Рецензия на фильм «Земля кочевников»: Когда дом – это состояние души
Оценка: 9 из 10
Фильм-победитель Венецианского кинофестиваля «Земля кочевников» был показан на кинофестивале в Торонто 11 сентября 2020 года. Режиссёр: Хлоя Чжао. В ролях: Фрэнсис МакДорманд, Дэвид Стрэтэйрн и другие.
«I’m not homeless, I’m houseless», — отвечает героиня Фрэнсис МакДорманд девочке в супермаркете, одной фразой проговаривая главную идею великолепного фильма американки китайского происхождения Хлои Чжао, который только что получил «Золотого Льва» Венецианского кинофестиваля. Её «Земля кочевников» — это творение редкой кинематографической материи. Режиссёр вооружается особо чутким, поэтическим восприятием жизни как единственно верным способом ухватить ощущение свободы и передать его зрителю через кинематограф таким образом, чтобы оно забралось ему под кожу, проникло в душу и максимально приблизило к достижению эмоционального катарсиса.
31 января 2011 года в небольшом американском городке Эмпайр, штат Невада, закрылась местная фабрика гипсокартона, обеспечивавшая жителей постоянной работой, а сам город стабильной экономикой. После этого события Эмпайр превратился в пустошь – ни работы, ни перспектив. Ферн (МакДорманд), как и всем остальным, пришлось искать другое место для жизни, вот только после смерти её мужа героиню больше ничего не держит на одном месте. В итоге она садится в свой любимый фургон, который трепетно зовёт «Авангардом», и отправляется в роуд-трип по западной Америке.
Чтобы заработать себе на пропитание и бензин, Ферн подрабатывает на сортировочном складе "Амазон" в одном из северных штатов, но когда суточная плата за ночь в кэмпинге возрастает, героине приходится продолжить поиски места, где можно будет спокойно проводить ночи – она движется на юг. По пути Ферн встречает множество самых разных людей, у которых свои истории за плечами и которые этими историями только рады поделиться с главной героиней. В близкой к документальной манере мы наблюдаем за калейдоскопом судеб, проникаемся безграничной атмосферой свободы духа и тела, мы словно бы оказываемся один на один с этой дикой, малознакомой Америкой, перед очарованием которой невозможно устоять.
«Земля кочевников» — это кино, граничащее с жизнью так близко, что практически не отличить одно от другого. Меланхоличное произведение, насквозь пропитанное любовью ко всему живому. История, за которой не наблюдаешь, глядя на экран, а которую проживаешь вместе с героиней. Успокаивающий бальзам на душу, парализующий своей неописуемой красотой, и пронзительная элегия, раскрывающая всю глубину человеческого естества.
Когда подобные картины награждают какими-то значимыми премиями, это всегда триумф чистого авторского кино. Предыдущий фильм Чжао, «Наездник», в своё время тоже привлёк массу внимания к себе со стороны прессы и зрителей, однако при всех его достоинствах дальше условного «Санденса» та лента так и не ушла. С «Землёй кочевников» совсем другая история (и она только пишется!), у этой картины вообще нет видимых рамок или ярлыков, которыми её можно обвесить после просмотра. Её хоть сейчас можно смело записывать в список важнейших американских независимых фильмов 21 века, потому что переоценить художественное богатство работы Чжао попросту невозможно. И её тактильная, воздушная режиссура – лишь часть одного большого достижения. Фрэнсис МакДорманд превозносит «Страну кочевников» на какой-то невообразимый уровень аутентичности, в совсем иную реальность, в которой милосердие – важнейший элемент, смазывающий шарниры цивилизованного мира.
Работу актрисы уже сейчас хочется окрестить лучшей в её феноменальной карьере. Да-да, это при полном осознании того, насколько великолепна она была и в «Фарго» братьев Коэн, и в «Трёх билбордах на границе Эббинга, Миссури». В отличие от её оскароносной роли у Мартина МакДоны, здесь МакДорманд играет на полутонах, чаще остаётся молчаливым слушателем чужих историй, во время рассказа которых наблюдать за ней, её эмоциями, переживаниями и сочувствием ещё более захватывающе, нежели за её яростными попытками сжечь полицейский участок. Столько нюансов в её игре, столько натуралистичности, что впору сказать, она не играет, а проживает целую жизнь на экране. За тем, как она просто прогуливается по живописным американским пейзажам (ах, эти горы, равнины, закаты, пустынные шоссе и людные кэмпинги) под нежную лирическую музыку Людовико Эйнауди, завороженно наблюдать можно часами напролёт.
Поэтическая внешность фильм подчёркивается чётко откалиброванным моральным компасом его героини и предельно ясным универсальным гуманистическим посылом. Через истории различных людей мы проживаем сразу несколько жизней за один фильм, мы проникаемся чистыми, неподдельными эмоциями – радуемся счастью и скорбим горю, гордимся достижениями и поддаёмся рефлексии. Хлоя Чжао творит такую магию, что все эти случайные, неизвестные, чужие люди внезапно ощущаются родными; теми, перед кем хочется раскрыть и свою душу тоже. МакДорманд прекрасно исполняет роль проводника – через её мимику, выражения лица и неподдельную реакцию мы оказываемся внутри фильма, безмолвными слушателями, пригубившими священный Грааль вечной жизни.
Вон молодёжь собралась на закате у необъятного каньона: они выпивают, болтают, поют песни под гитару, а мы вместе с Ферн уютно наблюдаем. А тут заботливый папа решил устроить день рождения на природе для своей дочки: чужой праздник, но лёгким монтажным прикосновением всего на мгновение мы становимся его частью.
Работу Хлои Чжао можно смело окрестить mood piece, ведь она действительно при просмотре повергает зрителя в особое космическое настроение (примерно как Терренс Малик в «Древе жизни»), но ещё и создаёт уникально детализированный портрет дикой, «босоногой» Америки, к которой нередко обращается Андреа Арнольд в своих фильмах («Американская милашка», «Аквариум»). Чжао стирает отличия между игровым нарративом и документальным (на всю съёмочную команду у неё было только два профессиональных актёра, включая Фрэнсис), чтобы дистиллировать естественное течение жизни, которое в случае с этим фильмом, с экрана бьёт ключом.
Если и есть одно кино в 2020-м году, в которое хочется влюбиться без остатка, то это определённо «Земля кочевников».
Вадим Богданов, InterMedia
«Царьград» собрал коллекцию «Трофейных фильмов» из западных кинолент
Телеканал «Царьград» запустил специальный сайт «Трофейные фильмы». На нем размещены западные картины, показ которых стал невозможен в РФ после начала специальной военной операции на Украине, от «Барби» и «Бедных-несчастных» до произведений Ларса фон Триера, «Матрицы», франшизы про Гарри Поттера и фильмов ужасов. Отдельное внимание уделено номинантам на последний «Оскар», собранным в специальный раздел.
На сайте есть и другие подборки, в частности, раздел «Фильмы для Ксюши», в котором собраны картины про лошадей. В их числе картины «Боевой конь», «Черная красавица», мультфильм «Не бей копытом» и др. В «Трофейных фильмах» есть также подборки «Выбор Александра Дугина», «На пути исправления», где главные герои побеждают вредные привычки, «В компании с пацаном» с картинами о трудных подростках 80-90-х, «Честные злодеи» с отрицательными героями, выступающими на стороне справедливости и т.д. Все фильмы доступны бесплатно.
Ранее стало известно, что молодежная драма «Сто лет тому вперед» Александра Андрющенко стала самым успешным фантастическим проектом российского кино. Экранизация одноименной повести Кира Булычева заработала в прокате уже 1,193 миллиарда рублей.
Умерла турецкая актриса Айтен Гёкчер
Турецкая актриса Айтен Гёкчер скончалась в Стамбуле 14 мая 2024 года в возрасте 84 лет. Близкие артистки сообщили, что смерть наступила от «естественных причин». Похороны состоялись 15 мая. Айтен Гёкчер упокоилась рядом с супругом - актером и театральным режиссером Кунейтом Гёкчером, который ушел из жизни в 2009 году в возрасте 89 лет.
В молодости Айтен Гёкчер занималась балетом и поступила в труппу Государственного театра города в 1958 году. Ее кинокарьера стартовала в фильмах с середины 1950-х годов, среди которых «Змеиная история» (в котором она появилась в 90 эпизодах), «Белый огонь», «Покровитель Ким» и другие. Последним экранным проектом актрисы стала итало-турецкая драма 2017 года «Красный Стамбул».
Напоминаем, что латвийская актриса Байба Индриксоне скончалась на 93-м году жизни. Свою кинокарьеру артистка начала в конце 1940-х годов.
Шайа ЛаБаф и Энтони Хопкинс сыграю в фильме Ника Кассаветиса про пингвинов
Энтони Хопкинс исполнит одну из главных ролей в новом фильме «Пингвин Бруно и принцесса Стэйтен-Айленда» (Bruno Penguin and the Staten Island Princess) режиссера Ника Кассаветиса («Дневник памяти», «Алфа Дог»). Как сообщает Deadline, в данный момент ведутся переговоры об участии в проекте Шайи ЛаБафа. Съемки должны начаться в ноябре, и фильм станет первым масштабным голливудским проекте, снятым в Антарктиде.
Сценарий Дэниела Барнза («Страшно красив») и Неда Земана основан на статье последнего из Vanity Fair, в которой рассказывается правдивая история швейцарского фотографа Бруно Цендера - превосходного фотохудожника, который провел последние 20 лет своей жизни в Антарктиде, фотографируя императорских пингвинов. Он был одержим ими – их добротой, образом жизни, их глубокой привязанностью друг к другу. Бруно всю свою жизнь пытался научиться общаться с птицами, и со временем пингвины признали его и ответили ему взаимностью. Он стал настолько одержимым, что официально изменил свое имя на Бруно Пингвин и добился большого успеха, как творческого, так и финансового, благодаря своим фотографиям. Снимки Бруно принесли ему множество наград, в том числе премию Организации Объединенных Наций по охране окружающей среды и награду «Фотограф года дикой природы» Британской радиовещательной системы. Он также был избран членом Королевского географического общества в Лондоне.
Несколько десятилетий Бруно также был вовлечен в невероятный роман на расстоянии с женщиной, которая не разделяла его желания жить в Антарктиде. Он откладывал их встречу долгие годы, гоняясь за пингвинами. И в конце концов, незадолго до возвращения домой в 1997 году, попал в гигантскую арктическую белую мглу и замерз насмерть.
Хопкинс сыграет Бена Виндзора, легендарного арт-агента, а ЛаБафа рассматривают в качестве основного претендента на главную роль.
- Этот фильм имеет для меня особое значение на многих уровнях, - говорит Кассаветис. - Что значит быть художником, как совместить жизнь со временем, проведенным с близкими. Он исследует важность приключений, невероятное чудо природы и испытание пределов возможностей тела. И как всегда любовь. Романтическая любовь, братская любовь, любовь к красивым и интересным вещам, и как деньги меркнут по сравнению с ними. Этот фильм задает вопросы: Что для вас важно? Действительно важно? И насколько сильно ты можешь любить?