Рецензия на фильм Вуди Аллена «Фестиваль Рифкина»: Сон тревожного синефила
Оценка: 7 из 10
Фильм «Фестиваль Рифкина» выйдет в российский прокат 31 декабря 2020 года. Режиссёр и сценарист: Вуди Аллен. В ролях: Уоллес Шоун, Джина Гершон, Луи Гаррель, Елена Анайя, Серхи Лопес, Кристоф Вальц и другие.
Вуди Аллен вот уже пятый десяток остаётся живым доказательством того, что всё гениальное – просто. Его кинематограф совершенно заслуженно занял отдельную нишу в истории мирового кино, большую, вместительную, но на которую ни один другой режиссёр так и не посмел позариться. Потому что никто не может скопировать Вуди Аллена – ни 30 лет назад, ни сейчас, когда злые языки то и дело пытаются похоронить карьеру продуктивного постановщика либо доказать, что он уже не тот. А он ещё как «тот» в свои 85! Его прошлогодний фильм, «Дождливый день в Нью-Йорке», оказался одним из лучших за долгие годы, а праздничный «Фестиваль Рифкина», выходящий у нас чуть ли не в новогоднюю ночь, показывает, что классические алленовские любовные интриги и интеллектуальный юмор прекрасно себя чувствуют на любой земле – особенно в жарком испанском Сан-Себастьяне.
Главный герой – возрастной профессор-киновед Морт Рифкин (уже снимавшийся в ранних фильмах Аллена Уоллес Шоун), который уже давно не преподаёт, но пытается закончить свою новую книгу. Вместе с женой-журналисткой Сью (Джина Гершон) они приезжают на кинофестиваль в Сан-Себастьяне: она по работе – продвигать новый фильм молодого претенциозного режиссёра Филиппа (Луи Гаррель в частичной пародии и на самого себя), он – за компанию и не столько посмотреть фильмы, сколько присмотреть за женой. Филипп купается в лучах славы, его новый антивоенный фильм производит фурор на фестивале, и Сью, кажется, находит в горячем французе не только деловой интерес, что, естественно, беспокоит Морта – и без того тревожного, флегматичного, но острого на язык интеллектуала (в общем, классический персонаж Вуди Аллена, списанный с него самого).
Главная прелесть фильма заключается в том, что он и полной грудью дышит кинематографом. Место действия переносит зрителя, даже далёкого от фестивальной жизни, в эту атмосферу праздника, захватывающего на неделю-другую целый город. Тут о кино говорят, кажется, на каждом углу – в местных кафешках, прогуливаясь по парку, лёжа на пляже, а то, что творится в фестивальном дворце, и упоминать не стоит – это очевидно и так. Аллен вместе со своим постоянным и по совместительству одним из лучших в мире оператором Витторио Стораро изображают упоительно завораживающий портрет маленького курортного города, куда при другой обстановке в мире зритель бы заказывал билеты прямо на финальных титрах в кинозале.
Тревоги Морта постепенно обретают свою кинематографическую форму – ему снятся сны, в которых сюжеты классических фильмов от почитаемых режиссёров (как Мортом, так и Алленом) смешиваются с событиями последних дней героя на фестивале. Эти эпизоды становятся настоящим лакомым кусочком для любого синефила, пришедшего на сеанс «Фестиваля Рифкина». Вуди трепетно, но в свойственной ему комедийной форме обыгрывает «Гражданина Кейна», «Седьмую печать» (Кристоф Вальц в роли смерти!), «Земляничную поляну», «На последнем дыхании», «Ангела-истребителя», «8 с половиной» и ещё несколько картин европейских классиков. Причём все эпизоды снов Морта ещё и визуально повторяют стилистику фильмов Уэллса, Бергмана, Феллини и Годара – что точно приведёт в комический восторг как возрастных любителей кино, так и молодых синефилов.
Вообще «Фестиваль Рифкина», в отличие от «Дождливого дня в Нью-Йорке», получился куда более локальным фильмом – не для массовой аудитории, а скорее для «своих». Для уже опытных ценителей кинематографа и в частности для прожженных ходоков по фестивалям. Ведь момент, когда главному герою снятся всякие странные киношные сны, переплетаясь между собой, прекрасно визуализирует опыт фестивальной жизни – когда у тебя по 5-7 фильмов в день на протяжении недели, и в какой-то момент они начинают смешиваться в твоей голове во снах, в воспоминаниях, в разговорах с коллегами.
Чтобы как-то отвлечься, ипохондрик Морт по совету знакомого отправляется на приём к доктору Джо Рохас, который к его удивлению оказывается очаровательной женщиной с полным именем Джоанна (Елена Анайя). В процессе обследования они немного поговорили, в результате чего выясняется, что у них очень много общего – и вкус к хорошему кино, и непроизвольное неприятие творчества Филиппа, и ностальгическая любовь к Нью-Йорку и Парижу, и несчастливый брак. Морт, оказавшийся полностью здоровым, теперь больше всего на свете желает встретиться с Джоанной, отчего ему приходится придумываться глупые предлоги для похода к врачу, ведь он понимает, что просто не может упустить, возможно, единственную родственную душу во всём городе, а может, и мире.
Ещё один пронизывающий фильм насквозь мотив – это страх автора перед забвением. Впервые эта тема принимает столь важное место в драматургии Аллена, поскольку, видимо, его всё больше волнует то наследие, что он оставит после себя. Его Морт не может дописать книгу не потому, что не знает как, а потому что боится. Он говорит, что пока книга не закончена и её никто не прочитал, она, возможно, главный шедевр в истории литературы. Тут прослеживается и главный страх Вуди Аллена – перестать творить. Однако мы уже сейчас можем коллективно признать, что, сколько бы он ещё не решил снять фильмов, его имя уже вошло в истории – в той главе, где через запятую перечисляются такие великие авторы, как Годар, Феллини, Бергман и Уэллс.
Вадим Богданов, InterMedia
«Папуля» с Дакотой Джонсон и Шоном Пенном выйдет в России в июле
Локализованный трейлер и новую дату российского проката фильма «Папуля» (Daddio) обнародовала 15 мая 2024 года кинокомпания «Парадиз». «ИнтерМедиа» напоминает, что картина режиссера-дебютантки Кристи Холл представляет собой камерную драму, участники которой – водитель такси (его играет Шон Пенн) и его пассажирка (Дакота Джонсон).
Случайный разговор, завязавшийся между ними во время ночной поездки из аэропорта Нью-Йорка, неожиданно оказывается необычайно важным и откровенным. Теперь многое в жизни видится им в другом свете. Оба понимают, что такие встречи происходят не просто так.
В российский прокат «Папуля» выйдет 11 июля.
«Царьград» собрал коллекцию «Трофейных фильмов» из западных кинолент
Телеканал «Царьград» запустил специальный сайт «Трофейные фильмы». На нем размещены западные картины, показ которых стал невозможен в РФ после начала специальной военной операции на Украине, от «Барби» и «Бедных-несчастных» до произведений Ларса фон Триера, «Матрицы», франшизы про Гарри Поттера и фильмов ужасов. Отдельное внимание уделено номинантам на последний «Оскар», собранным в специальный раздел.
На сайте есть и другие подборки, в частности, раздел «Фильмы для Ксюши», в котором собраны картины про лошадей. В их числе картины «Боевой конь», «Черная красавица», мультфильм «Не бей копытом» и др. В «Трофейных фильмах» есть также подборки «Выбор Александра Дугина», «На пути исправления», где главные герои побеждают вредные привычки, «В компании с пацаном» с картинами о трудных подростках 80-90-х, «Честные злодеи» с отрицательными героями, выступающими на стороне справедливости и т.д. Все фильмы доступны бесплатно.
Ранее стало известно, что молодежная драма «Сто лет тому вперед» Александра Андрющенко стала самым успешным фантастическим проектом российского кино. Экранизация одноименной повести Кира Булычева заработала в прокате уже 1,193 миллиарда рублей.
Умерла турецкая актриса Айтен Гёкчер
Турецкая актриса Айтен Гёкчер скончалась в Стамбуле 14 мая 2024 года в возрасте 84 лет. Близкие артистки сообщили, что смерть наступила от «естественных причин». Похороны состоялись 15 мая. Айтен Гёкчер упокоилась рядом с супругом - актером и театральным режиссером Кунейтом Гёкчером, который ушел из жизни в 2009 году в возрасте 89 лет.
В молодости Айтен Гёкчер занималась балетом и поступила в труппу Государственного театра города в 1958 году. Ее кинокарьера стартовала в фильмах с середины 1950-х годов, среди которых «Змеиная история» (в котором она появилась в 90 эпизодах), «Белый огонь», «Покровитель Ким» и другие. Последним экранным проектом актрисы стала итало-турецкая драма 2017 года «Красный Стамбул».
Напоминаем, что латвийская актриса Байба Индриксоне скончалась на 93-м году жизни. Свою кинокарьеру артистка начала в конце 1940-х годов.