Пермская сказка о взрослении: Чайковский был бы доволен
Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко 19 февраля 2019 года принял на своей сцене труппу Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского. В рамках юбилейного 25-го фестиваля «Золотая маска» москвичам представили новую версию балета Чайковского «Щелкунчик». Спектакль номинируется на «Маску» как лучший в балете, в частных номинациях фигурируют Артем Абашев («лучшая работа дирижера»), Алексей Мирошниченко («лучшая работа балетмейстера-хореографа»), Полина Булдакова («лучшая женская роль» – Мари), Павел Савин («лучшая мужская роль» – Щелкунчик/Принц), Альона Пикалова («лучшая работа художника в музыкальном театре») и Татьяна Ногинова («лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре»).
Действие балета перенесено в Петербург 1892 года (когда в Мариинском театре и состоялась мировая премьера «Щелкунчика» Чайковского), отображенный почти с документальной точностью – начиная с Казанского собора с Воронихинской решеткой. Но это не главное новшество, а главное – само либретто Алексея Мирошниченко, который, впрочем, не так уж отдалился от оригинала (как было при работе с «Золушкой» Прокофьева), а расширил его, приблизив к первоисточнику – сказке Гофмана. Это не первая в истории попытка подобного рода, но уж точно самая добрая и более ориентированная на юного зрителя. В первое действие Мирошниченко вписал историю о принцессе Пирлипат, во второе – гофмановскую развязку (переход от сна к яви, знакомство с племянником), избавив финал от известной приторности (почти в буквальном смысле, так как действие происходит в стране сладостей) и однообразия. И превратив знаменитое па-де-де Мари и Принца в драматическую сцену с нежным признанием, а затем душераздирающим расставанием героев (тут-то все и взрослеют – и Мари, и зрители). У Мирошниченко действие нигде не пробуксовывает, и уж точно этого не происходит только потому, что у примы свой выход.
Обновленный балет, наделенный способностью вызывать мириады ассоциаций и реминисценций (а каждый из постановщиков внес в это дело свою лепту, особенно расстарались художники), получает буквально новое измерение, вынуждающее современного зрителя, как бы крамольно это ни звучало, предпочесть версию Мирошниченко классическим постановкам. Дуэты искренни и человечны, пантомимы забавны, а батальные сцены нарочито игрушечно-механистичны (чтобы зритель не принял происходящее за чистую монету). Кажется, что восхищать и радовать – основная задача постановщиков, которые в равной степени отдают должное и радости узнавания, и радости новизны. Шедевр в шедевре – арабский танец – словно долгожданная встреча Лейли и Меджнуна, от которой невозможно оторвать глаз, или танец пастушков – этакие Прилепа и Миловзор в одеяниях галантного века, сбежавшие из пасторали «Пиковой дамы»; гламурные белые мишки с повозкой-корзинкой и прикольные «кислотные» мыши; фантастический мужской квартет цветов и натуралистичная пестрота уличной ярмарки – нескончаемый калейдоскоп образов не дает заскучать ни на минуту.
Кроме того, пермский «Щелкунчик» – тот самый редкий случай, когда музыка в результате переосмысления осталась в выигрыше. Во-первых, постановщикам не потребовались купюры, во-вторых, хореографа на этот раз слух не подвел. В-третьих, дирижер-кудесник Артем Абашев, считая партитуру Чайковского практически импрессионистской, представил ее в таком деликатном, изысканном и подчас даже иллюзорном звучании, какого никогда не доводилось слышать прежде.
Татьяна Давыдова, InterMedia
Дмитрий Бикбаев насытил личными переживаниями постановку «Я люблю тебя, папа»
Спектакль и короткометражный фильм «Я люблю тебя, папа» будут показаны в Новом Манеже 15 мая 2024 года. Постановка основана на автобиографическом рассказе «Случайность... Случайность?» Вячеслава Бавидова, объединяя сразу два вида искусства: кино и театр. Они переплетены между собой драматическим действием и разделяют в восприятии зрителей мир прошлого, в котором близкие находятся вместе, и мир настоящего, в котором необходимо заново научиться жить без родного человека рядом. Режиссёром спектакля выступает Дмитрий Бикбаев, кинорежиссером — Олег Санько.
Дата для премьеры проекта выбрана неслучайно: 15 мая — Международный день семьи. К тому же 2024 год объявлен Указом Президента Российской Федерации Годом семьи и направлен на сохранение традиционных семейных ценностей. Ключевой темой проекта «Я люблю тебя, папа» стала незримая, вне времени и пространства, связь между разными поколениями одной семьи. Внезапная потеря отца накануне семейного праздника позволяет каждому из героев прочувствовать ценность общения с близкими и собраться вместе, чтобы помочь друг другу преодолеть общее испытание. Любовь к отцу – и любовь отца – побеждает печаль и позволяет вместе начать новый этап жизни.
- Для меня это глубоко личная история, — признается режиссер Дмитрий Бикбаев. — Я долго читал рассказ «Случайность... Случайность?»: каждая страница давалась непросто, заставляла заново проживать период, связанный с уходом отца из жизни. И всё же цель нашего спектакля «Я люблю тебя, папа» – подтолкнуть зрителя к осознанию ценности общения внутри своей семьи. Нужно радоваться каждой возможности быть рядом. И, конечно, беречь родителей, брать на себя ответственность за старших близких.
В спектакле принимает участие признанный фольклорный ансамбль «Комонь», исполняющий народную музыку в современной интерпретации. Основываясь на принципах саунд-драмы, наряду с драматическими артистами, вокалисты являются неотъемлемой частью сценического повествования, отображая мистический мир, сопровождающий персонажей в ходе действия. Проект проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
«ИнтерМедиа» напоминает, что Дмитрий Бикбаев стал новым героем проекта «Фабрика звезд с Яной Чуриковой», представленном в сети 15 февраля 2024 года. В интервью Яне Чуриковой артист рассказал о том, как ему удалось «вырваться без последствий» из группы «БиС». Для этого ему пришлось украсть и сжечь контракт с продюсером «БиС» Константином Меладзе.
Александр Лазарев расскажет о юбилейном сезоне Театра российской армии
Пресс-конференция в преддверии 95-го юбилейного сезона Центрального академического Театра российской армии состоится 15 мая 2024 года в Президентском зале РИА «Россия сегодня». В ней примут участие главный режиссер театра Александр Лазарев, директор театра Милена Авимская, народная артистка РСФСР Алина Покровская, народная артистка России Ольга Богданова, генеральный директор киностудии «Военфильм» Игорь Угольников и актёр Тимур Еремеев.
Начало в 13.00.
Аккредитация: accreditation@ria.ru.
Про спектакль-посвящение Любови Орловой расскажут в ТАСС
Пресс-конференция, посвящённая премьере спектакля «Журчат ручьи» - посвящения Любови Орловой, - состоится 13 мая 2024 года в ТАСС. Показ спектакля пройдёт 17 мая в БЗК, он приурочен к 90-летию первой советской джаз-комедии «Веселые ребята», 125-летию Исаака Дунаевского и 120-летию кинорежиссера Григория Александрова.
На пресс-конференции об идее и участниках спектакля расскажут актриса Олеся Судзиловская, режиссёр Пётр Борисенко, художественный руководитель и дирижер Женского симфонического оркестра Ксения Жарко, пианист Максим Пурыжинский и ведущий солист Московского театра оперетты Павел Иванов.
Трансляция будет доступна на сайте ТАСС на странице анонса, а также в группе пресс-центра ТАСС ВКонтакте.
Начало в 14.00.
Справки и аккредитация: +7 (499) 791-0387, +7 (903) 284-2541, press-center@tass.ru.