25/17» ставят в том числе тяжёлые вопросы, ответов на которые не дают. «Меломан» запоминается участием Ёлки и фразой «я меломан, как Кинчев, люблю музон и кинчик». В «Голубях» «25/17» и приглашённый гость Ноггано дают убедительного шансона, а последней песней оказывается заглавная. В ней рассказывается о прелестях устоявшейся счастливой взрослой жизни - но интонации солистов далеки от безмятежности. Короткий финальный скит «Монстры» надежд на прекрасное будущее и вовсе не оставляет.
Алексей Мажаев, InterMedia