Рецензия: Лигалайз - «Ali»
2020, «М2»
Оценка: 7,5 из 10.
Рэпер Лигалайз, 42 года, настоящее имя Андрей Меньшиков, входил в число пионеров российского хип-хопа, к которым теперь принято относиться немного иронично. Участвовал в проектах Bad Balance, «Bad B. Альянс», «Легальный Бизне$$» и др., активно сотрудничал с самопровозглашённым гуру русского рэпа Владом Валовым. В начале нулевых некоторое время жил в Чехии. В последние годы работает сольно, «Ali» - его четвёртый альбом под брендом «Лигалайз».
Чего можно ждать от рэпера с такими характеристиками и такой биографией? Если коротко - совсем не того, что представлено на новой пластинке. Многие сверстники-коллеги Лигалайза успели превратиться либо в комических рэп-старичков, пошучивающих над долгами по ипотеке, либо в коммерчески успешных сервильных консерваторов. Протест и социальные проблемы больше занимают следующие поколения рэперов, да и то юные фрэшмены чаще предпочитают гундосить о своей крутости и неотразимости. Альбом Лигалайза «Ali» едва ли не автоматически причислили к «олдскулу» - и это действительно олдскул в том смысле, что артист старается донести мысль чётко, к мату прибегает в крайних случаях, а в интонациях можно услышать что угодно, кроме равнодушия. Главная же особенность альбома - внезапная ярость, с которой взрослый и успешный артист обрушивается на... некоторые неизжитые недостатки нашей жизни.
Первый трек называется «Серебряков» - и там актёр Алексей Серебряков, сравнительно недавно расстроивший пропагандистов своей формулировкой о национальной идее России, рассуждает о стране, вновь рассорившейся со всем миром, и музыке, которая была честной, а потом стала самодовольной и попсовой. Номер заканчивается предположением о скором возвращении «бескомпромиссной музыки свободы» и в целом готовит слушателя к тому, каким будет альбом. На мало кто мог предположить, что «музыка свободы» польётся сразу же после преамбулы, да ещё с такой степенью бескомпромиссности. Композиция «Застой 2.0» - очень подробное и мощное высказывание о тупике, в который Россия зашла по-своему «особому пути»; когда-нибудь по этой песне политологи будут изучать историю второго десятилетия XXI века.
На таком накале негатива невозможно продержаться весь альбом, и в «Пылающем» Лигалайз предлагает некоторые рецепты выхода из кризиса (при помощи рэпа, естественно), а «My Philosophy» заряжает мотивирующий, но не слишком оригинальный по смыслу речитатив. В пятом и шестом треках проясняется секрет названия диска: заглавный (и сквозной) персонаж - это не просто какой-то Али, а легендарный боксёр Мохаммед Али. Затем Лига переходит к ещё одной важной теме: предельно жёсткие песни «Фак ю! (Героин)» и «Эпилог» (дуэт с недавно освободившимся белорусским рэпером Сиропом) говорят о наркотиках без характерного для фрэшменов заигрывания, а как об опасном враге-убийце - и здесь у Лигалайза не меньше страсти, чем в «Застое 2.0».
В «Гораздо больше» артист вспоминает свой творческий путь и бывших коллег, а в «Дарвине» собирает коллег нынешних: гостевые куплеты в этой восьмиминутной композиции исполняют Krec, Наум Блик, Noize MC, «Каста», Слим, Стим, SunSay и др. Впрочем, идея этого коллективного произведения выглядела более впечатляюще, чем воплощение. Пресловутая «старая школа» не позволила Лигалайзу завершить альбом на трагической безысходной ноте, поэтому два последних номера оставляют надежду на лучшее. В треке «Люди любят» рэпер перечисляет разные человеческие злодеяния, но в итоге находит одну простую причину их простить: «В мире жестоком безучастном люди любят». Финальная композиция «Страна, вперёд» выполнена в соответствии с формулой «критикуя - предлагай»: это своеобразный ответ «Застою 2.0», дающий рецепты выхода из застоя («страна, вперёд, вперёд, но только не назад») и заражающий зрителя верой в то, что это вполне возможно.
Алексей Мажаев, InterMedia
Обзор: «Пылкая попытка любви? | Филипп Киркоров и Маша Распутина – «Роза чайная» | Хит Сториз»
2024, «Муз-ТВ».
Я, кажется, научился не обращать большого внимания на подводки ведущей программы, после чего просмотр «Хит Сториз» стал менее травматичным. Выпуск про «Розу чайную» оказался довольно информативным: о хите интересно рассказали и Маша Распутина, и Филипп Киркоров, и автор песни Кай Метов. Киркоров как истинный профессионал пришёл на интервью в том же наряде, в котором в 2003 году снимался в клипе «Роза чайная», и похвастался тем, что до сих пор влезает в этот наряд от Юдашкина.
Песня первоначально была записана дуэтом Маши Распутиной и Кая Метова, но в этой версии она оказалась неформатом для радиостанций. Из фрагмента, вошедшего в выпуск, заметно, что фраза «я не слышу тебя» в исполнении Маши звучит как никогда искренне: Метова на фоне её раскатистого вокала почти не слышно. Зато с Киркоровым сочетание голосов получилось зашкаливающе мощным, а серьёзный элемент китча пошёл песне только на пользу.
К моменту выхода дуэта Филипп и Маша лет десять как были в ссоре и даже демонстративно не здоровались друг с другом. В начале 90-х ходили слухи об их романе, но потом между звёздами пробежала чёрная кошка. Не уверен, что сейчас кому-то интересно, что там было на самом деле, но программа «Хит Сториз» провела качественное расследование. 30 лет назад артисты были ещё в начале пути, и обоим помогал поэт-песенник Леонид Дербенёв – отсюда и появления дуэтов, и вообще дружба и сотрудничество. Потом, правда Филипп Киркоров и Маша Распутина по недоразумению спели одну и ту же песню Дербенёва и со скандалом её делили. Что же касается слухов о любовной паре, то Филипп, который уже тогда «умел в рекламу», предложил Маше разыграть пиар-роман, но та отказалась. Киркоров, кстати, натурально получил по лицу от тогдашнего мужа Распутиной, о чём вспоминает до сих пор. В общем, отношения между звёздами испортились, а Филипп вскоре женился на Алле Пугачёвой.
Вскоре после развода с Аллой Киркоров случайно встретил Распутину на отдыхе в Турции. Артисты поняли, что им нечего делить, и Маша предложила Филиппу записать новый дуэт. Через месяц она уже в Москве предложила ему «Розу чайную». О том, что звёзды помирились, мало кто знал, поэтому появление у них совместного хита вызвало большой фурор. Ну а дальше Олег Гусев снял им самый дорогой на тот момент видеоклип на предложенный Распутиной сюжет «Анжелика и король». От золота и роскоши там рябит в глазах, но, положа руку на сердце, можете ли вы представить другой клип на эту песню, в которой тоже всё через край?
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Книга «Ленинградский панк» расскажет о «Короле и шуте» и «Объекте насмешек»
Книга Антона Сои «Ленинградский панк» выйдет в издательстве АСТ в мае 2024 года. Её героями стали группы «Король и шут», «Бригадный подряд», «Народное ополчение», «Автоматические удовлетворители», «Отдел самоискоренения», «Дурное влияние» и «Объект насмешек». Книга представляет собой сборник эссе, статей и художественных произведений, и ее автор не претендует на объективное и полноценное исследование данного феномена 80-х годов.
- Это всего лишь субъективная попытка копнуть поверхностно этот почти никем не тронутый плодородный пласт, попытка рассказать и показать вам то, что я видел своими глазами, рассказать про своих товарищей, ленинградских панков, проживших яркие, скандальные, короткие жизни и оставивших нам в наследство свое кричащее, неуемное и неудобное творчество, - рассказал Антон Соя. - Конечно же, я не смог написать про всех. Было в Ленинграде наверняка еще какое-то количество культовых персонажей и интересных панк-групп, с которыми я просто не пересекался. Надеюсь, что кто-нибудь расскажет и про них.
Напоминаем, что съемки нового полнометражного фильма о группе «Король и шут» «Как в старой сказке» стартуют осенью 2024 года. Премьера ленты намечена на весну следующего года. Продюсер сериала «Король и шут» Игорь «Панкер» Гудков признался, что по поводу нового фильма, который станет продолжением этого проекта, нет особой конкретики.
«Крематорий» выпустил металлическую версию «Воров»
Премьера песни группы «Крематорий» «Воры 2.0» состоялась 17 мая 2024 года. Первая версия «Воров» входит в фильм Андрея Богатырева «Золото Умальты». В скором времени «Крематорий» представит клип на композицию «Воры 2.0», которую называет «рокмитал-версией».
- Песня изначально предполагала именно это бодрое прочтение, - признаются музыканты. — Однако в связи с сюжетом фильма, основанном на событиях начала прошлого века, она преобразовалась в балладу, дабы не перегружать восприятие зрителей неуместной сюжету электроникой, интенсивным звуком барабанно-басовой долбы и гитарными пилорамами. Зато вне экрана мы наконец-то можем поделиться с вами оригинальной версией.
«ИнтерМедиа» напоминает, что премьера первой версии песни «Крематория» «Воры» состоялась 4 апреля 2024 года. Она была создана лидером группы Арменом Григоряном специально для нового фильма Андрея Богатырева «Золото Умальты», вышедшего в прокат в этот же день. Действие ленты происходит накануне революции 1917 года в Хабаровском крае. Вскоре появился и клип на «Воров» с кадрами из фильма.