Рецензия на фильм «Боль и слава» Педро Альмодовара: Апология автора
Оценка: 8 из 10
Фильм Педро Альмодовара «Боль и слава» показали 18 мая 2019 года в рамках конкурсной программы Каннского кинофестиваля. В главных ролях - Антонио Бандерас и Пенелопа Крус.
Новый фильм Педро Альмодовара – это своеобразная апология, но не наполненная оправданиями и самоуничижением, не сокрушительная, а меланхоличная, медитативная и, в конечном счете, жизнеутверждающая. «Боль и Слава» во многом автобиографична, но, как всегда, точно не понять, где у Альмодовара правда, а где художественная составляющая. Да это и не важно, ведь то, что персонажи – абсолютно живые люди - не вызывает сомнений.
В фильме переплетаются два временных измерения. В настоящем – режиссёр Сальвадор Мальо (Антонио Бандерас) переживает экзистенциальный кризис. Он безуспешно работает над сценарием, и его личная жизнь тоже оставляет желать лучшего; ипохондрия, благодаря которой он когда-то выучил анатомию, перерастает в реальные проблемы со здоровьем. Прошлое же (и в особенности, детство) – как потерянный рай, возникает только в моменты наркотического опьянения. Героин, ранее разрушивший счастье, служит теперь к нему проводником. В то же время, фильм не имеет ничего общего с остросоциальными высказываниями о деструктивной природе веществ. Наркотики тут показаны просто как одно из следствий всепоглощающего одиночества и страданий.
Боль и слава в фильме – далеко не противоположности, но верные союзники. Они идут рука об руку, оставляя после себя пеструю, яркую и пленительную, но все-таки пустоту. Её могли бы заполнить люди: ведь именно они когда-то позволили герою стать тем, кем он является. Но почти все друзья и родные либо затерялись в прошлом, либо ушли.
Мать режиссёра, которая была для него целым миром (ее играют Пенелопа Крус, Хульета Серрано и Сесилия Рот), прожив долгую жизнь, скончалась. Однако мысли о ней не покидают ни на минуту: Сальвадор не может забыть о не исполненном из-за внезапности смерти обещании – поездке в деревню, где проходило их самое счастливое (хотя и нищее) время.
С первой любовью, Фредерико, режиссера разлучил героин. И нет, возлюбленный не умер, а перестал употреблять. Фредерико уехал из Мадрида в Аргентину, чтобы начать новую жизнь, а когда вернулся через много лет, поведал о своей новой семье и сыне-синефиле (тот даже был бы рад узнать о совместном прошлом отца и такой выдающейся личности, как Сальвадор).
Возможно, былое вернёт поцелуй? Нет, и тут ловушка: на губах бывшего любовника чувствуется горький привкус времени и непреодолимого расстояния, так что никакое «продолжение» уже не имеет смысла.
Цель жизни Сальвадора придаёт лишь работа, а все пережитое внезапно оказывается ключом к необходимому вдохновению. Только в такой модифицированной художественной форме прошлое ещё может существовать, так как после встречи с Фредерико становится ясно, что насильно вернуть былое уже не получится. Поэтому, в ответ на предложение друга найти еще одного старого знакомого – безграмотного художника из той самой деревни, которого Сальвадор когда-то учил писать и читать - он отвечает, что об этом стоило бы создать произведение, но не отправляться в реальной жизни на безумные поиски чего-то, что уже исчезло.
В этом фильме Альмодовар не лишает зрителя своего авторского подхода, но в то же время изменяется. Он открывает самое тонкое и сокровенное, и от этого будто бы ещё больше становится самим собой. Мы видим характерный для режиссера водопад красок, киноцитат (от классиков кинематографа до своих собственных картин), юмора и экспрессии. Фильтры для кинообъектива и звук передают полярный окрас внутреннего состояния тогда и сейчас.
В детстве – свет теплый и мягкий, охристо-желтая цветовая гамма, нежное и мелодичное музыкальное сопровождение; в зрелости – пульсирующая, как биение воспалённого сердца, напряжённая музыка и холодная, яркая палитра. Контраст «взрослой жизни» подчеркивает обилие красного (цвет боли и славы одновременно), белого (цвет катарсиса, очищения, выздоровления) и синего (цвет вечности и покоя). Желаемый покой Сальвадор и находит, в конечном счете, тоже благодаря исповеди через искусство: он снимает фильм о своем детстве и раннем эротическом переживании, связанном с тем самым соседом-художником (своим телосложением напоминающим греческую статую, разумеется). Этот фильм в фильме с ещё большей определенностью удваивает реальность, ветви которой сплетаются в удивительном по своей эстетике финале. В нем актеры и реальные люди, наконец, сходятся воедино. И моментально становится понятно, что иначе – не может быть.
Анна Стрельчук, InterMedia
Наоми Уоттс отправится в секту Вики Крипс
Наоми Уоттс («История семьи Блум»), Вики Крипс («Корсаж»), Белла Рамси («Одни из нас») и Одесса Янг («Роман служанки») исполнят главные роли в новом фильме «Гармония» (Harmonia) израильского режиссера Гая Наттива («Голда. Судный день»). Как сообщает Variety, сюжет вдохновлен реальными событиями из жизни режиссера и его семьи. Соавтором сценария выступила Ноа Берман-Хальцберг, которая работала с Гаем над его фильмом «Потоп» 2010 года, получивший награду Берлинского кинофестиваля. Съемки запланированы на осень 2024 года.
Действие происходит в 1980-х годах. Женщина по имени Рита (Уоттс) очарована лидером секты (Крипс) и отказывается от своей семьи, чтобы присоединиться к загадочной коммуне «Гармония». Ее дочери Элла (Рэмси) и Джо (Янг) поставили на карту все, чтобы проникнуть в секту и вернуть свою мать домой. Тем не менее, однажды погрузившись в коммуну, они неумолимо втягиваются в лабиринт психодуховных манипуляций ее лидера.
- Я ждал десятилетия, пока оказался эмоционально готов рассказать историю моей любимой бабушки, историю, которая преследовала мою семью с тех пор, как я был ребенком, - признается Наттив. - Будучи женщиной 1980-х годов, переживающей кризис среднего возраста, моя бабушка сделала радикальный выбор: покинуть семью и погрузиться в чисто женский культ, в одержимом стремлении к счастью и смыслу. Суть этого фильма — сегодняшняя очень реальная, соблазнительная и расточительная угроза принуждения и манипуляции со стороны любого культа доминирующей личности. Для меня большая честь сотрудничать над моим самым личным фильмом с блестящими актрисами, которые привнесут свои необыкновенные таланты в устрашающий и уникальный мир «Гармонии».
Сидни Суини вернется на ринг в байопике Кристи Мартин
Сидни Суини готовится сыграть американскую спортсменку Кристи Мартин (первую женщину, введенную в Зал боксерской славы) в биографическом фильме. Как сообщает Deadline, режиссером и сценаристом проекта выступит Дэвид Мишо («По волчьим законам», «Король Англии»), его соавтором стала Мирра Фолкс («Джуди и Панч»).
Пока безымянный проект расскажет правдивую историю восхождения к славе самой известной женщины-боксерши Америки 1990-х годов. Ее жизнь изменилась в 1989 году, когда она встретила своего менеджера, а затем и мужа Джима Мартина. Нарушая правила, она стала первой женщиной, подписавшей контракт с культовым промоутером Доном Кингом, и единственной женщиной-боксером, появившейся на обложке Sports Illustrated. Ее харизма, красивая внешность и стойкость на ринге принесли ей массу поклонников и позволили стать чемпионкой в полусреднем весе. Но за отточенным публичным имиджем она сталкивалась с личными демонами, токсичными отношениями и жестоким покушением на ее жизнь в 2010 году (тогда ее попытался убить собственный муж).
Сидни Суини с радостью согласилась на роль, так как обожает бокс.
- Я занималась кикбоксингом и борьбой с 12 до 19 лет, - говорит актриса. - Мне не терпелось вернуться на ринг, тренироваться и трансформировать свое тело. История Кристи непростая, она требует физических и эмоциональных усилий, ей приходится нести большой груз. Но я люблю бросать себе вызов. Кристи Мартин не только узаконила женский бокс, она преодолела гендерные стереотипы и боролась с эмоциональным, физическим и финансовым насилием. Я обожаю боевой мир, история Кристи проливает свет на ее невероятный путь к вершине, показывая борьбу за славу за кулисами. Я чувствую себя обязанной рассказать историю о женщине, которая столкнулась с таким количеством невзгод и не позволила им победить себя.
Планируется, что съемки этой пройдут осенью 2024 года в США. В данный момент продолжается кастинг в проект.
Энди Сёркис снимет «Охоту на Голлума»
Новый фильм вселенной «Властелина колец» готовит кинокомпания Warner Bros. Как рассказал генеральный директор Дэвид Заслав на телеконференции 9 мая 2024 года, картина под названием «Охота на Голлума» (Hunt for Gollum) должна выйти в прокат в 2026 году. По его словам фильм «сейчас находится на ранней стадии разработки сценария» и «будет исследовать сюжетные линии, которые не были рассказаны ранее».
Исполнитель роли Голлума во «Властелине колец» и «Хоббите» Энди Сёркис вернется к своему персонажу, а также займет режиссерское кресло проекта. «ИнтерМедиа» напоминает, что на его счету уже три киноработы – «Дыши за нас», «Маугли» и «Веном 2».
Режиссер двух кинотрилогий Питер Джексон и его давние соавторы-сценаристы Фрэн Уолш и Филиппа Бойенс будут «участвовать в проекте на каждом этапе», уточнил Заслав.
«ИнтерМедиа» напоминает, что оригинальная экранизации фэнтези Джона Толкина «Властелин колец» была выпущена в начале 2000-х годов и собрала почти 3 миллиарда долларов в прокате по всему миру. Трилогия «Хоббит» последовала в начале 2010-х годов и оказалась столь же успешной. В 2022 году на Prime Video состоялась премьера первого сезона сериала «Властелин колец: Кольца власти», действие которого происходит за тысячи лет до событий, рассказанных в фильмах. Ожидается, что второй сезон выйдет в эфир позднее в этом году. А летом оригинальная трилогия «Властелин колец» вернется в американские кинотеатры со специальными показами в обновленном разрешении 4K Ultra HD.