Владимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»

Рудольф Фурманов: «Надо правильно разработать театральную систему, а для этого нужен Закон о театре»

Народный артист России, основатель и художественный руководитель Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова Рудольф Фурманов рассказал «Известиям» о том, как усовершенствовать систему государственных и частных институций.

О ПЕРЕВОДЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАТУС

— На разных культурных форумах, встречах с министром руководители театральных институций всё чаще поднимают вопрос о возможности перевода их учреждений в государственный статус. Зачем это нужно, всем понятно: ради финансирования. Гостеатром, конечно, быть лучше по все статьям. Особенно такие заявки участились в Год театра. Растущий спрос на господдержку заставил меня задуматься: насколько сегодня эффективен институт гостеатра в России и, главное, как найти этот оптимальный баланс между частным и государственным финансированием?

О СВОЕМ ТЕАТРЕ

— Свой Театр имени Андрея Миронова я создал 30 лет назад. На собственные, поверьте, более чем скромные средства, без какой-либо помощи. С тех пор за мной закрепилась довольно приятная, но на сегодняшний день безосновательная слава — создателя первого частного театра в стране. Почему безосновательная? Да потому что частным театром нас уже не назовешь.

Да, у меня контрактная труппа 126 человек, но это лучшие артисты из петербургских государственных драматических театров и так называемые свободные художники. Мы играем спектакли в помещении, выделенном нам государством в бессрочное пользование. Мой театр получает субсидию. Раньше субсидий я не получал вообще. Откатов не даю, говорю прямо. Потом на разовую постановку по конкурсу стали выделять около 3 млн рублей. В год! Что такое это для театра? Слезы. На сегодняшний день — получаем 30 млн. И в репертуаре моего театра 30 спектаклей. Серьезный классический репертуар, не развлекуха. И современные режиссеры ставят — от учеников Георгия Товстоногова до Андрия Жолдака. В год не меньше четырех постановок. Занято порой до 20 артистов. То есть это, как видите, не театр «малой формы».

О РАЗЛИЧИИ ЧАСТНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТЕАТРОВ

— Но частным театр может называться тогда, когда у тебя в собственности есть свой театральный «дворец» и артисты. Поэтому я считаю, что понятие «частный театр» в нашей стране не очень точное. Вместо него имеет смысл ввести определения: государственный (или, пожалуйста, если вам угодно, бюджетный) и негосударственный.

Что значит государственный? Это театр, который полностью финансируется из госбюджета, пользуется по всем статьям его дотацией, а выручка от проданных билетов остается в собственности театра. Это просто какая-то райско-благодатная форма учреждения. Полностью дотационная и с сохранением выручки. Для кого существует театр? Для зрителей. Он субсидируется государством, чтобы быть общедоступным. Но если театр стопроцентно бюджетный, то почему билеты на спектакли стоят таких баснословных денег?

Когда, например, МХТ им. А.П. Чехова, Театр Наций, «Современник», Ленком приезжают на гастроли в Санкт-Петербург, билеты продаются по 15–20 тыс. рублей. Я уже не говорю о ценах, которые назначает Большой театр. Откуда такие расценки, если театр государственный по всем, как говорится, швам?

О СТИЛЕ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТЕАТРОВ

— Мой второй серьезный вопрос к гостеатрам связан со стилем работы. Во многих случаях он остается просто советским. Взять, например, репертуар. Артисты не могут спланировать свою жизнь, потому что не знают свою занятость на три (хотя бы) месяца вперед. Они как крепостные. А ведь планирование репертуара на квартал входит в госзадание. Если оно не выполняется, денежные средства должны возвращаться в бюджет, следующее финансирование не выделяется. Но это на бумаге. А на деле гостеатры подают своему работодателю филькину грамоту, отписку репертуара, продажа билетов на который не открывается.

У нас ведь до смешного доходит. Как хотим, так и будем использовать госсредства, что захотим, то и поставим. А стоит государству высказаться категорично в сторону спектакля, как сразу все начинают: «Цензура! Цензура!». То есть когда права и требование предъявляет продюсер — все молчат, стоят по струнке. А здесь можно игнорировать.

Модно сейчас стало с пафосом говорить: «Какое такое государство? Это я, налогоплательщик, это мои налоги, вот я хочу это поддержать, а это нет. Нечего за меня решать!» Но это демагогия. И я налогоплательщик. Как будем проблемы решать? Новгородским театральным вече? Я не ретроград. Пусть все ставят то, что захотят. Только не за счет бюджета, не за счет «налогоплательщиков». Пусть спонсоров ищут, цены поднимают. Люди, которые покупают билеты в театр, как назвал их Андрей Миронов, — «рубленосцы». Они зарабатывают деньги своим трудом. Они хотят свой заработанный рубль потратить на искусство, они выбирают, в какой театр им пойти. Мы ни в коем случае не должны этих людей подвести. Зритель не должен выходить из театра с ощущением, что его обманули.

О НЕОБХОДИМОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

— Поэтому я считаю, что стране не нужно такое огромное количество бюджетных театральных организаций. Они обязательно должны быть в небольших городах, где являются единственными очагами культуры, театрального искусства. Там их надо холить и лелеять, поддерживать и оберегать, запрещая перепрофилирование их зданий. Может быть, там для эффективности нужна оптимизация в их руководстве и финансировании. А все остальные театры должны перейти на субсидии.

Что это значит? Театру выделяются бесплатное помещение и субсидия — помощь государства за каждый проданный билет. 1 тыс. рублей, например. Тогда директора и худруки будут заинтересованы в том, чтобы ставить качественные спектакли, чтобы выручка была большая. В этом случае ценообразование на билеты не будет вызывать столько вопросов, сколько их возникает сегодня…

Я не люблю слова «реформа», но очевидно, что необходимость изменений в театральной среде назрела. Знаю, что у нас появятся противники, которые закричат: не трогайте устоявшуюся систему, дайте спокойно провести Год театра, ничего не надо, никаких изменений... Крик и истерия (особенно в соцсетях) давно уже стали основными аргументами в любом споре. Но поверьте — никто от этого ничего не потеряет. Надо лишь правильно разработать театральную систему, а для этого нужен Закон о театре. Где будут четко прописаны в том числе и контрактная система, и возможность дополнительного пенсионного фонда в условиях театра.

Может быть, тогда прекратятся и разговоры о том, как мало денег наше государство тратит на культуру. Замечу: огромные деньги тратятся, господа, огромные! Просто надо их разумно использовать. Я свой театр создал без копейки, своим трудом доказав, что такая, как наша, театральная структура имеет большое будущее, она эффективна, ей можно помогать.

Театр будет всегда, а вот каким он будет — зависит от нас. Так, кстати, когда-то — «Зависит от нас» — называлась программа Аркадия Исааковича Райкина. Актуально!

Фото: Илья Золкин

Александр Домогаров объяснил свой уход из театра Моссовета «чудовищным разрушением» традиций

Илья Золкин

Александр Домогаров распространил открытое письмо, в котором описал причины своего ухода из театра им. Моссовета. Актер объяснил свое увольнение с несогласием с политикой художественного руководителя театра Евгения Марчелли и директора Алексея Черепнева. Домогаров считает, что с 2020 года наблюдалось «чудовищное разрушение» традиций театра. Актер выражал протест против этого попыткой уйти из театра Моссовета еще в октябре 2023 года, но услышан не был.

- Со стороны руководства, как художественного, так и администрации, были спланированы такие действия — и были ими осуществлены, — что нужно было уходить сразу тогда, - цитирует «МК» письмо актера. - Я официально обратился с просьбой снять меня с роли в постановке «Тартюф», на которую меня назначили, не поговорив, не обсудив отношение к герою, пьесе. Назначили просто приказом, назначили на роль, которая требует не одной недели совместного обсуждения! Я посчитал свое участие в этом проекте просто невозможным по очень многим причинам. Сделал это еще и для того, чтобы сохранить единственный мой спектакль в репертуаре — «Ричард III», который мне был очень дорог! Сохранить из уважения к зрителям, которых обрел этот спектакль — география городов, из которых приезжали зрители, чтобы увидеть спектакль, очень впечатляет; из уважения к режиссеру и некоторым моим партнерам по спектаклю. Отбросив эмоции, я пытался хотя бы в масштабах данного спектакля просто честно делать свое дело, за которое не было бы стыдно, чтобы дать зрителю увидеть часть того, чем Театр им. Моссовета был много лет.

Я закрывал глаза на то, что осенью в анонсах спектакля не указывалось мое имя. Закрывал глаза на то, что до декабря театр не потратил ни копейки на рекламу спектакля «Ричард III», имеющего самую высокую цену на билеты; на то, что «Ричард III» принципиально ставили в афише на самый сложно продаваемый день, зная, что все равно будет аншлаг. Только после моего официального письма в адрес администрации выяснилось, что все привыкли к тому, что «Домогаров сам себя продает», а весь рекламный бюджет театра концентрировался на попытках заполнить полупустые залы «новаторских спектаклей».

Александр Домогаров подчеркнул, что не раз излагал свои претензии администрации театра, но ответа на свои запросы не получал.

- Чтобы понять уровень коммуникаций в театре, достаточно отметить, что ни художественный руководитель, ни директор не ответили ни на одно из моих обращений, - отмечает актер. - Ни по поводу отсутствия системы продвижения спектаклей и огромных потерь доходов, ни по поводу необходимости съемок спектаклей с участием артистов старшего поколения, ни по предложению выпуска книг к юбилею режиссера Юрия Еремина, предстоящему юбилею Валентины Талызиной, 15-летию чеховской трилогии Кончаловского и так далее.

Ответ Александр Домогаров получил лишь после повторного обращения по спектаклю «Ричард III», который к тому времени, по его мнению, уже «разваливался».

- Последней каплей было предложение ввести за несколько репетиций в зале и 2 репетиции на сцене в июле актрису на вторую главную женскую роль, сцены с которой в период постановки спектакля несколько месяцев ставились с участием не только режиссера, но и хореографа, и сразу сыграть спектакль для зрителей. Я благодарен некоторым моим партнерам по спектаклю, которые все это время держали высокую планку старой моссоветовской школы. Но надо признать, что спектакля «Ричард III» — той нити, которая связывала меня с Театром им. Моссовета, — больше нет. Как нет и того Театра, в котором я прослужил несколько десятилетий. Есть катастрофическое неуважение к артистам, к профессии, к зрителю. Цинично заявлять о восстановлении мемориальных кабинетов Завадского и Хомского, одновременно разрушая всё, что было ими создано.

Накануне стала известна точная дата ухода Александра Домогарова из театра им. Моссовета. Заявление об увольнении из учреждения артист подал через своего директора 14 мая 2024 года. Согласно документу, окончательно уйти из театра Домогаров должен 28 мая.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Умер актер Ростовского музыкального театра Вячеслав Гостищев

сайт театра

Заслуженный артист РФ Вячеслав Гостищев скончался 14 мая 2024 года. Об этом сообщает сайт Ростовского государственного музыкального театра, где артист служил с 1993 года.

До этого он работал в театрах Челябинска, Омска, Новосибирска, Ташкента, Краснодара, исполнив более ста басовых ролей в опереттах. Вячеславу Гостищеву был 91 год. Несмотря на солидный возраст, он до последнего времени был задействован в 11 спектаклях Ростовского музыкального театра.

Фото: сайт театра
Теги: смерть

Вадим Эйленкриг сыграет «Варшавскую мелодию» для спектакля Виктора Трегубова

14.05.2024 21:03 Театр и шоу Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой театра

Премьера спектакля Виктора Трегубова «Варшавская мелодия», поставленного по одноименной пьесе Леонида Зорина, состоится 22 и 23 мая 2024 года на Малой сцене Театра на Таганке. Главные роли в постановке сыграют Дарья Авратинская и Александр Зарядин, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе театра.

- Родственные души имеют обыкновение притягиваться друг к другу. То ли дело в чуде, в которое готова поверить Гелена, - говорится в описании спектакля. - То ли потому, что все в мире – от электричества, о чем не прочь порассуждать Виктор. Другой вопрос – суждено ли этим двоим быть вместе, когда всюду границы – дозволенного, времени, пространства, государств.

«Варшавская мелодия» – спектакль, вошедший в репертуар из режиссерской лаборатории проекта «Ликбез».

- Герои – родственные души, окруженные достаточно бытовым и стройным миром, - говорит режиссер Виктор Трегубов. - Их объединяет надежда – единственное, что не имеет границ. Они надеются, что их любовь поймут, и что границы дозволенного, границы общественных норм их не тронут.

В спектакле прозвучит джазовая вариация на песню «Ich hob dich zifeel lieb», исполненная трубачом Вадимом Эйленкригом специально для «Варшавской мелодии».

Ранее стало известно, что показы спектакля «Ничего, что я Чехоff?» состоятся 22 мая и 13 июня 2024 года на Основной сцене Московского драматического театра «Модерн». Режиссёром спектакля стал художественный руководитель театра Юрий Грымов.

β 16+