Рецензия на спектакль "Антропоценфония. Песни машин и механизмов"
Оценка: 8 из 10
Премьера нового проекта Петра Айду "Антропоценфония" с подзаголовком "Песни машин и механизмов" состоялась в театре “Школа драматического искусства” 7 июня 2019 года.
Сразу в глаза бросается мудреное название спектакля - в синопсисе его поясняют так: “антропоцен - эпоха человеческой активности, играющей существенную роль в экосистеме Земли”. Что ж, уже чуть понятнее.
“Песни машин и механизмов” - ни на что не похожее звуко-шумовое сочинение, причем уже не первое в творчестве Петра Айду: предыдущий его эксперимент, "Звуковые ландшафты", получил “Золотую маску” в 2016 году. Что же заставило музыканта с серьезной классической подготовкой, пианиста и композитора, взяться за немодную нынче в российском искусстве индустриальную тему?
Очевидно, поиск нового. От музыкальных звуков - к звукам природы, а от них - к звукам человеческого труда: безгранична палитра мастера. Идея нашла воплощение благодаря командной работе музыкантов-единомышленников, артистов хора “Школы драматического искусства” и даже драматическим актерам театра. Площадка тоже была выбрана неслучайно: ШДИ всегда приветствует эксперимент, новые формы и средства. Здесь же зародились и "Звуковые ландшафты".
12 частей “Антропоценфонии” по времени занимают час. На сцене мы видим множество разнообразных предметов, не относящихся к музыке, но использующихся для извлечения звука. Насос, всевозможные бруски и кастрюли, листы фольги и т.д. Идут в ход разные палочки и молоточки. Электроника также применяется. Впрочем, отметились и три музыкальных инструмента, но немножко не по назначению. Звуки станков и шум цехов - вот что рисует непривычная музыка, основой которой служит вовсе не мелодия, а ритм и динамические оттенки: громко-тихо.
Даже хор практически не воспроизводит звуков определенной высоты, выполняя вместо этого функцию шумовых инструментов. Интересно увидеть в таком качестве известных актеров, среди которых Максим Маминов и Ольга Бондарева.
Кроме незначительных перемещений артистов, на сцене нет действия, но музыка машин и механизмов и без того способна захватить многообразием шумов, магией простого ритма. Она рождает массу ассоциаций, история технического прогресса видится прямо-таки в космическом масштабе.
Характер постановки влияет и на зрителей: в зале непринужденная обстановка, на ковре перед сценой под присмотром родителей резвятся дети - они это действо воспринимают как предельно естественное. Возможно, даже более естественное, чем любую другую постановку.
Конечно, рекомендовать этот перформанс всем и каждому - дело неблагодарное. Но тем, кто приходит в театр в поисках неизведанного, новый эксперимент Петра Айду поможет к нему приблизиться.
Марина Ильина, InterMedia
Фото: Дмитрий Лисицин
Михаил Турецкий и Ольга Кабо получили государственные награды
Президент РФ Владимир Путин наградил орденом «За заслуги в культуре и искусстве» художественного руководителя «Хора Турецкого» Михаила Турецкого. Соответствующий документ размещен на портале правовой информации.
- За большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность, - сообщается в обосновании.
Медалью «За труды в культуре и искусстве» отмечены актриса театра и кино Ольга Кабо и артистка Московского театра «У Никитских ворот» Наталья Корецкая.
Татьяна Васильева и Ефим Шифрин станцуют в ЦДКЖ
Премьерный показ лирической комедии «Танцуй со мной» состоится в театрально-концертном зале ЦДКЖ 15 мая 2024 года. В постановке заняты Татьяна Васильева и Ефим Шифрин. Премьера спектакля по пьесе Михаила Хейфеца «Рок-н-ролл на закате» состоялась в 2020 году.
В постановке предлагается посмотреть историю из жизни Мужчины и Женщины. Действие может происходить, где угодно, когда угодно, в какой угодно стране, а время действия одно – наши дни. Клубы по интересам необыкновенно популярны: есть общество рыболовов и охотников, нумизматов, филателистов, шахматистов. Героиня Татьяны Васильевой записалась в танцевальный клуб. И герой Ефима Шифрина пришел туда же. Ну, сколько можно сидеть в четырех стенах? Жизнь устоялась, дети, внуки… Все есть! Но чего-то не хватает. Может быть, чьей-то улыбки, доброго взгляда, взаимной заботы… Их поставили в пару. И Она, героиня Татьяны Васильевой, ему даже понравилась… Вдруг без объяснений, по-английски, Он исчезает.
И вот Она стоит у его квартиры, с апельсинами, и требовательно звонит. Откроет ли наш герой дверь…Сумеют ли они найти общий язык и понять друг друга… Что их ждет – общая дорога или эгоизм одиночества возьмет верх… Подарит ли им судьба шанс станцевать свой танец?
По мнению создателей проекта, Михаил Хейфец написал нежнейшую пьесу о мужчине и женщине, полную ожидания, нетерпения, надежды, самолюбия и доверия. Зрителям предстоит увидеть волнующий спектакль и, быть может, как и героям, сделать свой выбор.
- Счастье артиста заключается не в том, чтобы, наклеев усы и бороду, стать другим, а в том, чтобы, став другим, ощутить себя счастливым, - говорит Ефим Шифрин. - Мой герой – одна из вариаций меня самого, если б только я умел танцевать так, как он, в реальной жизни...
Дополнительная информация: +7 (926) 988-5297 (Елизавета Бузанова, продюсерская компания «Арбат»).
Умерла патриарх Театра Сатиры Зоя Зелинская
Актриса Зоя Зелинская скончалась 29 апреля 2024 года в возрасте 94 лет. О ее смерти сообщатся на сайте Театра Сатиры, где она служила без малого 70 лет.
Зоя Зелинская (девичья фамилии Ющук) родилась в Москве 8 декабря 1929 года. В 1954-м окончила ГИТИС, факультет актёров музыкальных театров (курс Андрея Гончарова), и была принята в труппу Театра Сатиры. Более всего известна по роли пани Терезы в телевизионной передаче «Кабачок 13 стульев», режиссёром которой был её первый муж Георгий Васильевич Зелинский.
В Театре Сатиры играла в спектаклях «Грустно, но смешно», «Как пришить старушку», «Клоп», «Баня», «Мистерия-буфф», «Дамоклов меч», «А был ли Иван Иванович?», «Трехгрошовая опера», «Дом, где разбиваются сердца», «Самоубийца», «Идеальный муж», «Будем знакомы», «Где мы?!..» и других.
Зелинская много снималась и в кино, дебютировав как эпизодическая актриса в фильме «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова в 1956 году. В числе других ее работ – «Мужчины и женщины», «Предсказание», «Пчёлка», «На углу, у Патриарших», «Тесты для настоящих мужчин», «Досье детектива Дубровского» и др.
По данным СМИ, прощание с актрисой пройдет 1 мая в Театре Сатиры, похороны состоятся на Троекуровском кладбище.