Билли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамой

Эксперты рассказали IPQuorum, кому принадлежат права на кота Леопольда

кадр из мультфильма

Американская компания Rubstein Properties, владеющая правами на персонажей ремейка советского мультфильма про кота Леопольда, с августа 2020 года судится с российским производителем игрушек Prosto Toys и требует от него 250 млн рублей. Эксперты рассказали IPQuorum, на чьей стороне правда в этом непростом споре.

В исковом заявлении говорится о нарушении лицензионных прав на главного персонажа мультсериала «Новые приключения кота Леопольда», созданного по мотивам советского мультфильма. В 2015 году Rubstein Properties купила у создателя ремейка - компании РМТ - исключительную лицензию на всех персонажей анимационного сериала. Права на оригинальных персонажей «Кота Леопольда», как и на игрушки с их образами, принадлежат художнику-мультипликатору Вячеславу Назаруку, подтвердил юрист московского офиса фирмы «Ильяшев и Партнеры» Максимилиан Гришин. Эксперт считает, что Rubstein Properties имеет основания для судебного разбирательства, но с точки зрения здравого смысла действует "как типичный патентный тролль".

- Компания взяла советского персонажа и купила права на ремейк, - говорит Максимилиан Гришин. - Мультфильм остался близок к оригиналу, но, несмотря на это, компания теперь будет предъявлять претензии к производителям всего, что, по ее мнению, нарушает лицензию. При этом обычно бывает так, что у создателя ремейка есть свой производитель игрушек, который не платил 250 млн, но к нему претензий нет — он же свой. Это один из абсолютно легальных, но совершенно бесчестных видов заработка на правах интеллектуальной собственности.

Ход разбирательства Rubstein Properties и Prosto Toys будет зависеть от того, имелось ли у производителя игрушек какое-либо разрешение на использование охраняемых авторским правом персонажей, пояснила генеральный директор компании IP-Codex Наталья Полианчик. При полном отсутствии таких документов продукция является контрафактной по умолчанию. Если у Prosto Toys все же имелось разрешение лица, которого она обоснованно считает правообладателем, то эта компания-производитель может быть признана добросовестным участником рынка.

- Также интересно, когда и в каких пределах правообладатель, предъявивший претензии, получил “исключительную лицензию”, - отметила эксперт. - Одно дело, если речь идет о договоре с условием полного отчуждения исключительного права — на все способы использования, весь его срок действия, в любой стране и без каких-либо ограничений. Но совсем другое дело, если компания приобрела права на основании лицензионного договора на исключительной основе. Такой документ может содержать любые ограничения и оговорки — по периоду действия, территории, способу использования, тиражу и другим условиям.

Известны и другие случаи, в которых владельцами прав на использование персонажей российских мультфильмов выступает зарубежная компания. Например, популярный сериал «Буба» про домового производят российские мультипликаторы, но правообладателем признана британская компания 3D Sparrow. Возникает вопрос: куда должны обращаться производители игрушек для покупки лицензии на использование образов героев? Согласно российскому законодательству, исключительное право на произведение первоначально возникает у автора. Норма не распространяется только на служебные произведения — если автор создает произведение в силу своих трудовых обязанностей или по договору подряда. В таком случае права авторства сохраняются за создателем продукта, а исключительные права на отчуждение произведения или его использование обычно принадлежат работодателю или заказчику. В свою очередь, исключительные права могут быть переданы другому правообладателю по договору — как целиком (договор об отчуждении исключительного права), так и во временное пользование (лицензионные договоры).

Чтобы не запутаться в хитросплетениях авторского права и верно определить правообладателя, почетный адвокат России, заведующий бюро адвокатов «Де-юре» Никита Филиппов предлагает два варианта действий.

- Первый — пройтись по цепочке, начиная с автора произведения, и постараться определить, принадлежит ли ему это право или оно было передано, - говорит адвокат. - Если самостоятельно разобраться не удается, обратитесь в организации по коллективному управлению правами и государственные реестры с запросом о наличии информации об охране интересуемых прав.

При этом важно учитывать, что не любое действующее лицо произведения может быть охраняемо законом, подчеркнул Филиппов.

- Если истец обратился в суд за защитой прав на персонажа как часть произведения, он должен обосновать, что герой существует как самостоятельный результат интеллектуальной деятельности, - добавил адвокат.

Разъяснения об этом были даны в постановлении Пленума Верховного суда «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» в апреле 2019 года. В документе сказано, что судебная экспертиза учитывает, обладает ли конкретное действующее лицо произведения достаточными индивидуализирующими характеристиками: к примеру, определены ли внешний вид, характер, отличительные черты (движения, голос, мимика, речевые особенности) или другие особенности персонажа, благодаря которым он становится узнаваем даже при использовании вне мультфильма. Производитель игрушек с изображениями кота Леопольда не прав, если использовал персонажа без разрешения автора.

- Но не факт, что и зарубежная компания сможет доказать в судебном порядке, что исключительные права на популярного героя принадлежат именно ей. Кроме того, очень часто судебная практика при определении размера штрафа исходит не только из характера допущенного нарушения, но также учитывает и финансовое положение ответчика, — полагает Никита Филиппов.

"Если вы намереваетесь использовать образ персонажа, очень важно оповестить правообладателя о своих планах, получить его согласие и подписать договор", - считает генеральный продюсер группы компаний «Рики» (организация владеет правами на персонажей мультсериалов «Смешарики», «Малышарики», «Фиксики») Юлия Николаева. По ее словам, правообладателями мультфильмов, как и любой другой кинопродукции, чаще становятся не конкретные люди, а компании.

- Кино — это коллективный труд, над которым работает много авторов, и проще закрепить права на него за юридическим, а не за физическим лицом, - считает Юлия Николаева. - Автоматические отчисления тем, кто первый придумал тех или иных персонажей, законом не предусматриваются. Важно договориться с теми, у кого права находятся сейчас, и убедиться, что они действительно закреплены за этой компанией. Имущественные права на фильм и персонажей затем могут передаваться полностью или частично другому юридическому лицу. В итоге мы видим сложные цепочки прав, в которых способны разобраться только опытные юристы.

Фото: кадр из мультфильма
Теги: права на персонажа, IPQuorum, кот Леопольд

Умер продюсер и друг семьи Фрэнсиса Форда Копполы Фред Рус

Pixabay

Голливудский продюсер Фред Рус скончался 18 мая 2024 года, не дожив четыре дня до своего 90-летия, в Беверли-Хиллз. Рус был другом Фрэнсиса Форда Копполы, продюсером его фильмов (и киноработ его дочери Софии), в том числе последней картины «Мегалополис», с которой режиссер сейчас находится в Каннах, где и узнал о смерти Фреда.

Фред Рус родился 22 мая 1934 года в Санта-Монике, Калифорния, в 1956 году он получил степень бакалавра искусств в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, потом был призван в армию и служил в Корее во время войны. Карьеру в Голливуде он начал в почтовом отделе актерского агентства MCA Inc. (ныне Universal Pictures), где одной из его обязанностей было возить на машине Мэрилин Монро, но на этой должности он долго не задержался и перешел в отдел по кастинга, где в 1960-е занимался подбором актеров в телешоу и сериалы, а затем и в кино.

В 1973 году он подбирал актерский ансамбль в фильм Джорджа Лукаса «Американские граффити», где снялись Рон Ховард, Ричард Дрейфусс, Синди Уильямс, Чарльз Мартин. Смит, Кэнди Кларк, Маккензи Филлипс и Сюзанна Сомерс, а также – Харрисон Форд. Впоследствии именно Рус уговорил Лукаса взять актера на роль Хана Соло в «Звездные войны». Фред также положил начало карьере Джека Николсона, Дайан Китон, Лоуренса Фишберна, Фредерика Фореста, Дайан Лейн, Николаса Кейджа, Роба Лоу, Тома Круза, Патрика Суэйзи, Эмилио Эстевеса, Дженнифер Коннелли, Кэрри Фишер, Билли Боба Торнтона и многих другие. Он оживил актерскую карьеру Мартина Ландау и Билла Мюррея и сыграл важную роль в выборе Кирстен Данст, Эль Фаннинг и Кейли Спэни на их первые главные роли. Он также сохранял хорошие отношения с актерами, поддерживал их режиссерские дебюты, всего в продюсерском активе Руса более 60 проектов.

Фред в качестве кастинг-директора познакомился в Копполой, когда тот работал над фильмом «Крёстный отец», что стало началом 50-летнего сотрудничества и дружбы семьями. В 1974 году он и Фрэнсис Коппола удостоились редкой чести: они были номинированы на «Оскар» в двух номинациях за два фильма – «Разговор» и «Крестный отец. Часть II». Оба были снова номинированы в 1980 году за фильм «Апокалипсис сегодня». Рус был также продюсером фильмов Копполы «Изгои», «Бойцовая рыбка», «Клуб «Коттон», «Крёстный отец 3». Когда в режиссуру пришла дочь Фрэнсиса София Коппола, Фред работал с ней практически над всеми ее картинами: «Девственницы-самоубийцы», «Трудности перевода», «Мария Антуанетта», «Элитное общество», «Роковое искушение», «Последняя капля», «Присцилла: Элвис и я». Как исполнительный директор Рус продюсировал и нашумевший документальный фильм «Сердца тьмы: Апокалипсис режиссера» (1991), в котором рассказывается о катастрофических съемках блокбастера Фрэнсиса Форда Копполы. Одним из режиссеров ленты была жена Фрэнсиса Элеонора Коппола, скончавшаяся в апреле 2024 года. Рус гордился и тем, что продюсировал художественный фильм Элеоноры «Париж может подождать» (2016), помогая ей дебютировать в качестве режиссера в возрасте 80 лет.

Источник: Deadline Фото: Pixabay
Теги: смерть
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

«Они потрясли мир» покажет бой с самим собой Джеки Чана

предоставлено пресс-службой Пятого канала

Новый выпуск проекта «Они потрясли мир», посвященный Джеки Чану, выйдет в эфире Пятого канала 24 мая 2024 года. В серии «Джеки Чан. Бой с самим собой» расскажут про драматические моменты, мистические предсказания и страшные секреты легенды мирового кинематографа. Зрителей ждут эксклюзивные кадры из мест, где снимались его самые известные фильмы, а также из Беверли-Хиллз, где жил сам Джеки Чан, и интервью с людьми, которые были лично знакомы со звездой, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе телеканала.

Телезрители узнают, почему родители Джеки пытались продать его сразу после рождения, действительно ли мальчика в детстве били досками и заставляли отжиматься до потери сознания, за что юный Джеки ненавидел отца, из-за чего будущего героя боевиков отправили в школу-интернат на десять лет, и правда ли, что он снимался в эротике до того, как стал известным. Создатели выпуска расскажут, какие роли прославили его на весь мир, действительно ли успех актера был предсказан шаманами еще до его рождения, что больше всего впечатлило мистера Чана в России, и верно ли, что в теле артиста почти все кости сломаны, был ли у него дублер и чего все же боялся смелый мастер боевых искусств. Они ответят на вопросы, на съемках каких фильмов актер мог погибнуть, почему самый известный филантроп и благотворитель помогает тысячам китайских детей, но при этом не общается с собственной дочерью и отказался от сына, когда тот попал за решетку, кому достанутся миллионы звезды, как получилось, что на первом месте для Джеки всегда стояли деньги и репутация, а не семья, чего стыдится артист и о чём жалеет больше всего в жизни.

Героиней прошлого выпуска программы «Они потрясли мир», который был представлен на Пятом канале, стала Моника Белуччи. В серии «Моника Белуччи. Расплата за красоту», зрителям показали эксклюзивный репортаж из Читты-де-Кастелло, где выросла актриса.

Эфир в 0.10.

Фото: предоставлено пресс-службой Пятого канала
Теги: Джеки Чан, анонс программы, Они потрясли мир

Эльдар Калимулин превратится в собаку в сериале «Жека Рассел»

предоставлено пресс-службой Kion

Стартовали съемки комедийного сериала «Жека Рассел» с Эльдаром Калимулиным и Викторией Агалаковой в главных ролях. Производством занимаются онлайн-кинотеатр Kion и студия LegioFelix.

В центре сюжета простой парень-бухгалтер (Калимулин), который не может признаться своей коллеге в том, что влюблен в нее. Его желание быть рядом с Алисой (Агалакова) исполняется, когда ведьма-начальница превращает Женю в терьера Жеку. И, казалось бы, для него наступает идеальная жизнь, однако в следующее полнолуние девушке угрожает опасность, поэтому главному герою необходимо срочно найти способ превратиться обратно в человека.

Главные роли в проекте исполнят также Никита Плахотнюк, Екатерина Климова, Алексей Маклаков, Сергей Новосад и другие. Шоураннером, автором сценария и продюсером выступит Илья Куликов, а режиссером – Виталий Дудник («Как с Максимом х(пип)ня случилась»). Премьера состоится в онлайн-кинотеатре Kion.

β 16+