Рецензия на книгу: Денис Ступников - «Ария. Возрождение легенды»
2020, АСТ
Оценка: 8,5 из 10.
В биографиях многих заслуженных музыкантах наблюдается явный перекос: первые годы их карьеры сопровождаются гигантским числом подробностей, курьёзов и всяких ностальгических баек, а о последних ...дцати годах и сказать особое нечего - ну живут и живут, творческие юбилеи справляют. На этом фоне история группы «Ария» выглядит ровно наоборот: первые 15 лет, описанные в своё время в книге «Легенда о динозавре», приведены в виде ладного, но не очень многословного «саммари», а львиная доля страниц «Возвращения легенды» посвящена деятельности «Арии» в новом веке. Я повторюсь: далеко не все уважаемые рок-группы смогли бы набрать материал на второй том воспоминаний, если о ранних годах было бы рассказано в первом томе. У «Арии» же в XXI веке началось всё самое интересное, и речь сейчас не только о расколах и сменах вокалистов.
Автор книги сразу предупредил меня, что издание изобилует опечатками. Ещё одним неприятным сюрпризом стала постоянно повторяющаяся ошибка верстальщика: начало прямой речи выделено ярко и отчётливо, окончание прямой речи не выделено никак, и цитаты героев плавно переходят в ремарки писателя. Не то чтобы сложно было отличить одно от другого по смыслу, но это требует определённых усилий и мешает сосредоточиться на содержании. По словам Дениса Ступникова, ко второму изданию эти недочёты будут исправлены.
Это прекрасно, ибо прямая речь занимает бОльшую часть повествования. Музыканты «Арии» прекрасно говорят, великолепно помнят нюансы своей биографии и при этом не впадают в пафос, оставаясь трезвомыслящими и самоироничными людьми. Хотя история «Арии» прошла на моих глазах, было интересно узнать какие-то детали и подробности. Даже в нашумевшие темы с уходом Кипелова и увольнение Беркута удалось добавить новых красок. Мнение Валерия Кипелова в книге тоже представлено, а вот Артур Беркут на тему «Арии» общаться отказывается (что не мешает ему «из-под полы» петь «арийские» песни на концертах). Тем не менее группа довольно сдержанно высказывается про Артура, заодно опровергая расхожее убеждение, что он «Арии» не подходил. Когда был готов развиваться и соответствовать требованиям - вполне подходил; проблемы начались, когда Беркут потерял интерес к работе над новыми треками и перестал готовиться к записи.
Что касается нынешнего вокалиста Михаила Житнякова, то его приход в группу не был столь волшебным и гладким, как кажется некоторым со стороны. Помню, когда ушёл Беркут, а имя нового певца ещё не объявили, в фанатской среде была абсолютная уверенность, что его заменит солист «Гран-Куража» Житняков. Так и произошло, но из книги можно узнать о сомнениях и шероховатостях, которыми сопровождалось это кадровое решение.
Гастрольные байки, закулисные подробности подготовки грандиозных «арийских» шоу, нюансы работы над «Классической Арией», воспоминания о записи каждого альбома украшают книгу, но особенно завораживает проникновение на творческую кухню «Арии». Общеизвестно, что «арийцы» очень мучают авторов текстов своих песен, особенно Маргариту Пушкину, заставляя бесконечно переделывать стихи. В «Возрождении легенды» этот процесс максимально конкретизирован: композиторы рассказывают о своих «пожеланиях» по тексту, а Пушкина приводит массу примеров развития темы, в том числе черновики, которые не стали песнями. Масштаб кропотливости работы и осмысленности подхода к текстам тем более впечатляет, если вспомнить, что слушатели ранних альбомов «Арии» в магнитофонных записях не разбирали половины слов. Сейчас аппаратура получше, а произношение у Житнякова близко к идеальному - и тем не менее... Слово Владимиру Холстинину: «Понятно, что такая песня [«Дым без огня»] не может быть хитом, её элементарно понять никто не может, там «трёхэтажный» текст». Книга помогает ещё раз понять, что требования «арийцев» к качеству собственных песен гораздо выше, чем запросы публики. И музыкантам даже не приходит в голову эту планку как-то снижать или останавливаться на достигнутом. Может, поэтому им до сих пор удаётся сочинять композиции, которые встают в один ряд с «Героем асфальта» и «Улицей роз».
Алексей Мажаев, InterMedia
Андрея Тропилло похоронят в Санкт-Петербурге
Звукорежиссёр и продюсер Андрей Тропилло будет похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. «ИнтерМедиа» напоминает, что Тропилло скончался 28 апреля 2024 в Финляндии, где жил в последние годы. Предполагалось, что там же рок-деятель и будет похоронен, но, как сообщает «Фонтанка», родственники Андрея Тропилло всё же решили похоронить его прах на родине.
Прощание с продюсером состоится 23 мая в 13.00 в лютеранской церкви святой Екатерины на Большом проспекте Васильевского острова. В 14.15 на Смоленском кладбище (Одесская дорожка, 5-й участок) пройдут похороны. Поминки состоятся в клубе «Грибоедов» с 15.45.
Издание также сообщает, что родственники Тропилло ищут скульптора для создания памятника и собирают деньги на его установку.
«Крематорий» показал, где спрятано золото, в новой версии «Воров»
Премьера видеоклипа на утяжеленную версию песни группы «Крематорий» «Воры 2.0» состоялась 20 мая 2024 года. Так же, как и в первой версии ролика, герои смотрят фильм Андрея Богатырева «Золото Умальты», в который вошел изначальный вариант песни. Однако появились новые подробности — например, директор группы и супруга Армена Григоряна Наталия Серая в образе эльфа. Также клип начинается с фразы из фильма «я знаю, где золото».
- Конечно, для фильма, отражающего эпоху начала прошлого века, снятого с бесподобными видами природы, использована и версия песни с соответствующими атмосфере и времени инструментами и аранжировкой, на которую командой Андрея Богатырёва был снят клип, представленный ранее! - отметили музыканты. - Но так как следом мы выпустили хардроковую версию сингла, с ритм-секцией и крематорским задором, то и клип претерпел некоторые изменения — досняли наших музыкантов во время работы в студии и перемонтировали видео, в результате чего клип получил второе рождение — его мы вам с радостью и представляем.
Напоминаем, что премьера песни группы «Крематорий» «Воры 2.0» состоялась 17 мая 2024 года.
Лев Лещенко передумал уходить со сцены
Лев Лещенко опроверг недавнюю информацию о своем скором уходе со сцены. Певец уточнил, что ему в его 82 года просто иногда тяжеловато отрабатывать большие сольные концерты. Тем не менее он не просто не собирается прекращать выступать, но и регулярно представляет дуэты с более молодыми артистами.
Только за последние месяцы Лев Лещенко представил дуэты с Бастой и Сергеем Арутюновым. Также в его активе коллаборация с Loc-Dog. Чаще всего инициатором подобных дуэтов выступает сам Лев Лещенко.
- Мне очень нравится интегрироваться в молодежную среду. Кому охота видеть деда с палочкой на сцене? — сообщил телеграм-каналу «Звездач» артист.
Напоминаем, что два месяца назад СМИ сообщили, что Лев Лещенко собирается в скором времени уйти со сцены. Артист признался, что ему уже тяжело даются сольные концерты. Правда, от выступления на социальных концертах и корпоративах он пока решил не отказываться.