Швейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистами

Рецензия на фильм Ивана Твердовского «Конференция»: Страх как худший из пороков

постер к фильму

Оценка: 9 из 10

Режиссер: Иван И. Твердовский. В ролях: Наталья Павленкова, Ольга Лапшина, Ксения Зуева, Олег Феоктистов, Ян Цапник, Александр Семчев. Мировая премьера фильма состоялась в рамках Венецианского кинофестиваля, премьера на «Кинотавре» пройдёт 15 сентября 2020 года.

Матушка Наталья приезжает из монастыря в Москву. Ее благословили на проведение вечера памяти жертв террористического акта, произошедшего в Театральном центре на Дубровке 23–26 октября 2002 года. Она пытается собрать выживших, чтобы вместе вспомнить эту страшную трагедию и заслужить прощение у дочери за роковую ошибку, которую совершила.

Твердовский снял, возможно, свой самый провокационный фильм, решив отрефлексировать на тему еще относительно свежую. При этом «Конференция» очень органично вырастает из «Зоологии» и «Подбросов», развивая как авторский стиль, так и темы, поднимаемые ранее (вроде давящих комплексов, чувства вины и неумения найти свое место в мире).

С самого начала фильма личная память участников тех событий вступает в конфликт с памятью коллективной, массовой. Общество говорит, как надо правильно скорбеть, но тем, кто потерял своих близких во время теракта, скорбеть по правилам не получается – каждый переживает боль по-своему. Официально все выглядит так, словно теракт на Дубровке и вовсе предан забвению. Неподалеку от здания Театрального центра установлены гранитный камень с надписью «В память о жертвах терроризма» и стела с журавлями. Но на этом заканчивается весь официальный траур. В итоге руководитель ДК без энтузиазма соглашается подписать с матушкой договор на аренду помещения. Вечер памяти по бюрократическим причинам превращается в безликую «конференцию». Охранник бесчувственно не пускает в зал бывших заложников, пока у него нет списков приглашенных, а вечером поскорее пытается выгнать всех, чтобы наконец выключить свет и уйти домой. Открывающая сцена фильма и вовсе может показаться кому-то из зрителей комичной – уборщица равнодушно и методично чистит помещение после очередного состоявшегося ранее развлекательного мероприятия; провод пылесоса застревает между креслами, а вилка вылетает из штепселя – их постоянно приходится поправлять в лучших традициях скетчей. Весь зал, в котором несколько дней удерживали почти тысячу человек, где на глазах у людей разворачивалась настоящая трагедия, для кого-то – лишь самое рядовое помещение, в котором надо выполнять будничные задачи. Вот и матушка Наталья переживает от того, что за серыми буднями трагедия стерлась из памяти и так мало людей готовы прийти на этот вечер – ведь, по ее мнению, эти события надо помнить.

Твердовский умело заигрывает с жанром документалистики, порой практически поминутно реконструируя события тех дней. Бывшие заложники по памяти пересказывают все, что с ними происходило, что они видели, постоянно дополняя личные истории друг друга взглядами на одни и те же события из разных сторон зала. Многочисленные длинные монологи поданы небанально, так, что их интересно смотреть. При этом показаны они с настоящей болью, нарастающим чувством тревоги и переживанием посттравматического стресса. В какой-то момент из-за комка, подступающего к горлу, смотреть становится физически тяжело.

Именно в этот момент в фильме вскрывается, пожалуй, его главный конфликт. Личная память на то и личная. Она конфликтует не только с общепринятой общественной памятью, но и сама с собой. Каждый из заложников в те дни видел что-то свое. Кто-то видел террористов-боевиков, кто-то – подростков, бросивших школу и оставленных в мясорубке боевых действий чеченской войны. Кто-то думал о себе, кто-то – о семьях, кто-то продолжает до сих пор жить с болью, кому-то получилось с ней справиться. Кто-то пережил в те дни подлинный ужас, а для кого-то понимание чудовищности ситуации пришло лишь со временем. Кто-то готов поделиться воспоминаниями перед всеми, а кто-то хочет молча выпить за погибших родственников и друзей.

Но сеанса коллективной психотерапии из вечера памяти не выходит. Для матушки Натальи все эти истории существуют не для помощи другим в избавлении от страданий, а в сугубо прикладном ключе. Она переживает свою собственную трагедию и не может избавиться от груза вины и страха из-за того, что сама совершила в те дни. Эти чувства заставляют ее переживать весь захват заложников снова и снова – и в попытке достичь катарсиса и избавиться от мучающих ее чувств она заставляет других переживать захват вместе с собой. В какой-то момент история повторяется – и она уже сама практически берет зал в заложники: блокирует двери, раздает еду и после этого с шумом собирает стеклянные бутылки – все в точности так, как ей описывали другие. Будучи парализована страхом, она никак не может понять ни чужую боль, ни чужие страхи, ни чужие попытки научиться жить дальше. Ее фанатичное «надо, чтобы помнили» доставляет окружающим только страдания.

Конечно, найдутся те, кого «Конференция» оскорбит – она очень метко проходится по болевым точкам современного общества. В ней объединились как нежелание помнить ошибки и сочувствовать другим, так и демонстративная сакрализация любых жертв и трагедий без должной рефлексии. Твердовский возвращает память о важном для нашей истории событии – при этом он десакрализирует ее, лишает политической или религиозной подоплеки, делает простой и осязаемой. Вот обычные люди, вот их необычные судьбы. Живых людей надо постараться не забывать, а вот призраков лучше оставить позади. Но если возможности оставить их нет, то хотя бы не стоит пугать ими других людей.

Павел Соломатин, InterMedia

Умер режиссер «Маленького магазинчика ужасов» и продюсер более 300 фильмов Роджер Корман

кадр из ролика

Легендарный американский режиссер и продюсер Роджер Корман скончался 9 мая 2024 года в возрасте 98 лет в своем доме в Санта-Монике, Калифорния. О его смерти сообщает Associated Press со ссылкой на дочь покойного Кэтрин Корман.

Роджер Корман родился 5 апреля 1926 года в Детройте, после школы получил профессию инженера и свою карьеру в кино начал в качество разнорабочего в студии 20Th Century Fox, но довольно быстро перешел в отдел отбора сценариев, а в 27 лет дебютировал в качестве сценариста и продюсера. В режиссуре Корман дебютировал в 1954 году фильмом ужасов «Монстр со дна океана», снятым за 10 тысяч долларов, однако в титрах режиссером был указан другой человек.

Роджера называли «королем фильмов категории B», «папой поп-кино» и «королем драйв-инов» за умение в кратчайшие сроки запускать и снимать фильмы с минимальными бюджетами. Как режиссер он снял в 1950-70-х годах более 70 низкобюджетных боевиков и хорроров, некоторые из них стали культовыми: «Дом проклятых», «Женщина-оса», «Дикие ангелы» и др. А свой «Маленький магазинчик ужасов» Корман снял за два дня и одну ночь, когда ему разрешили не разбирать декорации, оставшиеся от его прошлой картины «Ведро крови».

В 1990-х Роджер полностью переключился на продюсирование, но уже к этому времени заработал репутацию настоящего первооткрыватель талантов: он помог начать карьеру Фрэнсису Форду Копполе, Мартину Скорсезе, Джеймсу Кэмерону, Рону Ховарду, Роберту Де Ниро, Джеку Николсону, Сандре Буллок и многим другим. На его продюсерском счету более 300 фильмов. Он также занимался тем, что покупал для проката в Соединенных Штатах престижные иностранные картины, среди которых «Осенняя соната» Ингмара Бергмана, «Амаркорд» Федерико Феллини и «Жестяной барабан» Фолькера Шлёндорфа. В 2010 году Корман получил почетный «Оскар» за вклад в кинематограф.

Источник: Associated Press Фото: кадр из ролика
Теги: смерть
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Сегодня родились Рами Малек и Владимир Холстинин

Sipa/Fotodom

12 мая 2024 года, воскресенье.

Пьесу Арбузова «Мое загляденье» про «советского Теда Лассо» покажут в МХТ.

«Ретро» по пьесе Александра Галина станет спектаклем Театра Армии.

«Божья коровка», «Стрелки» и «Вирус» будут бороться за победу в «ВИА Суперстар!».

27 лет актрисе Одейе Раш.

30 лет актёру Василию Буткевичу.

37 лет актёру Денису Васильеву.

37 лет певице Вике Дайнеко.

41 год актёру Доналу Глисону.

41 год олимпийской чемпионке по художественной гимнастике Алине Кабаевой.

43 года актёру Рами Малеку.

44 года писателю Сергею Шаргунову.

53 года актрисе Джейми Лунер.

57 лет лидеру группы «Рок-острова» Владимиру Захарову.

58 лет актёру Стивену Болдуину.

62 года актёру и режиссёру Эмилио Эстевесу.

64 года продюсеру Александру Толмацкому.

66 лет барду Алексею Иващенко.

66 лет барабанщику группы Kiss Эрику Сингеру.

66 лет гитаристу группы «Ария» Владимиру Холстинину.

67 лет клавишнику и вокалисту группы «АВИА» Николаю Гусеву.

67 лет композитору и певцу Андрею Косинскому.

74 года актёру Гэбриэлу Бирну.

76 лет музыканту Стиву Уинвуду.

80 лет назад эстрадный певец Вадим Козин был арестован за «антисоветскую агитацию» и приговорен к 7 годам магаданских лагерей.

140 лет назад умер композитор Бедржих Сметана (1824-1884).


13 мая.

«Жара Music Awards» пройдёт на «ЦСКА Арене».

Новый сезон «Универа» с вернувшимся Виталием Гогунским покажет ТНТ.

«Постучись в мою дверь в Москве» покажет ТНТ.

Дмитрий Губерниев проверит российскую сферу услуг для внесения в «Черный список».

29 лет актёру Тейлору Джону Смиту.

34 года актёру Максиму Емельянову.

38 лет актрисе и режиссёру Лине Данэм.

38 лет актёру Геле Месхи.

38 лет актёру Роберту Паттинсону.

38 лет певцу Александру Рыбаку.

50 лет гитаристу группы «Бригадный подряд» Анатолию Скляренко.

60 лет телеведущему Стивену Кольберу.

60 лет певице Маше Распутиной.

63 года баскетболисту Деннису Родману.

64 года актёру и певцу Ефиму Александрову.

67 лет актрисе Людмиле Нильской.

74 года певцу и композитору Стиви Уандеру.

85 лет актёру Харви Кейтелю.

1 год назад умер телепродюсер Эдуард Сагалаев (1946-2023).

5 лет назад умерла актриса Дорис Дэй (1922-2019).


14 мая.

28 лет диджею Мартину Гарриксу.

34 года певице Марии Гончарук.

36 лет композитору Дмитрию Емельянову.

40 лет композитору и участнику группы Hurts Адаму Андерсону.

40 лет Марку Цукербергу.

42 года продюсеру Татьяне Тур.

44 года экс-участнице группы «Рефлекс» Алёне Торгановой.

48 лет актрисе Мартине Маккачон.

49 лет лидеру группы «Океан Эльзы» Святославу Вакарчуку.

50 лет актрисе Анне Михалковой.

53 года кинорежиссёру Софии Копполе.

54 года актёру Ярославу Бойко.

55 лет актрисе Кейт Бланшетт.

59 лет лидеру группы «Кар-Мэн» Сергею Лемоху.

62 года ведущему Василию Стрельникову.

63 года актёру Тиму Роту.

72 года лидеру группы Talking Heads Дэвиду Бирну.

72 года кинорежиссёру Роберту Земекису.

72 года композитору Владимиру Матецкому.

80 лет театральному режиссёру Льву Додину.

80 лет кинорежиссёру Джорджу Лукасу.

5 лет назад умер актёр Тим Конуэй (1933-2019).

95 лет назад родилась актриса Зинаида Шарко (1929-2016).

Фото: Sipa/Fotodom На фото: Рами Малек
Теги: Владимир Холстинин, Рами Малек, события дня

Умер британский актер Джеймс Лоренсон

кадр из сериала

Британский актер Джеймс Лоренсон скончался 10 мая 2024 года в возрасте 84 лет. О его смерти сообщили несколько британских информационных агентств.

Лоренсон родился 17 февраля 1940 года в Новой Зеландии и после окончаний университета переехал в Лондон, чтобы начать актерскую карьеру. Он дебютировал на телевидении в 1968-м в сериале «Улица коронации», а в кино - в 1969-м в фильме «Влюбленные женщины». Всего за свою почти 55-летнюю карьеру Джеймс снялся в более чем 100 фильмах и сериалах. В их числе «Дни нашей жизни», «Эдвард II», «Стена», «Миссия Шарпа» (и его сиквелы), «Смерть в Голливуде», «Генуя», «Один день», «Пустая корона», «Клуб бунтарей», «Молодой Морс», «Корона» (где он сыграл сэра Джона Вейра, придворного врача короля Эдуарда V и других членов монархии), «Террор», «Матильда».

В Великобритании Лоренсон был известен и как театральный актер. В 2011 году Лоуренсон он был номинирован на премию Оливье за лучшую мужскую роль второго плана - Призрака Короля - в постановке Николаса Хитнера «Гамлет». Он также исполнял роль Гаева в спектакле «Вишнёвый сад» Национального театра.

Источник: Daily Mail Фото: кадр из сериала "Молодой Морс"
Теги: смерть
β 16+