Рецензия: Сергей Миров - «Воскресение». Книга о Музыке, Дружбе, Времени и Судьбе» ****

2017, «АСТ»
Зная запутанную историю группы «Воскресенье»/«Воскресение», я предположил в переписке с автором, что биография должна читаться, как детектив с непредсказуемым сюжетом. «Это так и есть», - ответил Миров. «Дело в том, - пишет он же в главе 12, - что в силу отсутствия визуальной информации о неофициальных группах материал, записанный ими на альбомах 79-80 года, в головах слушателей полностью перепутался. Фанаты уверенно путали голоса Романова и Сапунова, не говоря уж об авторстве» и т.д. Летописец бросился было отважно распутывать этот клубок, но тут выяснилось, что десятки участников событий помнят все события по-разному (немудрено, почти сорок лет прошло), а один недолгий, но ключевой музыкант «Воскресенья» вообще против идеи создания этой книги. И что тут будешь делать?
Сергея Мирова такие сложности не смущают. Начинает он с того, что с ветхозаветной подробностью перечисляет, «кто кого родил», то есть в каких подпольных московских проектах играли музыканты, позже оказавшиеся в «Воскресенье» или около него. Многие названия сегодня помнят только самые въедливые старожилы - но странным образом это углубление в дебри работает на создание правильной атмосферы. Повествование о «Воскресении» оказывается летописью неофициальной московской рок-сцены 70-80-х годов, причём для автора не важно, называлась группа в этот момент официально «Воскресеньем» или, например, «СВ». Каждый «воскресник», по мнению Мирова, - «воскресник навсегда», поэтому музыкальную судьбу каждого он считает своим долгом отследить до нашего времени. Фамилия строптивого Никольского не упоминается ни разу - вместо этого автор «Ночной птицы» всю дорогу именуется «Тот-кого-нельзя называть» или ТКНН, что выглядит дико, но забавно.
А фирменные лирические отступления Мирова порой ещё и вынуждают читателя мысленно вступить с автором в полемику. Сергей охотно делится лихими теориями об официальных ВИА и любительских рок-группах, о Джиме Моррисоне (хотя, казалось бы, где Моррисон, а где Романов с Сапуновым), о несоответствии музыкальных талантов Голутвина, Чиненкова и группы «Лотос» тому, что желает слышать публика... Тут высказано немало спорных вещей, которые не оставят равнодушными даже тех, кто не слушал «Воскресенье» с 1980 года.
Неожиданно пафосный подзаголовок не вполне соответствует содержанию, ибо, кроме Музыки, Дружбы, Времени и Судьбы, много внимания уделено Раздолбайству, Обидам и даже Предательству. История «Воскресенья» парадоксально ценна как раз нестабильностью составов и неожиданными поворотами. Когда в середине 90-х одному из «Воскресений» удалось продержаться десять лет, автор не может скрыть своего удивления этим фактом и, предоставив обретших стабильность музыкантов самим себе, переходит к размашистому описанию деятельности директоров группы.
«Я долго пытался вспомнить, а потом и выяснить у самих музыкантов, что интересного произошло в «Воскресении» между юбилеями 2004 и 2009 года, но выяснилось, что практически ничего...» В этом месте мировские ощущения полностью совпадают с моими, впрочем, героям книги покой только снится: к 2016 году группа вновь умудрилась почти развалиться по творческим и политическим причинам, и томик Сергея Мирова описывает эту коллизию гораздо внятнее, чем большинство газетных и сетевых публикаций на этот счёт. Читайте книги, они порой бывают более надёжным источником информации, чем сайты.
Чтобы не оставлять героев в унылой атмосфере кризиса, невостребованности и потери творческого запала, автор применяет интересный ход: финальная глава названа «Не кода» и выдержана в жанре утопии со смачным и оптимистичным описанием концерта... в честь 50-летия «Воскресения» в 2029 году.
Алексей Мажаев, InterMedia