Рецензия: «Торнадо» - «ЛЭВК»
2021, Cezis
Оценка: 6,5 из 10.
«Торнадо» - самый новый из многочисленных сайд-проектов Найка Борзова. Вводные выглядят довольно интригующе: с Найком в «Торнадо» играют два музыканта «Рады и терновника» Владимир Анчевский и Николай Котовский, при этом совместно они производят отнюдь не дарк-фолк, а нечто от него бесконечно далёкое - новые версии произведений Александра Лаэртского. Предыдущее предложение могло бы содержать массу скобок с восклицательными и вопросительными знаками внутри, но рецензент сдержался и решил повременить с эмоциональной пунктуацией.
Нужно сказать, что творческое наследие Лаэртского, очень почитаемое немногочисленными ценителями, крайне плохо поддаётся популяризации. Это, само собой, классика и культовый контент, да и абсурдные тексты с обсценной лексикой не слишком утратили актуальность, однако в нынешнюю эпоху подобные эксперименты не очень-то вписываются. «Молодая комсомолка» и «Разупыханный молодчик», кажется, навсегда остались где-то там, на стыке 80-х и 90-х, а для поколения, воспитанного на Моргенштерне, даже мат у Лаэртского покажется слишком вычурным и сложным. Да и вообще заявленная в текстах Лаэртского степень свободы, эпатажа и отсутствие пиетета перед символами нынешним слушателям будет непонятна.
Вероятно, поэтому никто до сих пор не пытался сделать альбом кавер-версий Александра Лаэртского (малозначительные трибьюты не в счёт), и работа Борзова и Ко оказалась совершенно неожиданной. Впрочем, цель появления «Торнадо» с переосмысленными песнями Лаэртского до сих пор нигде публично не задекларирована Найком - но во всяком случае это не популяризация творчества забытого гения (Лаэртскому сейчас всего 57, но последние десять лет он не выступает из-за последствий инсульта). «Торнадо» проигнорировала все главные «хиты» первоисточника вроде «Дети хоронят коня», «Шёл Гагарин по тропинке» или «Я работаю в аптеке», взяв тексты не самых популярных песен. В мини-альбом вошли пять композиций, из которых наиболее известны «Вьетнамец» и «Дети» (не те, которые с конём, а те, на которых напали злые «бендеровцы»). Сам Борзов объяснил в интервью, что он выбирал те произведения, в которых больше «некроромантики», что бы это ни значило.
От мелодий Лаэртского - примитивных, но позитивных - в новых версиях остались лишь рожки да ножки, хотя в подходе к записи проявилась определённая преемственность. Александр при фиксации своих песен вынужденно пользовался минимальными средствами, и это оказалось настолько органичным, что не воспринимается в других аранжировках. «Торнадо» же практиковали импровизации с сырым и грязным саундом, но с учётом нынешних технических возможностей их версии всё равно звучит раз в сто насыщеннее, чем у Лаэртского.
Основное же отличие от оригиналов заключается в вокале: специфический голос Найка Борзова ни с чем не спутаешь, и стоит ему запеть, этого хватает, чтобы любые песни в его исполнении воспринимались как авторские. Соответственно, ни другое название, ни чужие тексты не позволили «Торнадо» выйти за рамки статуса «ещё один проект Борзова, интересный в основном его поклонникам».
Алексей Мажаев, InterMedia
Обзор: «Пылкая попытка любви? | Филипп Киркоров и Маша Распутина – «Роза чайная» | Хит Сториз»
2024, «Муз-ТВ».
Я, кажется, научился не обращать большого внимания на подводки ведущей программы, после чего просмотр «Хит Сториз» стал менее травматичным. Выпуск про «Розу чайную» оказался довольно информативным: о хите интересно рассказали и Маша Распутина, и Филипп Киркоров, и автор песни Кай Метов. Киркоров как истинный профессионал пришёл на интервью в том же наряде, в котором в 2003 году снимался в клипе «Роза чайная», и похвастался тем, что до сих пор влезает в этот наряд от Юдашкина.
Песня первоначально была записана дуэтом Маши Распутиной и Кая Метова, но в этой версии она оказалась неформатом для радиостанций. Из фрагмента, вошедшего в выпуск, заметно, что фраза «я не слышу тебя» в исполнении Маши звучит как никогда искренне: Метова на фоне её раскатистого вокала почти не слышно. Зато с Киркоровым сочетание голосов получилось зашкаливающе мощным, а серьёзный элемент китча пошёл песне только на пользу.
К моменту выхода дуэта Филипп и Маша лет десять как были в ссоре и даже демонстративно не здоровались друг с другом. В начале 90-х ходили слухи об их романе, но потом между звёздами пробежала чёрная кошка. Не уверен, что сейчас кому-то интересно, что там было на самом деле, но программа «Хит Сториз» провела качественное расследование. 30 лет назад артисты были ещё в начале пути, и обоим помогал поэт-песенник Леонид Дербенёв – отсюда и появления дуэтов, и вообще дружба и сотрудничество. Потом, правда Филипп Киркоров и Маша Распутина по недоразумению спели одну и ту же песню Дербенёва и со скандалом её делили. Что же касается слухов о любовной паре, то Филипп, который уже тогда «умел в рекламу», предложил Маше разыграть пиар-роман, но та отказалась. Киркоров, кстати, натурально получил по лицу от тогдашнего мужа Распутиной, о чём вспоминает до сих пор. В общем, отношения между звёздами испортились, а Филипп вскоре женился на Алле Пугачёвой.
Вскоре после развода с Аллой Киркоров случайно встретил Распутину на отдыхе в Турции. Артисты поняли, что им нечего делить, и Маша предложила Филиппу записать новый дуэт. Через месяц она уже в Москве предложила ему «Розу чайную». О том, что звёзды помирились, мало кто знал, поэтому появление у них совместного хита вызвало большой фурор. Ну а дальше Олег Гусев снял им самый дорогой на тот момент видеоклип на предложенный Распутиной сюжет «Анжелика и король». От золота и роскоши там рябит в глазах, но, положа руку на сердце, можете ли вы представить другой клип на эту песню, в которой тоже всё через край?
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Книга «Ленинградский панк» расскажет о «Короле и шуте» и «Объекте насмешек»
Книга Антона Сои «Ленинградский панк» выйдет в издательстве АСТ в мае 2024 года. Её героями стали группы «Король и шут», «Бригадный подряд», «Народное ополчение», «Автоматические удовлетворители», «Отдел самоискоренения», «Дурное влияние» и «Объект насмешек». Книга представляет собой сборник эссе, статей и художественных произведений, и ее автор не претендует на объективное и полноценное исследование данного феномена 80-х годов.
- Это всего лишь субъективная попытка копнуть поверхностно этот почти никем не тронутый плодородный пласт, попытка рассказать и показать вам то, что я видел своими глазами, рассказать про своих товарищей, ленинградских панков, проживших яркие, скандальные, короткие жизни и оставивших нам в наследство свое кричащее, неуемное и неудобное творчество, - рассказал Антон Соя. - Конечно же, я не смог написать про всех. Было в Ленинграде наверняка еще какое-то количество культовых персонажей и интересных панк-групп, с которыми я просто не пересекался. Надеюсь, что кто-нибудь расскажет и про них.
Напоминаем, что съемки нового полнометражного фильма о группе «Король и шут» «Как в старой сказке» стартуют осенью 2024 года. Премьера ленты намечена на весну следующего года. Продюсер сериала «Король и шут» Игорь «Панкер» Гудков признался, что по поводу нового фильма, который станет продолжением этого проекта, нет особой конкретики.
«Крематорий» выпустил металлическую версию «Воров»
Премьера песни группы «Крематорий» «Воры 2.0» состоялась 17 мая 2024 года. Первая версия «Воров» входит в фильм Андрея Богатырева «Золото Умальты». В скором времени «Крематорий» представит клип на композицию «Воры 2.0», которую называет «рокмитал-версией».
- Песня изначально предполагала именно это бодрое прочтение, - признаются музыканты. — Однако в связи с сюжетом фильма, основанном на событиях начала прошлого века, она преобразовалась в балладу, дабы не перегружать восприятие зрителей неуместной сюжету электроникой, интенсивным звуком барабанно-басовой долбы и гитарными пилорамами. Зато вне экрана мы наконец-то можем поделиться с вами оригинальной версией.
«ИнтерМедиа» напоминает, что премьера первой версии песни «Крематория» «Воры» состоялась 4 апреля 2024 года. Она была создана лидером группы Арменом Григоряном специально для нового фильма Андрея Богатырева «Золото Умальты», вышедшего в прокат в этот же день. Действие ленты происходит накануне революции 1917 года в Хабаровском крае. Вскоре появился и клип на «Воров» с кадрами из фильма.