Рецензия: «Время первых». Гвозди б делать из этих людей ****

Историческая драма «Время первых» выйдет в российский прокат 6 апреля 2017 года.Режиссёр: Дмитрий Киселёв. В ролях: Евгений Миронов, Константин Хабенский, Александра Урсуляк, Владимир Ильин, Александр Ильин и другие.
Летчик-космонавт Алексей Леонов (Евгений Миронов) доставляет немало головной боли своим командирам. У него совершенно атрофировано чувство страха, поэтому он привык действовать наугад и идти напролом, а в нестандартной ситуации принимать решения на свой страх и риск, ни с кем не советуясь. В критический момент, когда американцы вот-вот должны послать своего астронавта в открытый космос, такие горячие головы оказываются нужны, поэтому Леонова начинают готовить к ответственному полету.
Напарником космонавта должен стать угрюмый и педантичный Павел Беляев (Константин Хабенский), призванный своей молчаливостью и осторожностью хоть как-то уравновесить неугомонного первопроходца. Однако из-за опрометчивого поступка все того же Леонова он получает серьезную травму и надолго оказывается на больничной койке. Беляева пытаются заменить на Евгения Хрунова, который кажется Леонову чересчур мягкотелым и легкомысленным. Приходится приложить нечеловеческие усилия, чтобы вернуть Беляева в строй.
Художественные фильмы о покорении космоса, снятые на историческом материале, выходят в последние годы в России один за другим. Поразительно, но при этих стахановских темпах все они пока удачно дополняют друг друга и не ваяются по одному лекалу. Некой константой для них является фигура главного конструктора Сергея Павловича Королева. Любопытно проследить, как меняется его экранный образ. Сергей Астахов в «Королеве» Юрия Кары показал нам самого жизнерадостного и энергичного Королева. Валерий Гришко в «Главном» того же режиссера сделал упор на внутренних переживаниях конструктора. Михаил Филиппов в фильме Олега Капанца «Гагарин. Первый в космосе» сосредоточился на подлинно отцовских чувствах, которые испытывал Королев к Юрию Гагарину.
В исполнении Владимира Ильина во «Времени первых» главный конструктор предстает выжатым почти до предела человеком, который, тем не менее, готов идти до конца и жертвовать жизнью ради общего дела. Как известно, Королев скончался меньше чем через год после выхода Леонова в открытый космос, и это не могло не наложить отпечатка на трактовку его образа. Вместе с авантюристом Леоновым и флегматиком Беляевым они образуют отличный триумвират, благодаря которому в фильме делается ставка на психологизм, а не на пафос. И даже государственные деятели вроде Брежнева в фильме напрочь лишены официозного налета.
Будучи современниками Леонова, создатели фильма поостереглись злоупотреблять в фильме резкими хронологическими сдвигами, нести откровенную отсебятину и плодить вымышленных персонажей. Старались они избегать и повторов с лентами-предшественниками. Если в «Главном» показано, как после посадки Леонов и Беляев выливали из сапогов пот и прятались от волков, то во «Времени первом» тот же промежуток показан с иных ракурсов.
Важным достоинством фильма является и то, что он держит в напряжении до самого финала. Понаблюдав за процессом приземления «Восхода-2», зритель уже готов расслабиться, но тут совершенно неожиданно начинается долгий квест еще похлеще. Современники и потомки Леонова имеют редкую возможность насладиться чистым героизмом, не обремененным мифологизированными спекуляциями.
Денис Ступников,InterMedia