Билли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамой

По кому ударит закон о регулировании просветительской деятельности? - отвечают юристы

Depositphotos.com/Fotodom

1 июня 2021 года вступит в силу новая редакция закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой в стране вводится регулирование просветительской деятельности. Для подписчиков информационного агентства InterMedia новые нормы комментирует юридическая компания «Event-Юристы»:

Федеральным законом устанавливается, что «просветительской деятельностью» является «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». В ст. 12 Федерального закона определено, что «просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». Таким образом, Федеральный закон позволяет максимально широко толковать сферы деятельности, подпадающие под действие специального регулирования, а субъектный состав участников просветительской деятельности практически безграничен.

Ряд представителей общественности выступил с заявлением, что новые законодательные нормы создают предпосылки к цензуре. Деятели культуры, обеспокоенные последствиями введения Федерального закона, даже написали открытое письмо президенту, где высказали опасения, что в подзаконных актах будет установлено требование о предварительном согласовании с властями просветительских материалов, что повлечет за собой ограничение свободы мнений и усложнит ведение деятельности для законопослушных просветителей, но никак не повлияет на деятельность и так запрещенных экстремистских организаций.

При этом авторы законопроекта утверждают, что Федеральный закон нацелен исключительно на защиту сферы просвещения от негативного влияния извне, а также на распространения вредных и псевдонаучных знаний. В пояснительной записке к проекту авторы отмечают, что действующее законодательство «создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий».

Согласно Заключению Аппарата Совета Федерации:

  • Федеральный закон направлен на регламентацию осуществления просветительской деятельности;
  • к числу новелл Аппарат Совета Федерации относит:
     - дополнение понятийного аппарата Федерального закона об образовании понятием «просветительская деятельность»;
     - установление общих требований к осуществлению просветительской деятельности;
     - указание на субъекты осуществления просветительской деятельности;
     - предоставление полномочий Правительству Российской Федерации устанавливать порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней.

Таким образом, с даты вступления в силу Федерального закона «просветительской» будет признана деятельность, имеющая следующие квалифицирующие признаки:

  1. Направленность на распространение умений, знаний, навыков, опыта, ценностных установок, компетенции.
  2. Целевой характер:
     - для развития человека (интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического, профессионального); 
     - для удовлетворения образовательных потребностей и интересов человека.
  3. Проведение вне рамок образовательных программ.

Просветительство и образовательная деятельность имеют сходную природу – обе распространяют знания, умения, навыки, опыт и компетенции для удовлетворения образовательных потребностей и интересов человека. Однако с даты вступления в силу Федерального закона образовательная деятельность от просветительской будет отличаться наличием образовательной программы. Деятельность, не имеющая образовательной программы, будет рассматриваться как просветительская, подлежащая согласно рассматриваемому Федеральному закону, специальному регулированию.

Термин «образовательная программа» дан в ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации»: «9) образовательная программакомплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».

С основными образовательными программами в целом вопросов нет ввиду строгой формализации процесса их создания и реализации. А вот с дополнительным образованием и его программами вопросы есть, и очень серьёзные. Например, можно ли рассматривать как дополнительное образование онлайн-курс лекций? Как рассматривать курс театрального мастерства – как образовательную деятельность или как просветительскую? Если по итогам курса будет проводиться экзамен и выдаваться диплом о присвоении квалификации, то, скорее всего, контрольные органы данную деятельность отнесут к образовательной, а не к просветительской. Если же по итогам курса не предусмотрен экзамен и не проводится аттестация, даже если выдается сертификат произвольного образца, то в данном случае образовательная программа отсутствует, деятельность может рассматриваться как просветительская, и, соответственно, подлежит специальному регулированию.

Ограничение международного сотрудничества образовательных организаций

Согласно положениям части 4 статьи 105 Федерального закона, подписание образовательными организациями договоров, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, за исключением договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам, осуществляется при наличии заключения от одного из федеральных органов исполнительной власти:

  • осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования,
  • осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

Порядок получения указанного заключения устанавливается Правительством Российской Федерации.

При этом в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642, прямо говорится о необходимости продвижения и повышения конкурентоспособности российской науки, в т.ч. за счет:

  • развития международных проектов,
  • создания и использования уникальных научных установок класса Megascience,
  • формирования модели международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области исследований и технологического развития,
  • повышения эффективности российской науки за счет взаимовыгодного международного взаимодействия.

Введение Федеральным законом и Постановлением Правительства ограничений, позволяющих по формальным признакам отказывать в заключении данных договоров, может привести к ограничению конкурентоспособности российской науки и образования, а также ухудшению позиций Российской Федерации и образовательных организаций Российской Федерации на мировой арене.

Роль Закона в противодействии экстремистской деятельности

Излишними в обсуждаемом Федеральном законе представляются нормы о введении «запрета на использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации».

Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» уже установлен общий запрет на осуществление экстремистской и террористической деятельности во всех сферах, включая, разумеется, и «просветительскую».

«Просветительская деятельность»в общественной жизни России

К «просветительской деятельности» могут быть отнесены вебинары, лекции, подкасты, тренинги, мастер-классы, выставки, тематические конференции – формально все они имеют признаки, обозначенные в обсуждаемом Федеральном законе, даже если они имеют коммерческую основу и/или развлекательный характер. На всю перечисленную деятельность не будет распространяться законодательное регулирование просветительской деятельности только при наличии образовательной программы, внедрение чего на практике маловероятно.

Например: мастер-класс по росписи игрушек носит развлекательный характер, но при этом распространяются умения, опыт, а также развиваются творческие способности человека, так что все формальные признаки«просветительства»в наличии.

Более того, формально под определение подпадает деятельность всех театров, кинотеатров, концертных залов, киностудий, книжных и музыкальных издательств, традиционных и электронных СМИ, включая новые медиа (соцсети, блоги и др), – все они нацелены на «распространение знаний, умений, опыта, компетенций для профессионального, интеллектуального развития человека».

Закон гласит: «Порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней устанавливается Правительством Российской Федерации». На текущий момент специальное регулирование просветительской деятельности отсутствует, а требования к просветительской деятельности должны быть разработаны Правительством Российской Федерации. О содержании данного Постановления в настоящий момент остается только догадываться, так как ни его приблизительного содержания, ни даже условных «векторов правового развития» в самом законопроекте не дается, а в пояснительной записке не расшифровывается.

С учетом рамочного характера норм Федерального закона, Правительству Российской Федерации даются максимально широкие полномочия по регулированию порядка осуществления просветительской деятельности в РФ, вплоть до предъявления специальных требований по предварительному согласованию деятельности и «просветительских материалов» с уполномоченными органами власти, которые могут существенным образом ограничить возможности лиц, осуществляющих просветительскую деятельность. В некоторых областях это однозначно будет расценено как введение цензуры, что не соответствует ст. 44 Конституции Российской Федерации.

Следует отметить, что если готовящиеся подзаконные акты будут соответствовать букве закона, то их применение может сопровождаться не только громким резонансом, но и масштабными и непредсказуемыми изменениями в общественной жизни страны.

Билл Найи усыновит Мэтта Смита и Джорджа Маккэя

Cover Images/Fotodom

Билл Найи («Жить»), Мэтт Смит («Корона»), Джордж Маккэй («1917») и Ноа Джуп («Отыграть назад») сыграют главные роли в фильме «…И сыновья» (& Sons). Как сообщает Deadline, картина, основанная на одноименном романе Дэвида Гилберта, станет англоязычным дебютом известного аргентинского режиссера, трижды лауреата Венецианского кинфестиваля Пабло Траперо («Белый слон», «Клан»).

Главный герой Эндрю – писатель-романист, наиболее известный в мире как А.Н.Дайер. Свою первую книгу он написал, когда ему было 27 лет, и она мгновенно стала бестселлером, разойдясь тиражом 45 миллионов экземпляров и создав культ вокруг своего неуловимого автора. Однажды утром Эндрю просыпается с убеждением, что скоро умрет. Он знает, что, поскольку его время на Земле сокращается, ему необходимо наладить основные отношения в своей жизни, и поэтому он призывает своих сыновей побыть с ним.

Но дело в том, что 20 лет назад некий «инцидент» разрушил семью Дайеров. Сын Энди является причиной того, что отец больше не разговаривает со своими другими сыновьями Ричардом и Джейми, а также бывшей женой Изабель. Однако, когда приезжают его сыновья, обремененные собственными проблемами, Эндрю не просит у них прощения, как они ожидали, а вместо этого говорит им что-то настолько дикое, что это не может быть правдой. Или может?

Источник: Deadline Фото: Cover Images/Fotodom На фото: Билл Найи
Теги: Мэтт Смит, Билл Найи, кинопроект, Джордж МакКей, ...И сыновья
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Лора Дерн станет свекровью Маргарет Куэлли

соцсети

Маргарет Куэлли и Лора Дерн исполнят главные роли в сериале «Навсегда разделенные» (Forever, Interrupted). Как сообщает Deadline, это экранизация одноименного романа Тейлор Дженкинс Рейд (она также известна по роману «Дейзи Джонс и The Six», сериал по которому был снят в 2023 году), сценарий написала Джулия Бикнелл («Призраки усадьбы Блай», «Шершни»). Съемками займется студия A24, права на показ приобрел в конкурентной борьбе Netflix.

По сюжету, бурный роман Элси (Куэлли) и Бена через несколько месяцев заканчивается свадьбой. Они планируют жить долго и счастливо, но Бен неожиданно умирает. Его смерть вынуждает Элси встретиться лицом к лицу со Сьюзен (Дерн) - свекровью, которая даже не знала о ее существовании. Действие в сериале будет происходить в двойной временной шкале: параллельно рассказывается о любви Элси и Бена и неожиданном совместном путешествии Элси и Сьюзен, которое в конечном итоге поможет обеим женщинам примириться со смертью любимого человека.

Источник: Deadline Фото: соцсети На фото: {onphoto}
Теги: Лора Дерн, сериалы, Маргарет Куэлли, Навсегда разделенные

Умерла петербургская актриса Наталья Кудрявцева

Pixabay

Актриса Наталья Кудрявцева скончалась в Москве 14 мая 2024 года. Ей был 91 год. О смерти заслуженной артистки РФ сообщает пресс-служба «Петербург-концерта».

Свою театральную карьеру актриса начала в Ленинградском Театре юных зрителей, где она проработала с 1954 по 1975 год. Затем она 40 лет посвятила «Петербург-концерту», исполняя моноспектакли и выступая с музыкальными программами.

В кино она дебютировала в 1957 году, снявшись в картине «На острове дальнем». На экраны Кудрявцева вернулась уже в новом веке, сыграв в 2002 году в фильме «Копейка». Затем она участвовала в сериале «Тайны следствия», а также сыграла, в 9-м, 14-м и 16-м сезонах сериала «Улицы разбитых фонарей».

Фото: Pixabay На фото: {onphoto}
Теги: смерть
β 16+