Алсу подала на разводРамиля Искандер отправится в колонию за сбыт наркотиков«Анора» с Марком Эйдельштейном и Юрой Борисовым получила «Золотую пальмовую ветвь» в КаннахМилли Бобби Браун вышла замужМари Краймбрери и Сергей Лазарев взяли по две премии RU.TVБилли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАСС

На «Радио России» обсудили выживание культуры в условиях пандемии: прогноз неутешительный

Екатерина Чичеткина/InterMedia; фейсбук участников программы

Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов стал участником программы «Сигналы точного времени» «Радио России» 23 июня 2021 года.

Выпуск был посвящен выживанию сферы культуры в условиях пандемии. Помимо Евгения Сафронова, рассказавшего о ситуации в музыкальной индустрии и результатах исследования «Культура и культурные индустрии в РФ – 2020», в программе приняли участие генеральный директор издательства «Эксмо» Евгений Капьев и вице-президент Российского центра АССИТЕЖ Татьяна Боброва. Ведущими выступили Людмила Шаулина, Василий Белоусов и Алексей Певчев.

Алексей Певчев напомнил слушателям, что пандемия затронула абсолютно все сферы культуры. В книжной индустрии произведения стали активнее продаваться в цифровом формате. Концертная индустрия на время ушла в онлайн, потом произошло ее кратковременное возрождение, после которого вновь начались отмены концертов и фестивалей. Деятелям киноиндустрии приходится переносить премьеры фильмов. В непростой ситуации оказались и театры, которые лишены возможности полноценно функционировать и вынуждены проводить даже репетиции спектаклей онлайн.

– Действительно, в результате пандемии взбудоражена вся сфера культуры, – заявил Евгений Сафронов. – За 30 лет исследований InterMedia такого не было никогда. Самые серьезные экономические кризисы не били так ощутимо по этой сфере. Мы не можем даже предполагать, что будет в следующем году, а спрогнозировать ситуацию на пять лет вперед вообще невозможно.

Сейчас около 3 трлн рублей вращается в сфере культуры, и из них почти 2/3 приходится на онлайн – сетевую доставку произведений потребителю. А вот офлайновая, «живая» культура, которая до 2019 года непрерывно и заметно росла, в 2020-м показала падение с 1 трлн 300 млрд до 780 млрд рублей.

Онлайн-часть, еще раз подчеркну, несмотря ни на что, заметно выросла. Особенно высокие показатели роста у таких остромодных направлений, как стриминг видео и аудио – буквально в полтора раза. Они росли и раньше, но никто не ожидал столь серьезного скачка, количество зрителей и слушателей в онлайне выросло в 2–3 раза.

Важно заметить, что трендом последних десятилетий был постоянный и заметный рост культурных индустрий как в офлайне, так и в онлайне, даже зрелищная индустрия росла на 10–20% каждый год (то есть, удваивая показатели каждые 5–7 лет). Сейчас же мы видим падение на 30–40% в целом по зрелищным и 75–80% – по концертным индустриям. Зрелищные индустрии включают в себя как концерты, так и театры, цирки, другие шоу – множество направлений, которые очень похожи, но имеют свои особенности. В частности, индустрии театра и академических представлений базируются в первую очередь на бюджетном финансировании, а вот массовая концертная – на свободном предпринимательстве, это одна из самых рискованных областей в экономике, так как даже профессионалам непросто понять, соберет тот или иной артист зал или нет. А если даже и соберет, то он может стоить столько, что твоя прибыльность при стомиллионных оборотах составит 2–3%. Такие мероприятия планируются в течение нескольких месяцев, а по крупным проектам – несколько лет. Это практически невозможно в нынешних условиях.

Еще месяц назад мы были уверены в начале восстановления индустрии, но сейчас один за другим отменяются фестивали и концерты, предприниматели теряют сотни миллионов рублей. Ясно, что в ближайшее время ничего не восстановится, все придется начинать с нуля. Уточним: с момента полной победы над вирусом понадобится 1,5–2 года, чтобы вернуть зрелищные индустрии на уровень 2019 года, то есть, достичь оборота в 240–250 млрд рублей.

Вспомним: в 2014 году у нас было катастрофическое падение на 30–40% в связи с известными политическими событиями. После этого индустрия вновь начала уверенно расти, и к 2020-му мы ожидали восстановления до уровня 2013-го. У нас в истории вообще 13-й год является какой-то особой цифрой, поскольку все сравнения по XX веку отталкивались от 1913 года, сейчас же – от 2013-го. До него мы не успели дойти в 2020-м, хоть и планировали: в культурных индустриях более 3 трлн рублей было по 2019-му, а в 2020-м мы по предварительным расчетам не дотянули даже до трех.

Еще одной гранью проблемы является то, что мы лишены зрелищ, а это заметно ударило и по всем остальным направлениям, которые основаны на личном общении. В культурных индустриях ведь не только искусство, но еще и культурный досуг. Культурно-досуговые учреждения (в первую очередь – государственные) занимаются простыми видами развлекательной деятельности – и все они тоже прекратили работу. Большие проблемы сейчас у парков, библиотек, архивов, книготорговли, печатных СМИ.

На вопрос о том, возможно ли переключение потребителей на онлайн, Евгений Сафронов ответил отрицательно.

– Зрелища – один из древнейших видов культурной деятельности, они существуют ровно столько, сколько существует человечество как таковое, 45–50 тыс. лет они были неотъемлемой частью всех обществ. Стремление к ним никуда не денется, оно внутри человека, и как только ситуация позволит, посещаемость мероприятий тут же начнет расти. Я даже предположил бы, что зрелищные мероприятия после победы над коронавирусом – это вторая нефть. Другой вопрос, когда настанет эта победа? Никто не может предсказать.

Онлайн-направления, конечно же, бурно развиваются – но это просто другие направления искусства, они никогда не смогут заменить личное массовое общение людей.

Рассказал Евгений Сафронов и о судьбе сотрудников культурных отраслей.

– Нужно понимать, что деньги создателям произведений приносил именно офлайн – в онлайне развивать творчество невозможно, создателям это почти ничего не приносит, что связано с политикой крупнейших мировых корпораций. Изменений здесь в ближайшее время ожидать не приходится.

К сожалению, мы видим, что многие создатели – музыканты, актеры – уходят в другие направления. Это огромный удар по культуре, потому что вся отрасль держится вовсе не на деньгах, а исключительно на людях. Большая часть организаторов мероприятий, не говоря уже о творцах – это мелкий бизнес, ИП, у них нет подушек безопасности. Многие вынуждены искать другую работу, идти в курьеры. Вчера, например, в «Доме кино» Игорь Сукачев представил свой фильм «Праздник», снятый 20 лет назад, и рассказал о работе над новым кинопроектами. К сожалению, сейчас он не может выступать как музыкант, но в кино его активность значительно повысилась. Активность творческих людей переходит в иные сферы, где можно заработать – и это не просто диверсификация таланта, а нечто намного более грустное. Крайне неприятный пример: Алексей Кортнев вынужден был продать квартиру, потому что в отсутствие концертов не мог платить по ипотеке. Мы все действительно в очень сложном положении – к сожалению, поддержка от властей минимальна, они до сих пор не понимают важности зрелищной индустрии для общества.

Татьяна Боброва

О не менее серьезных проблемах, с которыми в пандемию столкнулась театральная сфера, рассказала Татьяна Боброва. По ее мнению, в этот непростой период театр продемонстрировал важный факт: мы все нуждаемся в живом общении. В пандемию зрители получили возможность ознакомиться с сокровищницей мирового театра, но качество съемки во многих российских театрах оставляло желать лучшего, к тому же онлайн-спектакли теряют самое главное – живого зрителя.

Стало понятно, что многие театры нуждаются в серьезной поддержке хотя бы для того, чтобы качественно снимать спектакли, – сообщила Татьяна Боброва. – Нуждаемся мы и в простой системе правильного оформления авторских прав, без чего невозможно легитимное попадание спектакля в интернет. Еще одна проблема – монетизация. Если у таких организаций, как Театр Камала из Казани, с монетизацией было все в порядке, так как они занимались онлайн-трансляциями давно, то, например, в Великом Новгороде пришлось ограничиваться донатами. Как это профессионально организовать, до сих пор не ясно. Зато пандемия дала мощный толчок для создания аудиоспектаклей и спектаклей-прогулок. Например, новгородский театр «Малый» решил выпустить в локдаун цикл аудиоспектаклей для детей и молодежи, и они оказались очень востребованными. Театр использовал произведения А.С. Пушкина из цикла «Болдинская осень», который и сам автор создавал во время своего рода локдауна. Так был открыт новый вектор – куда театр может развиваться дальше. Интересный опыт был и у МХТ им. А.П. Чехова, который предоставил зрителям возможность слушать записанные спектакли в приложении смартфона. Но проблема в том, что все театры открывались неравномерно и с разной долей разрешенной рассадки.

Неоднозначная ситуация, по наблюдениям Татьяны Бобровой, сохраняется и с театральными фестивалями. По ее прогнозам, они будут переходить в гибридную форму, сохраняя возможность и онлайн-, и офлайн-присутствия. Многие фестивали пришлось перенести на более поздние сроки, и пока нет гарантий, что они в итоге состоятся. Так что ни о каком планировании в этой сфере – так же, как и в ситуации с концертами – не может быть и речи. Аналогичная история и с международными программами из-за закрытых границ.

Евгений Капьев

Описывая ситуацию в книжном бизнесе в период пандемии, Евгений Капьев охарактеризовал ее как более стабильную, чем в зрелищной индустрии. Падение в этой сфере по итогам 2020 года составило порядка 10%.

– Мы испугались, потому что во многих странах мира в этот период книжный рынок даже вырос, – признался Евгений Капьев. – Оставалась возможность покупать книги онлайн, и были заменители. У нас же, к сожалению, не удалось заменить офлайн онлайном. При этом многие издательства признаются, что по итогам 2020 года показатели тоже выросли.

Огромное значение имеет такое качество как гибкость. В условиях кризиса это важная вещь – умение быстро переориентироваться на что-то новое. Так что есть надежда, что и к концу этого года книжный рынок покажет рост. Важно только грамотно менять темы книг, исходя из спроса. Так, в кризис вырос спрос на остросюжетную литературу – триллеры, причем обязательно с хорошим концом. По детективам и триллерам в «Эксмо» по итогам 2020 года был рост порядка 15%. А вот книги про здоровье просели, потому что они были не о тех диагнозах, которые интересовали людей в первую очередь. Заметен и рост аудиокниг, которые могут обогнать в ближайшее время электронные издания.

Подводя итог дискуссии, Евгений Сафронов рассказал о тех индустриях, которые могут рассчитывать в нынешних условиях на поддержку государства.

– С удовольствием выслушал выступление Татьяны Бобровой. Но обратите внимание на то, что она рассказывала о работе муниципального, т.е. бюджетного театра, – заметил главный редактор InterMedia. – Естественно, по всем бюджетным мероприятиям кризис тоже ударил сильно. Но будем честны: у бюджетной организации всё же есть подушка безопасности, 600 млрд бюджетных рублей, слава богу, продолжают выделяться. А вот предприниматели остались с проблемой один на один, и вряд ли это правильно с точки зрения развития общества. Безусловно, какая-то поддержка есть, но очень небольшая и неорганизованная, беспорядочная – как мы уже говорили много лет назад, эффективность её невысока. Мы сейчас в эфире не сможем перечислить даже сотую долю того, что нужно сделать – но уверен в том, что обязанность государства – обратить на это самое пристальное внимание.

Денис Ступников, InterMedia

Фото: Екатерина Чичеткина/InterMedia; фейсбук участников программы
Теги: Евгений Сафронов, репортаж, культурная политика, Алексей Певчев, Радио России, Евгений Капьев, Татьяна Боброва

Умер продюсер «Крёстного отца» Эл Радди

Pixabay

Американский продюсер Эл Радди скончался 25 мая 2024 года в возрасте 94 лет в Медицинском центре Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. О его смерти сообщает Variety со ссылкой на семью покойного.

Альберт Стотленд Радди родился 28 марта 1930 года в Монреале, Канада, но вскоре его семья переехала в Нью-Йорк. Эл после окончания Школы архитектуры Университета Южной Калифорнии работал программистом в Rand Corporation, но хотел заниматься кино. Первый успех на этом поприще пришел к Радди, когда он написал в 1965 году сценарий ситкома про нацистский лагерь для военнопленных «Герои Хогана».

После этого и еще нескольких телепроектов студия Paramount предложила молодому человеку заняться продюсированием фильма «Крестный отец», потому что не хотели тратить много на непопулярный тогда гангстерский жанр и знали, что Радди хорошо работал в рамках маленького бюджета. Во многом благодаря энтузиазму молодого продюсера проект удался (несмотря на многочисленные проблемы) и завоевал 11 «Оскаров», один из которых получил сам Эл. О создании «Крёстного отца» был в 2022 году снят сериал «Предложение», где Радди выступил в качестве автора сценария и продюсера, а его образ воплотил на экране Майлз Теллер.

После успеха «Крестного отца» Эл сконцентрировался на экшне и сделал несколько фильмов с Бертом Рейнолдсом - «Гонки «Пушечное ядро», «Самый длинный ярд» (и два его ремейка). В 1990-х как сценарист и продюсер работал над культовым сериалом с Чаком Норрисом «Крутой Уокер». Среди других его продюсерских и сценарных проектов «Матильда», «Смертельная охота», «Прощай, король», «Пленники небес», «Костолом», «Саботаж» и др.

В 2005 году Радди получил свой второй «Оскар» за спортивную драму Клинта Иствуда «Малышка на миллион». В 2021 году Радди и Иствуд сняли вестерн «Мужские слезы». За свою карьеру Эл был удостоен двух французских премий «Сезар», двух итальянских премий Давида ди Донателло и премии USC Scripter Award. Он получил также награду за выдающиеся заслуги на Шанхайском кинофестивале.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Глеб Самойлов отметит свой день рождения на ВДНХ

28.05.2024 22:04 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
Наталья Толстова

Выступление Глеба Самойлова состоится в Зелёном театре ВДНХ 4 августа 2024 года. Традиционный электрический концерт будет приурочен к очередному дню рождения музыканта. В этот день Глеб Самойлов отметит свое 54-летие.

Прозвучат произведения как из репертуара "Агаты Кристи" ("Два корабля", "Как на войне", "Ковер-вертолет" и др.), так и песни из других проектов певца ("Ничего", "Никто не выжил").

Фото: Наталья Толстова
Теги: Глеб Самойлов, Зеленый театр ВДНХ, анонс концерта

Алексей Горшенев исполнит песни брата в день его памяти

28.05.2024 21:25 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
соцсети

Концерт проекта "Горшенев", посвященный памяти сооснователя группы «Король и шут» Михаила Горшенева, пройдет в VK Stadium 19 июля 2024 года.

Лидер группы Алексей Горшенев вспомнит песни своего старшего брата в день 11-й годовщины его смерти.

- Концерт-традиция, вечер, когда в авторской интерпретации можно услышать любимые миллионами песни, среди которых «Лесник», «Дурак и молния», «Камнем по голове» и многие другие, - отмечают организаторы. - Проживать каждый момент этих композиций будет брат Михаила – Алексей Горшенев в компании музыкантов из проекта «Горшенев».

Напоминаем, что Алексей Горшенев напишет музыку к фильму Рустама Мосафира "Король и шут. Как в старой сказке".

β 16+