Зачем нужен новый закон о культуре?
Ниже приводится полный текст статьи главного редактора информационного агентства InterMedia Евгения Сафронова, подготовленной по результатам обсуждения Концепции Закона о культуре в Совете по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты РФ 22 декабря 2018 г. Сокращенная версия статьи опубликована в “Российской газете” 18.02.2019.
Тема единого Закона о культуре в Российской Федерации вызывает не столько ожесточенные споры, сколько ленивые сомнения. “Оно нам надо? Столько лет жили без закона, и ничего страшного не случилось” - такие настроения распространены не только в народе, но и среди творцов, работников культуры. Действительно, назревшая актуальность такого закона ясна немногим. Однако среди этих немногих - Президент РФ, что внушило определенные надежды.
И действительно, проект Концепции Закона о культуре всё же подготовлен и даже обсужден в Торгово-промышленной палате в декабре прошлого года. Я взял на себя смелость изложить наиболее важные замечания к представленной концепции, высказанные на этом обсуждении предпринимателями, творческими работникам, юристами, общественными деятелями.
1. Культура определяет единство общества и динамику его развития, формирует единые ценности, поэтому она - в центре внимания любого уважающего себя государства.
2. В системе госуправления культура - особая сфера, она включает в себя как услуги, так и производство, не будучи при этом единой отраслью. В силу этого сфера культуры требует особого, хорошо продуманного регулирования - и это совершенно правомерно заявлено в концепции. Но это означает вывод сферы культуры из общего регулирования, а это возможно только если её границы точно очерчены. Правовая неопределенность здесь будет означать дыру в законе, которой немедленно воспользуются для неправомерного получения льгот и госсредств. Сейчас в России на сферу культуры выделяется от 0,7 до 1 трлн. р. в год, это серьёзные средства, привлекающие многих - здесь и коррупция, и злоупотребления, и создание “притворных” структур, имитирующих культурную деятельность. Но в предложенной концепции Закона вновь не указаны критерии отнесения видов деятельности к сфере культуры.
3. Для эффективного регулирования нужна достоверная отраслевая аналитика. Сейчас этим может похвастать только кинопрокат; всё остальное Росстат либо учитывает частично и формально, либо не видит вообще. Новый Закон должен решить эту проблему.
4. В эпоху информационных технологий, массовых коммуникаций, сетевой культуры архаичные базовые подходы и термины XIX-середины XX веков неприменимы - их должны заменить объективные и современные. Сейчас ключевой государственный орган в некоторых развитых странах - “Министерство цифрового развития, культуры, СМИ и спорта”: уже из названия ясна важность единой политики. А вот в представленной концепции до сих пор царят подходы 1930-1940-х гг. - к примеру, ответственность за разные направления сферы культуры распылена между десятком ведомств - к примеру, за книжное дело отвечает не Минкультуры, а Минкомсвязи, в ведении которого ещё и СМИ, информационные технологии и цифровые сети. Я не призываю к объединению структур, это нереально - но Закон обязан предусмотреть институт межведомственной координации - иначе единой политики не будет, Закон нельзя будет применить.
5. Считается, что основа культуры - крупные госучреждения. Но в России XXI века её базисом являются десятки и сотни тысяч творческих работников и предпринимателей, формирующих целые отрасли (культурные индустрии, иногда говорят “креативные индустрии”). Комплексное исследование сферы культуры, проведенное InterMedia и ТПП РФ, оценивает объём негосударственных культурных индустрий в весьма значительную сумму - 2 трлн р. в год., и закон просто не может этого не учитывать. При этом для предпринимателей - в отличие от госучреждений - важны не столько ассигнования, сколько понятные правила игры, рыночные механизмы, защита от произвола, мошенничества, недобросовестной конкуренции, справедливое распределение дохода. Такая система на базе технологий bigdata и блокчейн не только стимулирует отрасль, но и вернёт в неё инвестиции. В проекте концепции найти ничего подобного не удалось.
6. Принципиален для сферы культуры вопрос экспертизы - что именно заслуживает льготирования и материальной поддержки? Концепция чуть ли не полностью передаёт экспертизу творческим союзам. Уверен, что это нереализуемо в обществе, объединяющем десятки тысяч социальных групп разного возраста, благосостояния, уровня культуры, различающихся по территориальным, этническим, профессиональным и другим признакам. Закон должен установить регламент общественной экспертизы, цели которой - польза для общества, защита творцов от нападок и претензий, экономия времени и средств, предотвращение конфликтов, в которые нередко втягиваются творческие работники.
7. Концепция декларирует “полицентричное управление в сфере культуры”, т.е. отказ от единой государственной политики. Это, на мой взгляд, противоречит не только конституции, но и здравому смыслу. Жесткой вертикали культуры по сталинскому образцу создавать не предлагаю, но культурная политика в стране должна быть единой, с закреплением в Законе максимальных уровней творческой свободы, уровней полномочий и точек принятия решений.
В заключение: создание действенного и нужного стране Закона о культуре - дело долгое и непростое, но очень нужное. Надеюсь, широкое общественное обсуждение ускорит процесс.
Евгений Сафронов, главный редактор информационного агентства InterMedia, член Совета по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты РФ
Ольга Бузова снимается в комедии «Равиоли Оли»
Съемки комедии «Равиоли Оли» с Ольгой Бузовой в главной роли стартовали в середине ноября 2024 года. Производством занимается компания «Майвэйстудия» при поддержке телеканала ТНТ.
По сюжету российская поп-дива Ольга Бузова в очередной раз доверится не тому мужчине – Вадим обманным путем втянет ее в покупку убыточного провинциального завода по производству пельменей. Главная героиня отправится в город Нижние Теплышки, чтобы решить проблему и избавиться от незапланированного бизнеса, однако столкнется с сопротивлением местных жителей.
Главные роли в фильме исполнят также Вольфганг Черни, Владимир Яглыч, Марина Федункив, Ева Смирнова, Максим Лагашкин и другие.
Режиссером и автором сценария выступает Андрей Никифоров («Герои анекдотов»), продюсерами – Лика Бланк, Тина Канделаки, Аркадий Водахов и Марина Разумова.
Выход картины в российский прокат запланирован на весну 2025 года.
«Слово пацана» и «Чебурашка» признаны самыми популярными кинопроектами в России
На конференции Mediascope, посвященной 30-летию компании, руководитель департамента по работе с клиентами и аналитике данных Mediascope Ирина Суанова рассказала о наиболее востребованных в России кинопроектах.
Если говорить, о людях моложе 30 лет, то почти все их время приходится на цифровые сервисы. Люди среднего возраста (30-60 лет) активно используют интернет и смотрят телевидение. Россияне из категории 60+ больше всего времени тратят на ТВ, однако даже и в этой возрастной группе четверть бюджета времени уже уходит на интернет.
Самыми популярными сериалам по просмотру на ТВ в возрастной группе 4+ за период с ноября 2023 года по октябрь 2024-го стали «Склифосовский 11» (Россия 1), «Невский. Близкий враг» (НТВ) и «Тайны следствия 23» (Россия 1). В молодой группе (4-45 лет) чарт возглавили комедийные проекты – «Мама будет против» (СТС), «Полярный 3» (ТНТ) и «Казачок» (ТНТ). Самым популярным сериалом в онлайн-кинотеатрах за этот период (по максимальному количеству устройств за один день) стала криминальная драма «Слово пацана. Кровь на асфальте».
Второе место досталось «Триггеру» с Максимом Матвеевым, а бронза у продолжения комедии «Папины дочки. Новые». В свою очередь, лидерами по сериалам с максимальным накопленным временем просмотра стали турецкие проекты – «Постучись в мою дверь», «Зимородок», «Клюквенный щербет» и «Великолепный век». На пятом месте оказалась отечественная «Молодежка».
Если говорить о кино (вся Россия, 4+), то в топ-3 в телеэфире за указанный период попали «Чебурашка», «Бриллиантовая рука» и «Конек-Горбунок». В онлайн-кинотеатрах чарт возглавила сказка «По щучьему велению». Второе место досталось «Холопу 2», а третье – «Чебурашке». Информационный контент россияне получают через три основных канала: 66% населения 12+ смотрят новости и социально-политические передачи на ТВ, 35% заходят на информационные ресурсы в интернете, 47% читают новостные телеграм-каналы. Лидером по охвату среди телевизионных каналов стала «Россия 1».
Зрительская премьера «Приключений Падингтона 3» пройдет в «Москино Космос»
Зрительская премьера семейного комедийного фильма «Приключения Паддингтона 3» состоится 25 ноября 2024 года в кинотеатре «Москино Космос». Зрителей ждет захватывающее путешествие самого интеллигентного медведя на свою далекую родину, в Перу, и, конечно, еще больше интересных и веселых моментов с семейством Браунов.
На показе в 20.00 можно будет увидеть и познакомиться с актерами озвучки, которые представят фильм. С 18.30 до 19.30 все желающие смогут принять участие в тематических конкурсах и розыгрышах. Победители получат памятные подарки.
Первый показ фильма состоится в 17.00.
Активности на площадке, розыгрыши – с 18.30 до 19.30.
Представление фильма со звездными гостями и второй показ фильма – в 20.00.