Заказчикам и организаторам онлайн-концертов: юридические аспекты

В связи с временным запретом на проведение массовых мероприятий, к которым относятся в т.ч. концерты, значительное число организаторов мероприятий обратили свой взор на онлайн-формат. Проведение онлайн-концертов весной 2020 года стало массовым, а их записи активно размещаются на интернет-платформах.
Если организатор онлайн-концерта делает запись для последующего многократного просмотра пользователями, он становится создателем аудиовизуального произведения (далее – АВП), а значит - возникает необходимость соблюдения авторских и смежных прав.
Видеозапись онлайн-концерта с точки зрения законодательства об интеллектуальной собственности может рассматриваться как сложный объект (ст.1240 ГК РФ). Лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (организатор онлайн-концерта) приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.
Таким образом, организатор онлайн-концерта при создании видеозаписи концерта и дальнейшем использовании видеозаписи обязан надлежащим образом оформить права на использование объектов авторского и смежных прав, входящих в АВП, в целях последующего правомерного использования АВП с включением записи онлайн-концерта:
1. Необходимо одним из двух способов получить права на исполнение, созданное Артистом-исполнителем музыкальных произведений при проведении онлайн-концерта, для включения в АВП:
- заключить с Артистом-исполнителем музыкальных произведений договор об отчуждении исключительного права на созданное Артистом-исполнителем при участии в онлайн-концерте (его записи) исполнение;
- заключить лицензионный договор на использование исполнения в составе сложного объекта – видеозаписи (программы) онлайн-концерта.
2. Для размещения в сети Интернет АВП, включающего исполнение, рекомендуется получить как минимум право на использование исполнения следующими способами:
- запись исполнения (фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение);
- доведение исполнения в составе АВП до всеобщего сведения в сети Интернет;
- воспроизведение записи исполнения;
- распространение записи исполнения в составе АВП, в том числе для целей последующего доведения до всеобщего сведения на необходимых видах материальных носителей, любым тиражом.
3. Если договор, заключаемый с Артистом-исполнителем, является по сути договором о создании аудиовизуального произведения, предполагается согласие исполнителя на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения. Согласие исполнителя на отдельное использование звука или изображения, зафиксированного в аудиовизуальном произведении, должно быть при этом прямо выражено в договоре.
4. По умолчанию лицензионный договор, предусматривающий использование исполнения в составе АВП, заключается на весь срок и в отношении всей территории действия исключительного права на исполнение, если лицензионным договором не предусмотрено иное (ст.ст.1317 - 1318 ГК РФ). В случае, если Артист-исполнитель предоставляет право на использование исполнения в составе АВП на иной конкретный срок (например, на 5 лет), фактически это условие препятствует использованию АВП с включенным исполнением на более длительный срок. Это необходимо учитывать при согласовании условий с Артистом-исполнителем.
5. Организатор онлайн-концерта в целях аккумулирования аудитории при онлайн-трансляции концерта вправе ограничить публичные выступления Артиста-исполнителя на определенный срок до и после проведения онлайн-концерта, включив в договор с Артистом-исполнителем условие с гарантиями последнего не осуществлять публичные выступления, например, на других онлайн-платформах, отличных от платформы организатора онлайн-концерта, а также на концертных площадках в офлайне в течение согласованного сторонами срока.
6. Организатор онлайн-концерта в составе АВП помимо исполнения/ фонограммы исполнения использует также музыкальные произведения (с текстом и без). В связи с этим необходимо заключить договор на использование музыкальных произведений в составе АВП как сложного объекта. Музыкальное произведение с текстом или без текста (объект авторского права) представляет собой самостоятельный результат интеллектуальной деятельности, исключительные права на который могут принадлежать разным лицам. Организатору онлайн-концерта необходимо получить разрешение (лицензию) на включение музыкальных произведений в состав АВП (с правом осуществить синхронизацию музыкальных произведений с аудиовизуальным рядом АВП), а также право (неисключительную лицензию) на использование музыкальных произведений следующими способами:
- переработка музыкальных произведений в целях включения в состав АВП любым способом, в том числе, осуществление любыми способами редактирования и переработки звукового ряда, аранжировки, микширование всех записанных звуковых компонентов, перемонтаж, наложение другого графического и музыкального оформления и т.п.
- использование музыкальных произведений с любыми другими музыкальными, литературными, драматическими и иными произведениями в составе АВП по выбору Организатора онлайн-концерта или третьих лиц по заказу Организатора онлайн-концерта;
- публичное исполнение музыкальных произведений в живом исполнении исполнителями и иными лицами, задействованными в онлайн-концерте;
- осуществление звуковой записи исполнения музыкальных произведений или их фрагментов совместно с другими звуками и изображениями в целях дальнейшего использования созданной фонограммы в составе АВП;
- доведение музыкальных произведений в составе АВП до всеобщего сведения посредством любых телекоммуникационных и иных сетей, в том числе сети Интернет;
- воспроизведение и распространение музыкальных произведений в составе АВП для целей последующего доведения до всеобщего сведения на необходимых видах материальных носителей, любым тиражом.
Получить права на использование музыкальных произведений в составе АВП можно у правообладателя или у организации по коллективному управлению правами (далее – ОКУП), например, Российского авторского общества или Первого музыкального издательства. При этом необходимо проверить наличие у ОКУПа прав на предоставление лицензии в объеме, необходимом Организатору онлайн-концерта (например, на использование произведения способом переработки).
7. Если в состав АВП входит фонограмма, не созданная специально при записи исполнения Артистом-исполнителем музыкальных произведений, Организатору онлайн-концерта также необходимо получить права на ее использование.
8. При размещении АВП с записью онлайн-концерта на интернет-платформе необходимо проверить наличие Пользовательного соглашения на сайте.
9. Рекомендуется разместить на интернет-платформе, а также непосредственно в АВП с записью онлайн-концерта предупреждение для зрителей о запрете осуществлять копирование (воспроизведение), переработку, распространение, отображение во фрейме, публикацию, скачивание, передачу, продажу АВП без предварительного разрешения правообладателя.
Дополнительная информация: tp@legal-expert.info, + 7 (965) 194-8786 (Петровская Татьяна), www.facebook.com/legalexpert.info
Хавьер Бардем уговаривает Брэда Питта вернуться в профессию в трейлере «Формулы-1»

Трейлер фильма «Формула-1» (F1) обнародовала 13 марта 2025 года кинокомпания Warner Bros. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в картине Джозефа Косински сыграли Брэд Питт, Хавьер Бардем, Дэмсон Идрис, Тобайас Мензис, Ким Бодния и Керри Кондон, а одним из продюсеров стал британский автогонщик, многократный победитель «Формулы 1» Льюис Хэмильтон.
По сюжету, автогонщик Сонни Хейз (Питт) был самым многообещающим феноменом «Формулы-1» в 1990-х годах, пока авария на трассе едва не положила конец его карьере, когда он так и не поднялся на пьедестал. Тридцать лет спустя он стал гонщиком-кочевником по найму, когда к нему обратился его бывший товарищ по команде Рубен Сервантес (Бардем) - владелец команды, которая находится на грани краха. Рубен убеждает Сонни вернуться в профессиональные гонки чтобы в последний раз попытаться спасти команду и стать лучшим в мире. Он будет гонять вместе с Джошуа Пирсом (Идрис), крутым новичком, который намерен задать свой собственный темп. Но когда ревут двигатели, прошлое Сонни настигает его, и он обнаруживает, что в «Формуле-1» ваш товарищ по команде — ваш самый жестокий соперник, и путь к искуплению — это не то, по чему вы можете идти в одиночку.
«Формула-1» выйдет в мировой прокат 25 июня, а позже появится на Apple TV+.
«Мелодия» выпустила неизвестную запись Николая Громина

Фирма «Мелодия» выпустила неизданный альбом джазового гитариста Николая Громина «Блюз для Тэда». В 2024 году при работе над переизданием записей знаменитого джазового дуэта гитаристов Николая Громина и Алексея Кузнецова редакторы «Мелодии» нашли неопубликованную мастер-ленту 1991 года с записью сольного альбома Громина: пять ранее не изданных композиций, записанных гитаристом вместе с Виктором Двоскиным (контрабас) и Виктором Епанешниковым (ударные). Пленка, найденная в 2024 году, была сделана в июле 1991-го, за пультом находился звукорежиссер Рафик Рагимов, руководивший записью самых знаменитых джазовых альбомов для фирмы «Мелодия». Этот релиз, получивший название «Блюз для Тэда», вероятно, должен был выйти в конце года, но события августа 1991-го помешали этим планам.
Заглавная композиция посвящена другу и коллеге Громина — знаменитому американскому трубачу Тэду Джонсу, звезде оркестра Каунта Бейси, с которым гитарист познакомился в Копенгагене и играл в его легендарном биг-бэнде, считавшимся одним из лучших в Европе. В альбом также вошли авторские интерпретации джазовой классики: «My Funny Valentine», «When Sunny Gets Blue», «Alone Together» и «Theme for Ernie».
Музыкальный критик Денис Бояринов: «Обнаруженная запись «Блюз для Тэда» — это еще одно подтверждение уникального мастерства Николая Громина, яркого звучания, безупречной фразировки и восхитительной свободы исполнения. Это настоящий джаз».
Гитарист Николай Громин — выдающийся отечественный джазовый музыкант, он сыграл ключевую роль в возрождении советского джаза в оттепель, и стал одним из немногих, сумевших вписаться в профессиональную джазовую среду за рубежом, добившись там значительных успехов. Оригинальный стиль и мастерство Громина получали высокие оценки западных экспертов. Так, американский трубач Дон Эллис сравнивал Громина с подлинным блюзовым исполнителем, будто бы прошедшим уроки у Прокофьева. Знаменитый джазовый критик Уиллис Коновер отмечал, как естественно Громин сочетает блюзовое звучание с русскими музыкальными традициями. Отечественный джазовый критик Алексей Баташев называл Громина «корифеем мелодической линии». Композитор и дирижер Юрий Саульский считал ансамбль Громина и Кузнецова «ансамблем мирового уровня».
В 1978 году «Мелодия» выпустила первую пластинку дуэта Николая Громина и Алексея Кузнецова — «Джанго», в 1988 году Громин и Кузнецов записали альбом «Спустя 10 лет».
Валерия не уходит со сцены

Валерия опровергла слух о том, что завершает карьеру. Певица объяснила, что сейчас находится в самом активном творческом периоде, а о прекращении выступлений речи пока не идет.
- Слова не было сказано про то, что я ухожу со сцены, и сто раз прощаться тоже я не буду — не хочется. Когда созрею, скажу: «Всё, отчаливаю!», но это пока не тот случай, потому что как раз сейчас у меня самый активный период, — заявила Валерия в подкасте «По каверочку».
«ИнтерМедиа» напоминает, что ранее супруг и продюсер певица Иосиф Пригожин заявил о том, что она выпустит в апреле 2025 года свой последний альбом и сведёт до минимума гастрольную деятельность.