Владимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»

Павел Руднев рассказал о «Свободе и несвободе в современной пьесе» в мастер-классе Региональной молодежной Лаборатории театра и фольклора

02.06.2021 14:04 Театр и шоу Рубрика: Хроника 16+
предоставлено НФПП

Третья онлайн-лекция нового проекта «Мастера театра и кино» Региональной молодежной Лаборатории театра и фольклора, созданной Национальным фондом поддержки правообладателей (НФПП), состоялась 26 мая 2021 года. В рамках проекта известные деятели искусства проводят открытые мастер-классы, которые транслируются на портале «Культура.РФ» и на сайте Лаборатории.

На этот раз перед аудиторией выступил критик, один из крупнейших исследователей современного театрального процесса в России, арт-менеджер и преподаватель сразу нескольких творческих вузов Павел Руднев. Он прочел лекцию «Свобода и несвобода в современной пьесе». Как отметил ведущий трансляции, художественный руководитель Лаборатории Максим Линников, встреча с Павлом Рудневым была особенно полезной для драматургов, режиссеров, театроведов, а также для студентов и начинающих актеров.

– Когда мы говорим о современной пьесе, то имеем в виду постсоветский период, те самые 30 лет, которые прошли с 1990-х, – пояснил гость студии. – И, хотя слово «свобода» стоит в заглавии нашей лекции, драматурги даже в годы, насыщенные перестроечными настроениями, говорили скорее о том, что такое несвобода, основываясь на конфликте, контрапункте. Тема миражей, фальшивой свободы становится с тех пор центральной.

По словам Руднева, в перестройку стало возможным говорить о раскрепощении телесности и многих других ранее запретных вещах. Казалось бы, люди, получившие свободу, должны быть счастливы. Однако, к примеру, в пьесах Ольги Мухиной «Таня-Таня», «Летит», «Ю» люди, живущие в некоем подобии рая, имеющие все и влюбленные во всех вокруг, начинают зависеть от бесконечного наслаждения и чувственности, и это их отравляет.

- Клубная атмосфера становится не метафорой счастья, а метафорой близящейся катастрофы. Счастливый мир беременен будущей бедой, грядущей войной. У Мухиной есть тема, что поколение 90-х и нулевых – это последнее поколение, прощальное сияние, после которого – смерть, – рассказывает Павел Руднев.

Одним из самых важных и серьезных драматургов нынешнего времени театральный критик считает Ивана Вырыпаева. Он рассмотрел тему свободы на примере его пьесы «Пьяные». Основная мысль пьесы в том, что у человека потеряна связь с природой и высшим сознанием, Вселенной, и только устами пьяного глаголет Бог, потому что рациональное в это время отключается. Современный человек вроде бы свободен в своем ежедневном выборе, но всякий раз выбирает не то потому, что «не слышит шепот Господа в своем сердце». Важный момент у Вырыпаева, по мнению Руднева, заключается и в том, что любому человеку, даже атеисту, нужно выбрать символ веры, чтобы двигаться дальше. А вот как найти его, а главное, научиться не насаждать другим свои убеждения – еще одна серьезная тема, которая продолжается и в драматургии Дмитрия Данилова (речь об известной пьесе «Человек из Подольска», по которой был даже снят фильм).

– Несвобода понимается как насилие, естественно. Но в «Человеке из Подольска» возникает дилемма: полицейские с помощью насилия учат героя добру: говорят с ним об искусстве, патриотизме, любви к городу и так далее. Интересный момент: в театре мы всегда сострадаем жертве, но здесь я сострадаю не Николаю, а полицейским, потому что они говорят правильные, хорошие вещи. Зритель оказывается в странной ситуации: его развернули, и он начинает думать: а не есть ли я этот полицейский, который учит добру кого-то с помощью насилия? Почему-то мы всегда думаем, что мы хорошие, а другие плохие, – отмечает Павел Руднев.

Театральный критик рассмотрел также проблему ненужных устаревших знаний и довлеющей над человеком памяти как одну из форм несвободы в пьесе «Посадить дерево» Алексея Житковского: они парализуют и не дают действовать в непривычных условиях и обстоятельствах. Остановился он и на пьесах «Большая советская энциклопедия» Николая Коляды и «Собрание сочинений» Евгения Гришковца, где звучит схожая проблематика.

В ряде пьес, по мнению Павла Руднева, есть любопытная тема – пользуясь свободой, мы поняли, что несвободны в принципе: от природных, звериных инстинктов. Поэтому в современной драматургии возникает мотив отказа от телесности, стремления к строгости и рамкам в быту – например, в произведениях «Финист ясный сокол» Светланы Петрийчук, «Горка» Алексея Житковского.

Отвечая на вопрос, в чем заключается ценность искусства и как отличить хороший спектакль от плохого, критик сказал, что это субъективное решение

- Нет универсальной лакмусовой бумажки. Искусство меняется каждый день, - отметил Руднев. - Для меня его ценность измеряется тем, несет ли произведение новый смысл. Тогда это шедевр, а есть просто ремесло. Если говорить о форме, пытается ли автор задать вопросы самому искусству? Вступает ли его произведение в диалог с историей культуры, переосмысливает ли канонические установки, находит ли новые границы жанра?

Аудиторию интересовало также, насколько сложно и ответственно быть театральным критиком и какими качествами нужно для этого обладать.

– Благоволение. Я должен находиться в нулевой позиции по отношению к спектаклю, не ожидая ни провала, ни восторга – независимо от того, что знаю про автора, – ответил Павел Руднев. – Критик не критикует, у нас неправильное название профессии, он анализирует. Занимается формой, разбором пьесы, ее структурой и морфологией, а не содержанием, изучает, чем замысел отличается от воплощения, в то время как зритель смотрит только воплощение. Самое важное – заслужить доверие художника.

Опубликовав более тысячи статей на тему современного театрального процесса, внушительное исследование «Драма памяти. Очерки российской драматургии от 1950-х до наших дней» и другие книги, следя за всеми постановками даже в провинции, Павел Руднев может говорить о театре увлекательно и бесконечно. Поэтому отведенного на лекцию времени не хватило для того, чтобы ответить на все вопросы, поступившие во время онлайн-трансляции. Казалось, что время пролетело слишком быстро, как отметил ведущий Максим Линников.

Следующий эфир проекта «Мастера театра и кино» состоится в июне. Для того, чтобы задать вопрос спикеру, необходимо заранее зарегистрироваться на сайте Лаборатории театра и фольклора www.folk-lab.ru.

Фото: предоставлено НФПП
Теги: лекция, НФПП, Павел Руднев

Александр Домогаров объяснил свой уход из театра Моссовета «чудовищным разрушением» традиций

Илья Золкин

Александр Домогаров распространил открытое письмо, в котором описал причины своего ухода из театра им. Моссовета. Актер объяснил свое увольнение с несогласием с политикой художественного руководителя театра Евгения Марчелли и директора Алексея Черепнева. Домогаров считает, что с 2020 года наблюдалось «чудовищное разрушение» традиций театра. Актер выражал протест против этого попыткой уйти из театра Моссовета еще в октябре 2023 года, но услышан не был.

- Со стороны руководства, как художественного, так и администрации, были спланированы такие действия — и были ими осуществлены, — что нужно было уходить сразу тогда, - цитирует «МК» письмо актера. - Я официально обратился с просьбой снять меня с роли в постановке «Тартюф», на которую меня назначили, не поговорив, не обсудив отношение к герою, пьесе. Назначили просто приказом, назначили на роль, которая требует не одной недели совместного обсуждения! Я посчитал свое участие в этом проекте просто невозможным по очень многим причинам. Сделал это еще и для того, чтобы сохранить единственный мой спектакль в репертуаре — «Ричард III», который мне был очень дорог! Сохранить из уважения к зрителям, которых обрел этот спектакль — география городов, из которых приезжали зрители, чтобы увидеть спектакль, очень впечатляет; из уважения к режиссеру и некоторым моим партнерам по спектаклю. Отбросив эмоции, я пытался хотя бы в масштабах данного спектакля просто честно делать свое дело, за которое не было бы стыдно, чтобы дать зрителю увидеть часть того, чем Театр им. Моссовета был много лет.

Я закрывал глаза на то, что осенью в анонсах спектакля не указывалось мое имя. Закрывал глаза на то, что до декабря театр не потратил ни копейки на рекламу спектакля «Ричард III», имеющего самую высокую цену на билеты; на то, что «Ричард III» принципиально ставили в афише на самый сложно продаваемый день, зная, что все равно будет аншлаг. Только после моего официального письма в адрес администрации выяснилось, что все привыкли к тому, что «Домогаров сам себя продает», а весь рекламный бюджет театра концентрировался на попытках заполнить полупустые залы «новаторских спектаклей».

Александр Домогаров подчеркнул, что не раз излагал свои претензии администрации театра, но ответа на свои запросы не получал.

- Чтобы понять уровень коммуникаций в театре, достаточно отметить, что ни художественный руководитель, ни директор не ответили ни на одно из моих обращений, - отмечает актер. - Ни по поводу отсутствия системы продвижения спектаклей и огромных потерь доходов, ни по поводу необходимости съемок спектаклей с участием артистов старшего поколения, ни по предложению выпуска книг к юбилею режиссера Юрия Еремина, предстоящему юбилею Валентины Талызиной, 15-летию чеховской трилогии Кончаловского и так далее.

Ответ Александр Домогаров получил лишь после повторного обращения по спектаклю «Ричард III», который к тому времени, по его мнению, уже «разваливался».

- Последней каплей было предложение ввести за несколько репетиций в зале и 2 репетиции на сцене в июле актрису на вторую главную женскую роль, сцены с которой в период постановки спектакля несколько месяцев ставились с участием не только режиссера, но и хореографа, и сразу сыграть спектакль для зрителей. Я благодарен некоторым моим партнерам по спектаклю, которые все это время держали высокую планку старой моссоветовской школы. Но надо признать, что спектакля «Ричард III» — той нити, которая связывала меня с Театром им. Моссовета, — больше нет. Как нет и того Театра, в котором я прослужил несколько десятилетий. Есть катастрофическое неуважение к артистам, к профессии, к зрителю. Цинично заявлять о восстановлении мемориальных кабинетов Завадского и Хомского, одновременно разрушая всё, что было ими создано.

Накануне стала известна точная дата ухода Александра Домогарова из театра им. Моссовета. Заявление об увольнении из учреждения артист подал через своего директора 14 мая 2024 года. Согласно документу, окончательно уйти из театра Домогаров должен 28 мая.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Умер актер Ростовского музыкального театра Вячеслав Гостищев

сайт театра

Заслуженный артист РФ Вячеслав Гостищев скончался 14 мая 2024 года. Об этом сообщает сайт Ростовского государственного музыкального театра, где артист служил с 1993 года.

До этого он работал в театрах Челябинска, Омска, Новосибирска, Ташкента, Краснодара, исполнив более ста басовых ролей в опереттах. Вячеславу Гостищеву был 91 год. Несмотря на солидный возраст, он до последнего времени был задействован в 11 спектаклях Ростовского музыкального театра.

Фото: сайт театра
Теги: смерть

Вадим Эйленкриг сыграет «Варшавскую мелодию» для спектакля Виктора Трегубова

14.05.2024 21:03 Театр и шоу Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой театра

Премьера спектакля Виктора Трегубова «Варшавская мелодия», поставленного по одноименной пьесе Леонида Зорина, состоится 22 и 23 мая 2024 года на Малой сцене Театра на Таганке. Главные роли в постановке сыграют Дарья Авратинская и Александр Зарядин, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе театра.

- Родственные души имеют обыкновение притягиваться друг к другу. То ли дело в чуде, в которое готова поверить Гелена, - говорится в описании спектакля. - То ли потому, что все в мире – от электричества, о чем не прочь порассуждать Виктор. Другой вопрос – суждено ли этим двоим быть вместе, когда всюду границы – дозволенного, времени, пространства, государств.

«Варшавская мелодия» – спектакль, вошедший в репертуар из режиссерской лаборатории проекта «Ликбез».

- Герои – родственные души, окруженные достаточно бытовым и стройным миром, - говорит режиссер Виктор Трегубов. - Их объединяет надежда – единственное, что не имеет границ. Они надеются, что их любовь поймут, и что границы дозволенного, границы общественных норм их не тронут.

В спектакле прозвучит джазовая вариация на песню «Ich hob dich zifeel lieb», исполненная трубачом Вадимом Эйленкригом специально для «Варшавской мелодии».

Ранее стало известно, что показы спектакля «Ничего, что я Чехоff?» состоятся 22 мая и 13 июня 2024 года на Основной сцене Московского драматического театра «Модерн». Режиссёром спектакля стал художественный руководитель театра Юрий Грымов.

β 16+