Рецензия: Александр Новиков - «Стрелочник»
2021, «М2»
Оценка: 7 из 10.
Классиком русского шансона Александр Новиков стал ещё в середине 80-х, когда на кассетах распространились его альбомы с песнями «Вези меня, извозчик», «Помнишь, девочка?..», «Город древний» и др. Три перечисленных хита, пожалуй, можно уже назвать достоянием отечественной эстрады, а не только шансона, хотя текст «Города» вновь успел стать политически сомнительным. Став «классиком», Александр Васильевич отнюдь не перестал быть живым человеком и действующим артистом. Он занимается бизнесом, регулярно даёт концерты и выпускает новые альбомы; я, честно говоря, слушаю не все, может быть, поэтому самый свежий диск «Стрелочник» произвёл на меня такое сильное впечатление.
И вот какова основная мысль после знакомства с пластинкой. Наши эстрадные звёзды даже в возрасте за семьдесят продолжают блистать молодость и красотой, но, как правило, это относится только к внешности. Их творческие прорывы остались в далёком прошлом, их попытки поиска модных музыкальных форм выглядят неубедительно. На этом фоне 67-летний Александр Новиков производит сильное впечатление. Он не меняется ни внешне, ни творчески, знакомые по полуподпольным кассетам интонации воспроизводятся в новых песнях в неизменном виде, харизмы у двухметрового «уголовного барда» хватит на десятерых, а самое удивительное - в его случае это не похоже на попытки реанимировать старый успех с помощью старых трюков: новинки оказываются совершенно вневременными. Вот «Вези меня, извозчик» - это к какому времени относится? К тому, когда извозчики были? Нет, на самом деле к любому времени; вот и новые песни ничуть не устарели, с 1984-го года так уж точно.
Если композиции «Стрелочник» и «Костюмчик», с которых начинается новый альбом, ещё можно посчитать некой стилизацией «нового Новикова» под «классического Новикова», то припев третьего трека «Шир-дыр-быр» зримо показывает, что Новиков неделим на периоды, что он всегда один и тот же и при этом по-прежнему очень убедителен в разработке своих обычных тем - «в кабак с красавицей в обнимку между ходками». Если сравнить с древними (и славными) хитами, заметно повысился технический уровень аранжировок и записи, но артист не злоупотребляет эстрадно-симфоническим звучанием, убирая на второй план всё, что не относится к мелодии, тексту и исполнению: они по-прежнему держат слушателя сильнее, чем любые аранжировочные выкрутасы. Впрочем, с середины альбома «Стрелочник» предлагает аудитории присоединиться к шансонной вечеринке в кабаке: новые треки, стилизованные под старый блатняк идут один за другим - «Шест», «Скамеечка», «Лампочка», «Поделить», «Муха», «Тётя Зоя», «Горько, Вася!»... Ощущения, конечно, специфические, зато отрыв от скучной реальности гарантирован.
Алексей Мажаев, InterMedia
Книга «Ленинградский панк» расскажет о «Короле и шуте» и «Объекте насмешек»
Книга Антона Сои «Ленинградский панк» выйдет в издательстве АСТ в мае 2024 года. Её героями стали группы «Король и шут», «Бригадный подряд», «Народное ополчение», «Автоматические удовлетворители», «Отдел самоискоренения», «Дурное влияние» и «Объект насмешек». Книга представляет собой сборник эссе, статей и художественных произведений, и ее автор не претендует на объективное и полноценное исследование данного феномена 80-х годов.
- Это всего лишь субъективная попытка копнуть поверхностно этот почти никем не тронутый плодородный пласт, попытка рассказать и показать вам то, что я видел своими глазами, рассказать про своих товарищей, ленинградских панков, проживших яркие, скандальные, короткие жизни и оставивших нам в наследство свое кричащее, неуемное и неудобное творчество, - рассказал Антон Соя. - Конечно же, я не смог написать про всех. Было в Ленинграде наверняка еще какое-то количество культовых персонажей и интересных панк-групп, с которыми я просто не пересекался. Надеюсь, что кто-нибудь расскажет и про них.
Напоминаем, что съемки нового полнометражного фильма о группе «Король и шут» «Как в старой сказке» стартуют осенью 2024 года. Премьера ленты намечена на весну следующего года. Продюсер сериала «Король и шут» Игорь «Панкер» Гудков признался, что по поводу нового фильма, который станет продолжением этого проекта, нет особой конкретики.
«Крематорий» выпустил металлическую версию «Воров»
Премьера песни группы «Крематорий» «Воры 2.0» состоялась 17 мая 2024 года. Первая версия «Воров» входит в фильм Андрея Богатырева «Золото Умальты». В скором времени «Крематорий» представит клип на композицию «Воры 2.0», которую называет «рокмитал-версией».
- Песня изначально предполагала именно это бодрое прочтение, - признаются музыканты. — Однако в связи с сюжетом фильма, основанном на событиях начала прошлого века, она преобразовалась в балладу, дабы не перегружать восприятие зрителей неуместной сюжету электроникой, интенсивным звуком барабанно-басовой долбы и гитарными пилорамами. Зато вне экрана мы наконец-то можем поделиться с вами оригинальной версией.
«ИнтерМедиа» напоминает, что премьера первой версии песни «Крематория» «Воры» состоялась 4 апреля 2024 года. Она была создана лидером группы Арменом Григоряном специально для нового фильма Андрея Богатырева «Золото Умальты», вышедшего в прокат в этот же день. Действие ленты происходит накануне революции 1917 года в Хабаровском крае. Вскоре появился и клип на «Воров» с кадрами из фильма.
Слэш вернулся к блюзовым корням в новом «звездном» альбоме
Релиз сольного блюзового альбома гитариста Guns N’ Roses Слэша «Orgy of the Damned» состоялся 17 мая 2024 года. Пластинка состоит из 12 треков, в основном, каверов, где сам музыкант исполнил партию гитары, а к нему в качестве инструменталистов и вокалистов присоединились самые разные звездные гости. В их числе Стивен Тайлер из Aerosmith, Билли Гиббонс из ZZ Top, Крис Стэплтон, Гэри Кларк-младший, Игги Поп, Крис Робинсон из Black Crowes и Брайан Джонсон из AC/DC. В записи также приняли участие сессионные музыканты: бывший клавишник GNR Тедди Андредис, басист Джонни Грипарик, с которым Слэш играл в группе под названием Slash's Blues Ball в конце 90-х в Лос-Анджелесе, и барабанщик Майкл Джером.
- Я блюзовый парень, — признался Слэш в интервью Billboard. -Это было основой моего стиля с тех пор, как я взял в руки гитару. Но все знают меня как парня из хард-рока. Хотя я всегда думал: «Боже, было бы здорово сделать такую пластинку», что-то вроде шутки просто для развлечения. Но у меня никогда не было на это времени .
Однако за последние пару лет Слэш, по его словам, «слушал много старых блюзовых пластинок и блюзовой игры на гитаре», и идея записать альбом становилась всё навязчивее:
- Это просто что-то веселое, от чего мне действительно нужно было избавиться, и я хотел хорошо провести с этим время. Я никогда не хотел, чтобы это была серьезная блюзовая пластинка. Все эти песни тут неспроста, они очень повлияли на меня с тех пор, как я был совсем маленьким, вплоть до недавнего времени.
В день релиза состоялась и премьера клипа на песню «Papa Was A Rolling Stone», вокалисткой в которой выступила Деми Ловато. Ролик состоит из кадров хроники 1960-70-х, а также видео с записи в студии.