Итоги 30-го «Кинотавра»: женщины, измены, бизнес – все как мы ждали, и даже больше
30-й, юбилейный кинофестиваль «Кинотавр» прошел в Сочи с 6 по 19 июня 2019 года. Традиционно основными площадками мероприятий – показов, пресс-конференций, презентаций и награждений – стали Зимний театр и гостиница «Жемчужина».
Само собой, сердце кинофестиваля – его конкурсная программа. О том, что она в юбилейный год очень необычная, уже говорили многие, в том числе программный директор Ситора Алиева. Некоторые общие темы в фильмах этого года подмечали многие критики, журналисты и продюсеры.
– Программа получилась очень интересная, разнообразная, в ней нет ни одного очевидного лидера, – прокомментировал отбор главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин. – У меня есть собственный лидер, мне очень нравится фильм «Верность», но это не такая картина, которая на двадцать голов отстает от других. При этом есть общие тенденции и темы, которые пронизывают весь конкурс, – семьи, частной жизни, супружеской измены.
По его словам, это может быть связано с усталостью от общественной жизни, а также неуверенности в жизни приватной и том, что традиционные модели брака еще работают.
Главный редактор журнала «КиноРепортер» Мария Лемешева отметила, что на фестивале в этом году явно прослеживался мировой тренд на сильных женщин.
– В героини выходят сильные женщины, которые сами все решают, берут ответственность, принимают решения, выбирают сексуальную жизнь. Очень много серьезных, больших актрис снялись в главных ролях. И Анна Михалкова, и Виктория Толстоганова, и Юлия Пересильд – потрясающие наши актрисы, показавшие серьезный уровень.
Мария Лемешева
Продюсер и руководитель кинокомпании «СТВ» Сергей Сельянов подчеркнул, что заметнее становятся и женщины-режиссеры. Их в конкурсе оказалась почти половина - 7 из 15.
Основной конкурс «Кинотавра» также впервые столкнулся с ситуацией, когда прокатная судьба фильма-участника полностью определена благодаря онлайн-кинотеатрам. Продюсеры фильма «Сторож» намерены выпустить его одновременно и в традиционный прокат, на платформе «Яндекса».
– Такие эксперименты уже делались. Будут искаться и находиться разные формы продвижения, онлайн-кинотеатры будут искать все более определяющую роль. Кинопрокат останется первичным рынков для зрительских фильмов. Что касается нестандартных форматов, авторского кино, то онлайн-кинотеатры, конечно, способны помочь картинам дойти до зрителя более эффективно, чем пара кинозалов, – заметил Сергей Сельянов.
За несколько дней до церемонии закрытия «Кинотавр» раздал награды за короткий метр. Главный приз получило «Топливо» Михаила Архипова. В заключительный день свои призы вручил сначала журнал «Искусство кино» (фильмам «Sheena667» и «Бык»), а следом – портал «КиноПоиск» (фильму «Давай разведемся»). Результаты последнего базировались на зрительском голосовании.
Константин Хабенский, режиссер фильма "Бык" Борис Акопов и Александр Роднянский
Награды основного конкурса вызвали много разногласий. Основные призы достались трем картинам: «Бык» – за лучший фильм и лучшую операторскую работу, «Большая поэзия» – за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль, «Давай разведемся» – за лучший дебют и сценарий. «Бык» и «Большая поэзия» – фильмы о суровых мужчинах, причем первый из них повествует об эпохе 1990-х годов. «Давай разведемся» – актуальная зрительская комедия про русский путь к феминизму.
Из экспериментального кино награды не достались практически никому. Только «Мысленный волк» Гай Германики получил приз за лучшую музыку. Виктории Толстогановой присудили награду за лучшую женскую роль в фильме «Выше неба», хотя ее же роль в «Грозе», по мнению многих критиков, выглядела более впечатляюще.
Противоречивой оказалась судьба фильма «Верность» – трогательной эротической драмы, исследующей человеческую сексуальность так, как пока не решался никто в отечественном кинематографе. Обсуждений новая работа Нигины Сайфуллаевой вызвала куда больше, чем остальные фильмы фестиваля – одни называли ее лучшим фильмом года, другие сравнили с порнографией. Эту многозначность в полной мере отразила формулировка в специальном дипломе от жюри – «за безграничную верность актеров в режиссера».
Нигина Сайфуллаева
Не менее эмоциональная драма «Керосин» тоже не удостоилась приза жюри, хотя и была отмечена наградой Гильдия кинокритиков. 83-летней актрисе Елене Сусаниной, трогательно передавшей чувства и устремления пожилого человека в мире, который словно бы создан только для молодых и сильных, как мы считаем, стоило бы вручить отдельный приз. Впрочем, без наград уехали и многие молодые актеры, проявившие себя – скажем, из фильмов «Люби их всех» и «Троица».
Возможно, не самым заметным со стороны, но одним из важнейших структурных изменений фестиваля в 2019 году стало отсутствие Кинорынка. Его отмена лишила смотр нескольких значимых отраслевых мероприятий, но, с другой стороны, немного разгрузила программу тем, кто не успевал одновременно и на бизнес-часть, и на кинопоказы.
«Кинотавр» постарался самостоятельно организовать деловую программу и, надо признать, получилось достойно. Так, состоялся питчинг уже отснятых кинопроектов, презентация сериала «Шторм» от видеосервиса Start, а также публичная дискуссия с ведущими деятелями кино под началом «Сбербанка Первого» и Visa. Чуть менее предсказуемым оказался первый форум киношкол – обещанной дискуссии не состоялось, поскольку основное внимание пришлось уделить знакомству с участниками. Впрочем, учитывая, как много новых лиц и организаций встречается на «Кинотавре» каждый год, мероприятие, разъясняющее основные отличия учебных заведений, тоже оказалось полезным.
Ленни Кравиц
Основой развлекательной программы фестиваля традиционно стали ее многочисленные вечеринки, а венцом - концерт Ленни Кравица в концертном зале «Фестивальный», о котором было объявлено в последний момент.
«Кинотавр» не изменил себе и сохранил статус прогрессивного культурного события, хоть в 2019 году со сцены и не звучало острых политических заявлений, как годом ранее (единственное - на церемонии открытия выразили поддержку уже отпущенному на сегодняшний момент корреспонденту «Медузы» Ивану Голунову). С распределением наград от жюри можно не соглашаться, но главное – как сработали отборщики кинофестиваля. Юбилейная программа оказалось действительно сильной.
Павел Соломатин, Наталия Галиулова, Сочи, InterMedia
Режиссер Анна Пармас с призом за лучший дебют
Александр Роднянский на закрытии фестиваля
Юная красавица покоряет сердца мужчин в трейлере «Партенопы»
Трейлер фильма «Партенопа» (Parthenope) представила 21 ноября 2024 года студия А24. Это драма о юной неаполитанке, которая покоряет сердца мужчин. Однако девушка мечтает не о любви, а о карьере в науке.
Главные роли в новой картине режиссера Паоло Соррентино исполнили Селесте Далла Порта, Стефания Сандрелли, Гари Олдман (в роли культового американского писателя и лауреата Пулитцеровской премии Джона Чивера), Сильвио Орландо, Луиза Раньери, Пеппе Ланцета, Изабелла Феррари, Дарио Аита.
Мировая премьера «Партенопы» состоялась в мае на Каннском кинофестивале, в итальянский прокат фильм вышел в октябре, а в российский его выпустит 26 декабря кинокомпания «Атмосфера кино».
«Эмилия Перес» и Ханс Циммер стали триумфаторами премии Hollywood Music in Media
Церемония вручения наград Hollywood Music in Media состоялась 20 ноября 2024 года. По три наград получили композитор Ханс Циммер и фильм «Эмилия Перес». Циммер был удостоен призов сразу за три проекта – саундтрек к фантастическому фильму «Дюна: Часть вторая», саундтрек к документальному фильму «BBC: Планета Земля III» и лучшую песню «Love Will Survive» из мини-сериала «Татуировщик из Освенцима».
Музыкальная драма «Эмилия Перес» режиссера Жака Одиара получила награды как лучший мюзикл, за лучший саундтрек к полнометражному фильму композиторов Камиль и Клемана Дюколя и лучшее исполнение песни «El Mal» актрисой Зои Салдана. Лучшим музыкальным документальным фильмом стал байопик Фаррелла Уильямса «По кусочкам».
Дайан Уоррен удостоена награды за лучшую песню «The Journey» к фильму «The Six Triple Eight»), Элтон Джон, Брэнди Карлайл, Берни Топин и Эндрю Уотт - за композицию «Never Too Late» из документального фильма «Элтона Джона: Никогда не поздно», Майли Сайрус, Ликке Ли и Эндрю Уайатт за песню «Beautiful That Way» из «Шоугёрл».
Приз за лучшую песню из анимационного фильма достался команде из пяти человек, написавшей «Kiss the Sky» из мультфильма «Дикий робот». Композитор картины Крис Бауэрс получил награду за лучший саундтрек.
За лучшие саундтреки к фильмам отмечены также композиторы Робин Керолан («Носферату»), Альберто Иглесиас («Комната по соседству»), Илан Эшкери (документальная лента «Супермен: История Кристофера Рива»), за сериалы – Аттикус Росс, Леопольд Росс и Ник Чуба («Сёгун»), Блейк Нили («Властелины воздуха») и другие.
Документальный фильм про сериал «Первый номер» выйдет перед премьерой
Премьера документального фильма «Первый номер. Предыстория» состоится в онлайн-кинотеатре Kion 26 ноября 2024 года – за шесть дней до выхода первого сезона сериала. Актеры Евгений Цыганов, Надежда Михалкова, Павел Деревянко, Александра Бортич, Ида Галич, Александра Ребенок, Игорь Верник, Александр Цыпкин, Леонид Ярмольник, Егор Корешков, Лукерья Ильяшенко и Денис Власенко, а также генеральный продюсер Игорь Мишин, автор сценария Сергей Минаев, режиссер Клим Козинский, оператор Генрих Медер и художник по костюмам Дарья Пашина поделятсяь своими эмоциями от съемочного процесса и вспомнят самые яркие сцены.
Документальный фильм «Первый номер. Предыстория» снят в формате специального выпуска видеожурнала «Лампа», разделенного на шесть рубрик: «Путь», «Светская хроника», «Дорогая редакция», «Стоп, снято!», «Дирекция моды», «Вагончик тронется». Ведущим выступил Сергей Минаев.
Создатели сериала проведут экскурсию по офису редакции «Лампы», а также покажут уникальные локации проекта, среди которых — специально построенный внутри комнаты купейный вагон. Зрители узнают о том, что «Лампа» — не просто реквизит, а настоящий журнал, созданный действующими журналистами. Среди них: бывший продюсер Esquire и автор формата «Истории кумиров» на канале «Минаев Live» Дмитрий Болдин, заместитель главного редактора «Чтиво» Сергей Зуев, арт-директор «Правил жизни» Ника Добина.
Премьера сериала «Первый номер» состоится в онлайн-кинотеатре Kion 1 декабря.