Рецензия: Варвара Визбор - «Многоголосье» ***
2017, Tunecore
У Варвары Визбор есть младший брат Юра. Юрий Визбор? Нет, такую ответственность на внука знаменитого барда накладывать не стали, поэтому молодой человек занимается музыкой под негромким именем Юра Лобиков. И получается у него пока тоже довольно негромко. Ну а звучная фамилия досталась старшей сестре Варваре, которая родилась уже после смерти деда, но много общалась с бабушкой - тоже знаменитой исполнительницей авторской песни Адой Якушевой. Вместе с фамилией Варя получила важную миссию - хранить и поддерживать творческое наследие своих прославленных родственников. Причём не то чтобы кто-то заставлял её петь дедушкины и бабушкины песни: судя по всему, Варвара проявила к ним естественный интерес, и оказалось, что эти песни стал благодатным материалом для обработки в стиле Визбор-внучки. Поклонники традиционной бардовской музыки, возможно, не во всех Вариных каверах опознают оригинал. Это не страшно. Зато нынешнему поколению слушателей Варвара доказала, что «песни под гитару» могут исполняться не только под гитару, а превращаться в джаз, лаунж и т.д. Некоторые старинные вещи в обработке Варвары Визбор становились чем-то волшебным и неземным, то есть присущая им изначально бардовская романтика возвращается на немного ином уровне, через оборот спирали.
Интересные ремейки - это всё довольно любопытно, а в исполнении Варвары ещё и красиво, и загадочно, но нужно как-то решать вопрос с собственным репертуаром. До сих пор визитной карточкой г-жи Визбор была запоминающаяся версия дедушкиной «А зима...». Можно вспомнить ещё несколько её каверов, а вот что-то собственное, не имеющее бардовских корней, вспомнить сложнее. В новом альбоме «Многоголосье» Варвара Визбор попробовала решить эту проблему: из 11 песен почти половина (а именно пять) написаны современными авторами специально для певицы. Остальное, как обычно, аккуратно отсылает к Юрию Визбору, Аде Якушевой, Сергею Никитину и Виктору Берковскому. Судя по всему, замысел был именно в том, чтобы не было контрастом между бардовским репертуаром и «новьём» - желательно даже, чтобы в сознании слушателя эти два направления не разделялись и казались одним, под названием «песни Варвары Визбор».
Автором большинства новых композиций стала Нани Ева, известная по шоу «Голос» и «Главная сцена». Пластинка начинается с её произведений «Ниже ноля» и «Слушать себя», который прекрасно подходят манере Варвары, но в весьма малой степени способны помочь г-же Визбор продвигать своё творчество. Даже успевшие полюбить это творчество слушатели отметят для себя, что гипнотическую меланхоличность и нежный голос неплохо бы снабдить какой-то запоминающейся мелодией и не слишком абстрактным текстом - здесь же с этим не слишком сложилось. «Бродит дождик» Ады Якушевой на контрасте представляется куда более осмысленным и проникновенным произведением. После этой песни «погодную» тему подхватывает и Нани Ева, написавшая трек «Во всём виновата погода» - признаться, это выглядит как капитуляция перед советскими бардами. Следом идёт «Загадка» Крылатова и Дербенёва, известная по саундтреку «Чародеев», в удивительно задумчивой версии Варвары, - и, разумеется, запоминается лучше всех песен на диске. Аудитория даже может сделать вывод о том, что неожиданные переработки чужого репертуара - это конёк певицы, и, может быть, ей не стоит делать новые композиции?
О том, что этот вывод ошибочен, вы догадаетесь на седьмом треке «Падал снег»: его легко принять за перепетое «старьё», но на самом деле это новинка. Впрочем, других примеров удачных стилизаций на «Многоголосье» нет - до конца пластинки Варвара Визбор новых вещей уже не показывает, а продолжает затейливо переделывать песни дедушки и бабушки.
Алексей Мажаев, InterMedia
Рецензия на саундтрек сериала «Комбинация»: Комбинация лучших песен и всех хитов
2024, «Джем».
Оценка: 8 из 10.
Сериал «Комбинация» вернее было бы назвать «Продюсер «Комбинации»: фактически это история Александра Шишинина, авантюриста и энтузиаста, который придумал проект, собрал девчонок, нашёл для них песни, был участницам «родной матерью» и трагически погиб в 1993 году. В реальности убийство Шишинина не раскрыто, а в сериале показано, как он героически погиб смертью храбрых. Ещё про семью много рассказывается, а про любовниц – мало. К тому же артист Кологривый так перетягивает одеяло на себя, что собственно группа «Комбинация» оказывается почти без одеяла – хотя явно заслуживает большего. Ну, хотя бы в саундтреке этот перекос устранён. (Читайте рецензию на сериал на сайте «ИнтерМедиа».)
На первый взгляд группу «Комбинация» можно поставить в один ряд с «Ласковым маем», «Миражом», «Маленьким принцем», Женей Белоусовым и т.д. Но вообще-то у «Комбинации» всё интереснее: там сложилась комбинация довольно неожиданных составляющих, помимо энергичного продюсера. Девочки не только «выглядели», но и пели и играли на инструментах (не на каждом концерте, но всё-таки). Сочетание голосов Алёны Апиной и Татьяны Ивановой определяло не только «химию» группы, но и драматургию песен. Имидж наглых провинциалок солистки несли сколь гордо, столь и самоиронично. В текстах песен тоже хватало шуток и высказываний на социальные темы, но это почти никогда не превращалось в фельетон (в отличие, например, от репертуара группы «Женсовет»). Возможно, потому, что песни «Комбинации» обладали ещё и привязчивыми мелодиями. Но они тоже были не так просты: Виталий Окороков с его образованием классического композитора любил всякие аранжировчные излишества. «Излишества» тут лучше взять в кавычки: с точки зрения поп-жанра все эти фортепианные соло здесь не нужны, но для «Комбинации» они стали дополнительной фишкой.
В саундтреке главные хиты группы, представлены в оригинальном виде, а некоторые – и в версиях, подготовленных специально для сериала. Сборник даёт возможность оценить разнообразие репертуара «Комбинации»: даже среди главных хитов есть не похожие друг на друга «Russian Girls» и «Хэй, мама», «American Boy» и «Пойдём со мной», «Белый вечер» и «Ой, Серёга», «Бухгалтер» и «Два кусочека колбаски», а среди не столь популярных треков тоже есть много интересного. Песня с интригующим названием «Русский хип-хоп» представляет собой речитатив с зарифмованной историей группы, а «Уеду в Африку» - одна из немногих в репертуаре «Комбинации» неудачных шуток с использованием пародии на Леонида Брежнева.
В альбом также выборочно вошла музыка не-«Комбинации», звучавшая в сериале. Например, песня группы «На-На», без которой сборник легко бы обошёлся. Из произведений композитора сериала Кирилла Бородулева выделяется номер «Save My Soul», определённо навеянный ему «Лунной сонатой» Бетховена.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Григорий Лепс, Shaman, Полина Гагарина стали лидерами по заказам на новогодние корпоративы
Заработок российских артистов на новогодних корпоративов в 2024 году вырос в среднем на 20%. По данным КП, уже начиная с первой пятницы декабря артисты начнут завышать гонорары. Сообщается, что у большинства топовых артистов наблюдается динамичное ценообразование: чем выше загруженность, тем выше гонорар, плюс ценник зависит от места и условий проведения мероприятия. Средний гонорар топового артиста начинается от трех миллионов рублей и достигает десяти миллионов.
В последние две недели года гонорары кассовых певцов и певиц страны могут вырасти до 12 миллионов рублей. Среди них Григорий Лепс, Shaman, Полина Гагарина, Владимир Пресняков, Баста, Леонид Агутин, Сергей Жуков, Anna Asti, «Иванушки International», Филипп Киркоров, Николай Басков.
Немного ниже цены на выступления Димы Билана, Сергея Лазарева, Валерии, Евы Польна, Jony, Зиверт, Любови Успенской, Сосо Павлиашвили, групп «Дискотека Авария», «Мираж», «Уматурман». У них одно выступление от 45 до 60 минут в новогодние праздники будет стоить до пяти миллионов.
Снижения активности заказчиков на корпоративах не наблюдается. Наиболее топовые артисты дадут в декабре по 15-20 заказных выступлений. У ведущих мероприятий в лидерах по продажам: Игорь Верник, Дмитрий Хрусталев, Екатерина Скулкина, Тимур Родригез, Марина Кравец, Яна Чурикова, Михаил Галустян, Лера Кудрявцева, Яна Кошкина, Оскар Кучера, Дмитрий Губерниев, Азамат Мусагалиев.
Алёна Апина похвалила сериал «Комбинация», Анастасию Уколову и Оззи Осборна
Сольный концерт Алёны Апиной, на котором прозвучат как любимые хиты, так и новые песни, состоится 26 ноября 2024 года в Государственном Кремлевском дворце. Накануне этого события «Сноб» поговорил с певицей о завершившемся сериале «Комбинация», отношении к возрасту и своей любви к рок-музыке, включая Оззи Осборна.
Сериала «Комбинация», показ которого недавно закончился, Алёне очень понравился.
- Поскольку я была по уши вовлечена в этот процесс, то другого ответа, наверное, и быть не может. Это история про то, как исполняются мечты, какие риски этому сопутствуют. Ни в коем случае не про страшные девяностые: эта история шире, чем может показаться на первый взгляд.
Апину сыграла Анастасия Уколова, удостоившаяся многих тёплых слов от своего «прототипа»:
- Во-первых, есть внешняя схожесть. Во-вторых, это первая глубокая, большая женская роль Уколовой. Она справилась, потому что очень хотела это сыграть. Настя часто звонила, мы обедали вместе, обсуждали сериал. В общем, в ее сторону у меня только аплодисменты.
Идея сериала первоначально показалась Алёне Апиной преждевременной:
- Нам с Таней (вокалисткой «Комбинации» Татьяной Ивановой — Прим. ред.) казалось, что как-то рановато: мы еще действующие артисты, еще на плаву. Вот лет через 20, когда будем на пенсии, и нам будет нечем заняться — тогда можно подумать о сериале, окунуться в воспоминания… Но меня переубедили, и сейчас я об этом не жалею. Мне кажется, что это произошло вовремя.
О Саратове 80-х годов певица сейчас вспоминает редко.
- Честно говоря, я о нем вообще не вспоминаю, как-то не хочется. Не то чтобы мрачно, просто есть какие-то более интересные и более яркие события в жизни, чем Саратов в конце 80-х годов. Мы хотели жить какой-то интересной, мобильной жизнью — мы ее и получили. В Саратове этого было добиться невозможно… Про город могу сказать так: сейчас там гораздо уютнее, Саратов стал милым, симпатичным, люди там очень тепло ко мне относятся.
Алёна Апина пошла в «Комбинацию», чтобы заработать. Она рассказала, сколько получала за один концерт.
- В 1991 году это было что-то порядка 100 рублей. Нормальные деньги, но не фантастические. Хватало на то, чтобы снять квартиру, более-менее сносно одеться, куда-то сходить (хотя хорошие рестораны можно было по пальцам пересчитать). Помочь родственникам. В общем, это было неплохо, но не какие-то запредельные суммы, как люди часто думают.
Главным героем сериала «Комбинация» стал продюсер группы Александр Шишинин, которого сыграл Никита Кологривый. Апина говорит, что образ в сериале отличается от настоящего Шишинина.
- Личные отношения с ним, наверное, у каждой девочки из группы были достаточно дружескими. Никаких там «я сказал, ты сделала». Такого и быть не могло. Жесткий и прагматичный — это у вас такой стереотип. Все продюсеры — это люди, и люди все разные. Он не был скопидомным. Шел за мечтой, и она на его глазах воплощалась. Он ни в коем случае не был легкомысленным, но романтиком он был.
Алёна также порассуждала об усилившемся сейчас интересе к периоду конца 80-х – начала 90-х.
- Мне кажется, в этом сломе была какая-то трещина, за которой люди видели много света. Думали, что все будет только лучше, ярче, свободнее. Это было особенное время. Мы творили, что хотели: не в плане дичи, а в плане творчества. Могли выйти в колготках на сцену, что было очень непривычно. «На-На» вообще почти голышом выступали, конечно, не в носке на одном месте, но где-то рядом... Такое было время — его невозможно повторить. Сейчас все абсолютно другое. Поэтому нам и хочется переживать эти эмоции еще и еще. А что касается музыки, то как бы мы ни относились в то время к музыке «Ласкового мая», но сейчас понимаем, что это красивые мелодии, гармонии, очень честные эмоции.
Сейчас ценится качество звука, тембр. Это не хуже и не лучше, это просто другое. Нам, людям, воспитанным на мелодиях и гармониях, такую музыку сложнее воспринимать и записывать что-то подобное. Ухо не приучено к таким вибрациям. С одной стороны, мелодичные песни более понятны эмоционально, и звучат как будто проще. С другой — попробуй, напиши такую песню, как «Седая ночь» или «American Boy».
Алёна Апина, ради «Комбинации» оставившая карьеру классической пианистки, и сейчас порой садится за фортепиано.
- У меня с давних времен осталось множество всяких нот. Если говорить о самых любимых вещах, то это «Мимолетности» Прокофьева, вальсы Шопена, «Хорошо темперированный клавир» Баха, первый том… В общем, все, что попадается, ставится на пюпитр и играется — это очень полезная штука для мозгов.
Певица также призналась в любви к рок-музыке:
- Не знаю, после развода (в 2017 году Апина развелась с продюсером Александром Ирановым, в браке с которым она была почти 25 лет. — Прим. ред.) что-то мне шарахнуло по голове. Видимо, свобода. И вот она как-то вылилась в такие мелодии, риффы, тексты. Последняя моя любовь роковая — это Озик, Оззи Осборн. Мне его давно советовали, а я говорила: «Да что вы, это же человек, который мышей жрет и голубей обижает!». А потом послушала его песни, почитала автобиографию. Изумительная книжка: если не читали, обязательно прочтите… И очень его полюбила. Вообще, мне кажется, в 1970-1980-х какой-то инопланетный вирус на Землю попал — столько появилось людей, которые обогатили музыкальную культуру. Не знаю, было ли еще такое время…
О своем 60-летии Алёна говорит спокойно:
- Я считаю, что возраст — это не диагноз. Если ты хочешь жить долго, готовься к тому, что будешь взрослеть. Это не скрыть, как бы ты не хотел. Многие выглядят смешно, сопротивляясь этому до конца. Мир меняется: если раньше люди 30-40 лет считались взрослыми, а 50 — уже пожилыми, то нынешние 50 — это как раньше 30. Так что 60 — это очень хороший возраст для женщины: ты много чего знаешь, ты мудрая, опытная. Понимаешь в жизни какие-то вещи, которые ты никогда не понял бы по молодости. И вот эти 60 лет, почему они меня должны пугать? Они меня только радуют.
В финале интервью певица рассказала о готовящемся концерте в Кремле:
- Это будет весело и честно. Будут встречи с песнями, на которых вы выросли. Будут и песни, которых вы никогда не слышали, но которые мне очень важны сейчас в данный момент. Не волнуйтесь, их будет немного — я здравомыслящий человек и прекрасно понимаю, что нужно миксовать старое-любимое и чуть-чуть нового. Уверяю, что эти новые песни вам понравятся. Из гостей будет Таня Иванова, с которой мы споем несколько песен «Комбинации». И я думаю, что, наверное, всё-таки вытащу Настю Уколову, она очень неплохо поет: надеюсь, мы что-нибудь исполним вместе. Будет много разговоров, воспоминаний — ну и конечно очень много музыки. Сейчас мы репетируем с новым составом музыкантов — и получается, на мой взгляд, очень неплохо. Хотя плохо никогда и не было.
(Егор Антощенко, «Сноб», 13.11.24).