Топ-менеджеры РАО получили долю в крупнейшем агрегаторе прав на музыку
Топ-менеджеры Российского авторского общества (РАО) Александр Сухотин (на фото) и исполнительный директор Алексей Карелов получили 40% в бизнесе «Национального цифрового агрегатора» (НЦА). Это один из крупнейших в России посредников между музыкальными лейблами и стриминговыми сервисами, сообщает «Коммерсантъ». Баланс заинтересованности между должностями в РАО и коммерческих структурах должен регулироваться уставом общества, раньше у государства не возникало вопросов к такому совмещению, говорят эксперты.
Гендиректор РАО Александр Сухотин и исполнительный директор общества Алексей Карелов (также возглавляет Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности, ВОИС) стали совладельцами ООО НЦА, следует из данных «СПАРК-Интерфакс». С 20 марта они владеют по 20% компании, продавцом выступила британская Prime Time AV Lab Ltd, у которой осталось 30%. Еще 30% владеет зарегистрированная на Сейшельских Островах «Веонплюс Инвестмент Инк.». В НЦА и РАО оперативно не ответили на запросы, с господами Сухотиным и Кареловым связаться не удалось.
НЦА занимается размещением музыки на стриминговых платформах. По данным сайта компании, она сотрудничает с Apple Music, iTunes Store, Google Play, «Яндекс.Музыкой», Spotify, YouTube, Amazon и крупнейшими российскими сотовыми операторами, а со стороны музыкальных лейблов — с Первым музыкальным издательством (ПМИ), Velvet Music, «Союз Мьюзик», «Студией Союз», музыкальным издательством «Монолит», Gazgolder Records, продюсерским центром Игоря Матвиенко и др.
Собеседник “Ъ” в одном из стриминговых сервисов называет НЦА крупнейшим партнером.
- Стриминговые сервисы в основном платят не музыкантам, а именно агрегаторам. НЦА — это российский аналог мейджора. В России, как и везде в мире, было три основных мейджора — Sony Music, Warner Music Group и Universal Music Group, пять лет назад появился НЦА и начал конкурировать с ними, — объясняет собеседник.
По словам другого собеседника, бизнес-модель подобных агрегаторов заключается в том, что они выкупают у лейблов или реже у самих артистов права на музыкальные треки на срок, который в среднем составляет год-два, и выплачивают им сумму минимальной гарантии плюс потенциальный процент от сбора.
Участники музыкального рынка связывают НЦА с соучредителем ПМИ и председателем правления РАО Максимом Дмитриевым. «По сути, он является основателем»,— говорит один из них. В 2016 году Максим Дмитриев говорил «Ведомостям», что доля НЦА на рынке смежных прав на российскую музыку составляет около 25%.
Собеседники “Ъ” затруднились оценить бизнес НЦА, но указывают, что стоимость доли в 40% может быть значительной, так как это одна из крупнейших компаний в сегменте. Согласно «СПАРК-Интерфакс», выручка НЦА в 2019 году составила 448,46 млн руб., чистая прибыль — 13,3 млн руб.
Гендиректор и организатор конференции музыкальной индустрии Сolisium Сергей Бабич видит в сделке логичное продолжение развития обществ по коллективному управлению правами, которые «наращивают цифровую экспертизу и теперь получают свой интерес в цифровой дистрибуции напрямую».
«Это, безусловно, происходит в интересах авторов, подписавшихся с РАО, которое таким образом увеличивает свое влияние на рынке»,— считает он. Другой собеседник указывает, что представители музыкальной индустрии в руководстве авторскими обществами — общемировая практика. «У этих представителей могут быть свои коммерческие интересы. Баланс между такими должностями должен соблюдаться, но это уже вопрос устава РАО»,— добавил он.
Само по себе вхождение топ-менеджеров РАО в капитал НЦА не означает наличия заинтересованности при заключении агрегатором сделок о выплатах в пользу авторского общества, отмечает заместитель председателя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семенов. В целом государство ранее не видело проблемы в подобном совмещении позиций, напоминает он: например, Андрей Кричевский был гендиректором фирмы «Мелодия» и ВОИС.
Дима Билан, Люся Чеботина и Anna Asti получили «Жара Music Awards»
Церемония вручения премии «Жара Music Awards» состоялась на «ЦСКА-Арене» 13 мая 2024 года. Церемония открылась песней Муслима Магомаева «Синяя вечность» в исполнении симфонического оркестра – «ИнтерМедиа» напоминает, что «Жара Music Awards» планировалась к проведению в Crocus City Hall, который был разрушен в результате теракта.
Победители премии «Жара Music Awards»:
Альбом года – Сергей Лазарев «Я видел свет».
Песня года — Инстасамка «За деньги да».
Видео года – Дима Билан «Острой бритвой».
Коллаборация года - Niletto, Лёша Свик и Олег Майами.
Группа года – Artik & Asti.
Певец года – Мот.
Певица года – Люся Чеботина.
Артист года – Anna Asti.
Связь поколений - Юлиана Караулова и Акмаль «Девочка, не прощай».
Хитмейкер года – Jony.
Digital Артист - Хабиб.
Фан-клуб – фан-клуб Клавы Коки.
Артист 10-летия — Егор Крид.
Легенда поп-культуры – Ани Лорак.
Артист поколений — Валерия.
«Алиса» спела о надменности псевдоэлит в «Неприкасаемых нет»
Премьера новой песни группы «Алиса» «Неприкасаемых нет» состоялась 13 мая 2024 года. Музыку к песне лидер группы Константин Кинчев создал в соавторстве со своим гитаристом Павлом Зелицким. Текст Константин Кинчев написал в своей деревне Сабо 8 июля 2023 года.
- Надменность псевдоэлит опасней, чем динамит, когда планета скользит по краю… И в целом, в этой связи у власти всё на мази, хоть и по брови в грязи, но все в белом, - поется в новинке.
«ИнтерМедиа» напоминает, что новый альбом группы «Алиса» получит название «Гойда». Диск будет включать 16 песен, среди которых будет и «Неприкасаемых нет».
Группа «Мельница» превратила своего гитариста в анимационного «Царевича»
Премьера нового клипа группы «Мельница» «Царевич» состоялась 13 мая 2024 года. В начале ролика героиня (Елизавета Бесфамильных) в своей комфортабельной квартире включает по телевизору концерт любимой группы. Во время просмотра она оказывается в зрительном зале и начинает с помощью планшета украшать сцену дополненной реальностью, превращая гитариста Сергея Вишнякова в Ивана-Царевича. В финале клипа он оставляет ей автограф на планшете под своим фэнтезийном изображением. Песня «Царевич» входит в альбом «Мельницы» «Символ Солнца» (2023).
Напоминаем, что группа «Мельница» объявила новое место своего концерта, запланированного на 5 декабря 2024 года. Выступление в честь 25-летия группы должно было состояться в Crocus City Hall, разрушенном террористами. Теперь оно пройдет в КЗ «Москва».