Владимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»

Алексей Рыбников, композитор, вице-президент Авторского совета РАО: «Бывали уже страшные эпидемии на земном шаре, и все равно после них возрождались театры»

02.07.2020 17:45 Музыка Рубрика: Дайджест 16+
Илья Золкин

О САМОИЗОЛЯЦИИ

- Я всю жизнь провел в самоизоляции. Композитор – это такая профессия, что если не изолируешься от общества, то и ничего не напишешь.

ОБ ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ НАД ОПЕРОЙ ПО «ВОЙНЕ И МИРУ» ТОЛСТОГО

- Опера была закончена гораздо раньше, в трехактном варианте, с другой драматургией, партитура была не полностью инструментована. Теперь два действия, спрессованная форма, которая типична для моих музыкальных драм «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Переделка структуры потребовала даже обновление музыкального языка. Теперь основа – симфонический оркестр, академическое звучание с вкраплениями из других жанров: где рэп появится, где электронный ритм. Пение, конечно же, предполагается с микрофоном, чтобы певец смог передать все оттенки и нюансы человеческой речи.

Мы пробовали разные названия: «Князь Андрей», «Война и мир». Сейчас у нас рабочий заголовок – «Живые картины времен Александра I и Наполеона», чтобы не путать с прежними. Окончательного решения я еще не принял, для меня это пока загадка. Так, впрочем, было и у Льва Николаевича Толстого – он мучился, перебирая варианты: и пословицу пробовал использовать, чего только не выдумывал… Конечно, все реагируют на название «Война и мир», и когда я говорю с моими европейскими партнерами об этом сочинении, они очень активно откликаются: «Да, “Война и мир” – это то, что нам интересно». «А как же опера Прокофьева, классика? – спрашиваю я. – Ведь это то же самое, что написать еще одного “Евгения Онегина” или “Пиковую даму”». Их, представьте себе, это не смущает. Так что не знаю – может, дальше действительно «Евгения Онегина» напишу (улыбается). А если серьезно, то роман Толстого неисчерпаем, можно сочинить десять опер, и все будут разные. Надеюсь, что мне удалось подобрать свой ключик к роману.

О ЛУЧШИХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ РАБОТЫ

- Приходилось сочинять в разных условиях. Сейчас могу сказать, что мне потрясающе работалось в моем загородном доме, где я с супругой в самоизоляции провел последние три месяца. Я стал ценить сосредоточенность. Ведь как бывает: звонок, отвлекся, поехал на встречу, а потом приходится настраиваться заново. А тут никто мне не мешал, я творил запоем и получал большое удовольствие. Чем я занимался? Начал писать новое сочинение по просьбе одного из наших выдающихся музыкантов. Работал над партитурой оперы. И записал демо-версию «Войны и мира», где партии всех персонажей спел самостоятельно. Эта версия необходима как отправная точка для работы с актерами и творческой группой.

О ТЕХНИЧЕСКОМ ОСНАЩЕНИИ ДОМАШНЕЙ СТУДИИ

- Это раньше нужны были большие студии, масса всяких аппаратов. Сейчас нужен компьютер – ноутбук Macintosh или Mac Pro, клавиатура Midi, наушники и все. У меня есть еще качественные внешние динамики, качественные микрофоны. Один такой комплект находится в Москве, другой – на даче, есть мобильный набор для поездок: где бы я ни был, могу сразу же воплотить любые идеи.

О СВОИХ КИНОПРОЕКТАХ

- Первые два – это «Литургия оглашенных» и «Дух Соноры» по рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», где я экспериментировал с жанром оперы в кино и поисками собственного киноязыка. Мы их показали и в Берлине, и в Каннах на кинорынках, был хороший прием у публики. Но в российском прокате в кинотеатрах их показывать бессмысленно: зритель, приходящий в торговые центры, психологически нацелен на развлечения. Я же создал не просто кино, а мультимедийное действо, где видеоряд будет подкреплен живыми исполнителями: например, в «Литургии оглашенных» должны петь живые хоры, в «Духе Соноры» – играть рок-группа. Мы уже пробовали, как это сделать: из саундтрека вычищаются дорожки рок-группы, которая играет в реальном времени, поверх зазвучит записанный вокал на фоне видеоряда, и рождается такой интересный симбиоз. Поэтому я поставил себе цель подготовить театральный прокат. Но тут оказались свои проблемы: в театрах нет такого акустического оборудования с системами 5.1, 7.1 с «окружающим» (surround) звуком, возможности рирпроекции… И тут нам повезло: появилась возможность, благодаря Департаменту культуры Москвы, приобрести такое оборудование – два мощных проектора, черный экран 16 метров на 10 в высоту, который работает и как театральный задник. Теперь сможем выходить на переговоры с театральными организациями. Иначе получался замкнутый круг: в кино нельзя показывать театральные постановки, а в театрах – кино.

О ТОМ, В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НОВИЗНА ЕГО КИНОЯЗЫКА

- В подчинении структуры фильма – музыке. Главное – погружение в музыкальную ткань, все визуальные образы служат ее раскрытию, а не наоборот. А то ведь как в мюзиклах? Там станцевали, спели, музыка помогает драматическому действию. А для меня важна форма, можно какую угодно музыку написать, но если она расползается по форме, то перестает держать внимание, и это самое страшное. Музыкальная форма эти фильмы держит.

О ПАНДЕМИИ

- Я надеюсь, что в октябре-­ноябре этот коронавирус займет свое достойное место среди других 150 вирусов, с которыми мы постоянно живем. И мы будем говорить, как и прежде, что человек заболел острым респираторным заболеванием. Сейчас нас информируют, что вирус ослабел, стал менее агрессивным – так и должно быть, это естественный ход вещей в природе. А если болезнь искусственного происхождения, то тем более она недолговечна. Так что пусть Бог поможет, и это все сгинет. <…> Послушайте, но ведь бывали уже страшные эпидемии на земном шаре, и все равно после них возрождались – и театры, и другие зрелищные мероприятия. Если посмотреть на нынешнюю статистику, то в Москве здоровых людей – 98 процентов, а из всех заболевших смертельных случаев – полтора процента. О чем говорят цифры? О том, что большого масштаба это не приобрело, и, может быть, мы пройдем через это и выберемся.

О ТОМ, КАК БУДЕТ ОТМЕЧАТЬ ЮБИЛЕЙ

- Обычно вспоминают ранние опусы, написанные полвека назад. Но у меня накопилось много произведений, созданных за последние годы, которые я обязан предъявить зрителям. Из-за того, что день рождения в середине лета, все творческие вечера и концерты планируются на будущий сезон. Это касается постановки оперы «Вой­на и мир», демонстрации в театрах фильмов, которые мы с вами обсуждали.

О СИТУАЦИИ В СОЮЗЕ КОМПОЗИТОРОВ РОССИИ

- Мы довольно прочно встали на ноги благодаря поддержке Российского музыкального союза. Жизнь стала динамичной, проходят конкурсы, придуманы новые фестивали. Я вижу результаты наших усилий: молодые композиторы почувствовали, наконец, серьезную поддержку и внимание. Теперь осталось дело за малым – привлечь публику в залы своей музыкой, чтобы люди с азартом рвались в зал и слушали новые произведения. Это самая больная тема. Я помню, что творилось, когда Шостакович показывал премьеру новой симфонии. А наша тогдашняя молодежь – Буцко, Губайдулина, Шнитке, Денисов, Пярт, другие… Например, Ростропович сыграл Концерт для виолончели Банщикова – каким это становилось событием, как горячо и живо воспринималось публикой. А теперь такого жгучего интереса нет, и это обидно. Поэтому, когда мы смотрим партитуры конкурсантов или принимаем молодежь в Союз композиторов, я внимательно оцениваю потенциальную возможность привлекательности для публики. Когда мы обсуждаем, то говорим, что это хорошо сделано, а это даже можно в концерте показать. В каждую эпоху в обществе востребованы определенные слои музыки. Сейчас время аккомпанирующей музыки, как я ее называю. Вы посмотрите – авторы песен почти всегда «анонимы», называют имя популярного исполнителя, а композитора «забывают». Да, публика идет в концертные залы, где слушает классику, модных дирижеров, восхищается исполнителями, а творчество современного композитора мало кого интересует. Я не призываю писать попсу, но получается, что сейчас современная академическая музыка оторвана от слушателя. Но так ведь было не всегда. В XIX веке слушали и исполняли современных композиторов – например, Чайковского, Римского-­Корсакова, Мусоргского с не меньшим успехом, чем музыку предыдущих поколений композиторов.

О СЧАСТЬЕ

- В жизни я себя стал ощущать маленькой частицей многомиллиардного человеческого сообщества. Отбросил индивидуализм, потому что почувствовал, что вся планета начинает приходить в движение. И ни один человек не может остаться в стороне от этого движения – речь не столько об эпидемии, сколько о движении мысли, диком разброде. Мы живем во времени, когда сорваны маски, когда все скелеты из всех шкафов вытащены. Все, о чем говорили шепотом, с многозначительным выражением глаз, теперь про это орут, спорят, дискутируют – о чудовищных вещах, которые себе представить невозможно. Это совершенно новое сознание – с одной стороны, ощущение кошмара, ужаса, с другой – осознание того, что раньше все замалчивалось, с вежливыми улыбками прикидывались, что ничего не происходит. В моих произведениях давно обо всем написано: «Литургия оглашенных» была задумана в 1982-м, в 1991 году состоялась премьера, в 1994-м мы ее привезли в Америку, теперь сняли фильм. Там есть это предощущение мировой катастрофы. И я не думал, что доживу до таких времен, когда увижу свершение моих предчувствий воочию. Но Бог бережет. И в этом – величайшее счастье, что на тебя нисходит свыше Дух, который позволяет себя крепче чувствовать в этом мире. Это и есть счастье.

(Евгения Кривицкая, «Музыкальная жизнь», 01.07.20)

Группа «Технология» представила нового вокалиста

14.05.2024 12:58 Музыка Рубрика: Хроника 16+
кадр из ролика

Новым вокалистом группы «Технология» стал Александр Ануров. Представители коллектива объявили его имя в соцсетях, отметив, что записывают с ним новый материал, и пообещав дополнительно сообщить о концертах в обновленном составе.

- Короче. Ждите. Скоро. Мы идём! Любим вас! Ваша «Технология», - написали музыканты.

Ранее мы сообщали, что авторы всех песен группы «Технология» Леонид Величковский и Роман Рябцев объявили кастинг новых музыкантов. По словам Леонида и Романа, состав, который сейчас работает под именем «Технология», не имеет лицензии на исполнение их песен. Хотя в него входит бывший солист золотого состава Владимир Нечитайло, а выступления организует экс-директор коллектива Алексей Филимонов, по сути это кавер-группа с двумя сессионными музыкантами. Роман Рябцев даже назвал проект «гальванизированным трупом» «Технологии».

Фото: кадр из ролика
Теги: Технология
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Вышла в свет новая песня Тамирлана

14.05.2024 12:13 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка сингла

Новый сингл певца Тамирлана «Один в поле не воин» вышел в свет 9 мая 2024 года на лейбле «Рэй Рекордс». В песне Тамирлан продолжает затронутую в своей предыдущей композиции тему единения русского народа. Как и прежде, исполнитель поднимает актуальные темы – он предлагает задуматься о таких понятиях, как долг и защита Отечества.

В песне сопоставляются реалии сегодняшних дней: мирная жизнь и страшные, разрушительные боевые действия, которыми охвачены некоторые российские регионы. С одной стороны, мы привыкли жить в этих как будто бы параллельных мирах. С другой, ощущается необходимость единения общества ради сохранения самого важного – жизни, и именно об этом поется в новой композиции «Один в поле не воин».

Музыкальную игру «Поймай меня, если сможешь» покажет «Россия»

предоставлено пресс-службой телеканала Россия

Премьера музыкального развлекательного шоу «Поймай меня, если сможешь» с ведущим Владимиром Маркони состоится 24 мая 2024 года на канале «Россия».

«Поймай меня, если сможешь» – это музыкальная программа, в которой можно обвести звёзд вокруг пальца и заработать миллион. На сцене в азартной игре сойдутся две команды – «Звёзды» и «Участники». В составе команды «Звёзды» – известные и всеми любимые музыканты, юмористы, актёры, телеведущие и композиторы. В команде «Участники» – телезрители, которые любят петь, но среди них появятся как действительно талантливые певцы, так и те, у кого нет вокальных данных, – они выступят под фонограмму с чужим голосом. Звёздам предстоит «поймать» и угадать именно того участника, который поёт хуже всех, а точнее, совсем не умеет это делать. А задача участников – ввести звёзд в заблуждение и показать, что каждый из них обладает чудесным голосом и непревзойдённым вокальным мастерством.

В каждом выпуске шоу за миллион рублей поборются 18 участников из разных городов России. Им даётся всего лишь три раунда на попытку сорвать большой денежный куш. Против них сыграют 4 звезды, но успех команды будет зависеть не от количества игроков, а от проницательности и интуиции каждого, а также от слаженности действий, выбранной тактики и куража.

За команды звёзд сыграют Лариса Долина, Надежда Бабкина, Татьяна Буланова, Александр Буйнов, Валерия, Сосо Павлиашвили, Наташа Королёва, Анна Ардова, Хабиб, ST, Ваня Дмитриенко, Ани Лорак, Алёна Свиридова, Дмитрий Харатьян, Елена Воробей, Любовь Успенская, Стас Костюшкин, Михаил Полицеймако, Маша Распутина, Александра Ревенко, Алёна Апина, Максим Дунаевский и другие.

Создатели проекта постарались придумать всё таким образом, чтобы максимально запутать звёздную команду и всячески усложнить её путь к победе. Для этого в подготовке к шоу участвовали специальные тренеры и преподаватели, которые занимались с участниками и репетировали с ними номера, доводя их до совершенства, а если быть точнее – показывали им, как притвориться хорошим певцом.

Эфир в 21.30.

Фото: предоставлено пресс-службой телеканала Россия
Теги: Россия-1, анонс программы, Поймай меня, если сможешь
β 16+