Владимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»

Виталий Ставицкий: «Наша главная цель – увеличить национальный рынок дизайна в 10 раз»

28.12.2021 14:22 Lifestyle Рубрика: Дайджест 16+

Союзу дизайнеров России (СДР) в декабре 2021 года исполнилось 30 лет. В честь юбилея творческого объединения его президент Виталий Ставицкий рассказал о малоизвестных фактах из истории отечественного дизайна, нынешнем дне СДР, а также о ключевых проблемах развития дизайн-отрасли в стране и путях их решения.

Виталий Викторович, в своем предыдущем интервью «Российские дизайнеры – мировые трендсеттеры, определяющие развитие глобальных индустрий» для издания «1474» вы рассказали об успехах зарубежного дизайн-рынка и существенной роли наших дизайнеров в его развитии. Нынешний разговор проходит в дни празднования 30-летия Союза дизайнеров России. В этой связи, с одной стороны, не хотелось бы особо заострять внимание на существующих проблемах, но, с другой ‒ как говорится, юбилей – хороший повод поговорить о том, что было, есть и что будет. Поэтому, обращаясь к тому, что было, предлагаю совершить небольшой экскурс в прошлое отечественного дизайна. На фоне того, что за рубежом, как вы сами не раз отмечали, наш национальный дизайн не признают и никак не идентифицируют, хочу спросить у вас: по прошествии советского периода развития дизайна, нынешних, уже российских трех десятилетий неужели у нас, образно говоря, за душой нет ничего, чем можно и нужно гордиться дизайн-отрасли России?

Что вы! Напротив, наша история наполнена огромным количеством достойнейших примеров, заслуживающих всемерного уважения и безграничной гордости. Так, именно дизайнеры из СССР в 80-е годы минувшего столетия спрогнозировали те прорывные технологии, которые за рубежом появились только спустя 15–20 лет. Речь идет об уникальном изобретении наших специалистов, получившем название СФИНКС.

В сентябре 1987 года советский журнал «Техническая эстетика» опубликовал статью о домашнем телерадиокомплексе, поразившем иностранцев гениальной задумкой и прогрессивным дизайном. Концепт, предвосхитивший современную идею умного дома, презентовали в 1985 году на международном проектном семинаре «Будущее часов» в Ереване сотрудники Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) Дмитрий Азрикан (руководитель проекта), Алексей Колотушкин и Валерий Госсен.

Несколько позднее, в 1987-м, фрагменты концепта воплотили уже в СФИНКС – суперфункциональную интегрированную коммуникативную систему, предназначенную для получения информации от всех устройств жизнеобеспечения дома или квартиры, а также управления ими. В том числе – дистанционно! Дизайнеры ВНИИТЭ создали удобный и функциональный интерфейс единой системы. В ее комплект входили дисплеи, беспроводные акустические колонки с объемным звучанием, наушники, ручные пульты разных размеров, процессор с тремя блоками памяти.

СФИНКС, позиционируемый как система радиоэлектронного оснащения жилища будущего, уже в то время предугадал сегодняшние идеи Apple и Google по созданию целых экосистем гаджетов. Более того, именно дизайнеры ВНИИТЭ едва ли не первыми в мире разработали концепты наручных смарт-часов, которые сейчас производят Apple и Huawei.

В ряду уникальных разработок легендарного института можно назвать также проект перспективного такси, созданный в 1964 году, который, по оценке экспертов, по своему решению получился удачнее автомобиля итальянского дизайнера Джорджетто Джуджаро, предложенного через 10 лет. К сожалению, в массовое производство наше такси так и не запустили, но, на мой взгляд, его вполне можно считать предшественником популярных минивэнов, покоривших спустя почти 20 лет автодороги Европы и Америки.

Важными вехами в летописи ВНИИТЭ стали проект «Серебряная нить» по созданию нового поезда повышенной комфортности для Московского метрополитена в 1987 году, разработка первого переносного кассетного магнитофона «Сайгак» (1987 год), жилого автоприцепа «Рапан» (1988 год) и многое другое.

Надо признаться, в силу разных причин далеко не все дизайн-проекты, созданные в советский период, оказались реализованы. Некоторые из них так и остановились на этапе концептов. Но эти проекты развивали дизайн-отрасль, двигали ее вперед, зачастую опережая свое время по дерзости и гениальности идей.

Так что погрузитесь в историю отечественного дизайна, и вы убедитесь, что нам есть чем гордиться!

Осмелюсь предположить, что нынешнее поколение российских дизайнеров так же талантливо, успешно и плодотворно?

И не ошибетесь. Сейчас большим спросом во всем мире пользуются портативные колонки JBL или, скажем, умные колонки Harman Kardon. Однако мало кто знает, что ведущие дизайнеры в этих компаниях-производителях – наши соотечественники.

Сегодня российские специалисты также участвуют в создании итальянской мебели, которая ассоциируется с изысканностью, роскошью и стилем и широко популярна во многих странах. Более того, дизайн интерьера нового Fiat 500 – легенды итальянского автопрома – разработала российский дизайнер Инна Кондакова.

Современность в дизайне – время для всевозможных коллабораций. Это особенно характерно для фэшн-индустрии. Отмечу, в частности, коллаборацию Puma x Outlaw Moscow, когда отечественный бренд Outlaw Диляры Минрахмановой и Максима Башкаева объединился с немецкой компанией и выпустил коллекцию спортивной одежды, которую – не поверите! – за рубежом раскупили за несколько дней, а в некоторых странах вообще смели с полок буквально в считаные часы.

Успешная коллаборация с Puma получилась и у бренда Jahnkoy Марии Казаковой. В 2017 году Мария со своей маркой стала номинанткой премии для молодых дизайнеров LVMH Prize – престижного конкурса от французского модного дома Louis Vuitton.

Подчеркну: истоки у всех примеров, приведенных мной, одни – отечественная школа дизайна!

Отрадно, что российские дизайнеры настолько успешны и признаны. Однако, согласитесь, большинство фактов свидетельствуют все-таки о том, что как высококлассные специалисты они состоялись именно на западном рынке дизайна… Не секрет, как много для любой страны значат ее интеллектуальные ресурсы, являющиеся национальным богатством. В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия отечественная наука столкнулась с глобальной проблемой «утечки мозгов» за рубеж. Насколько знаю, она актуальна по сей день, хотя, возможно, и не в такой критичной степени. А российскому дизайну присуща «утечка мозгов»? Если – да, то, как вы считаете, в чем причины, по которым молодые специалисты уезжают на Запад? Невостребованность, невозможность полностью реализовать себя в России?

– К сожалению, вы правы. У нас ежегодно 10–15 тысяч специалистов в сфере дизайна уезжают из страны, наверное, в первую очередь потому, что в России у них нет достаточного объема заказов. Если говорить о промдизайне, то в этом сегменте просто нет работы на родине.

Некоторые специалисты, такие, например, как предметные дизайнеры Дима Логинов и Екатерина Елизарова, остаются жить в России, но при этом успешно сотрудничают с западными компаниями. В частности, Катерина основала дизайн-студию Ekaterina Elizarova Design и разрабатывает частные и общественные интерьеры по индивидуальным заказам, а также создает уникальные предметы интерьера ‒ мебель, светильники, аксессуары, которые производят преимущественно европейские фабрики. К слову, очень серьезные бренды. Елизарова также регулярно участвует в крупнейших международных выставках. Это важно для формирования собственного имени и бренда на мировом рынке.

Но, конечно, многие уезжают за рубеж. В принятии такого решения, на мой взгляд, все зависит от страны, в которой дизайнер предполагает работать. Где-то, скажем в Италии, у дизайн-специалистов зарплата небольшая, но вот в Германии – это уже серьезный доход: речь может идти о десятках тысяч евро ежемесячно.

Согласен, в целом «утечка мозгов» – достаточно неприятная история. Но сегодня она абсолютно логична: для молодежи не существует границ либо языкового барьера. Молодые люди легко мигрирует как внутри своей страны, так и за ее пределы. А причин остаться за рубежом, как видим, всегда предостаточно: начиная от интересной и высокооплачиваемой работы и заканчивая, например, той же пандемией ‒ много наших дизайнеров остались в странах, в частности в Индонезии, Китае, в которых отдыхали на момент объявления карантина и закрытия границ. В итоге ребята были вынуждены оперативно искать работу. Но они – скорее исключение, чем правило.

По подсчетам аналитиков, к середине 90-х годов прошлого века экономические потери России от интеллектуальной эмиграции составили около 30 миллиардов долларов. К 2003 году убытки страны от «утечки мозгов» и оттока ноу-хау уже превысили 1 триллион долларов. А каковы эти цифры в сфере дизайна сейчас?

– Боюсь, с одной стороны, эти показатели никто не подсчитывал, а с другой – не ошибусь, если буду утверждать, что в названные суммы также входят финансовые потери – и немалые! – от утечки российских дизайнерских «мозгов» за рубеж. К сожалению, молодые люди, которые сейчас обучаются в вузах по дизайнерским специальностям, как бы печально это ни звучало, уже изначально нацелены уехать в другую страну, а скорее всего – в ту иностранную компанию, которая предоставит им работу.

Приведу высказывание доцента кафедры промышленного дизайна Академии Штиглица и руководителя образовательной программы «Дизайн средств транспорта» Сергея Хельмянова, которое я постоянно цитирую на различных форумах и дискуссиях. Так вот, Сергей Петрович с горечью говорит, мол, «я экспортер кадров за рубеж». Каждый год он выпускает от 20 до 50 специалистов в области промышленного дизайна, впоследствии почти все они уезжают за границу. А потом мы умиляемся, что практически весь международный автопром держится именно на российских дизайнерах.

Лично я как президент СДР главную задачу вижу в том, что мы должны убеждать молодых специалистов оставаться в России. Однако, чтобы наши слова были вескими, необходимо сформировать в стране современный по уровню и объемам дизайн-рынок, который позволит талантливым дизайнерам реализовать себя на родине. Для этого надо донести до лидеров отечественного бизнеса всю важность внедрения дизайна в промышленное производство. Как показывают практика и опыт иностранных коллег, он реально увеличивает конкурентоспособность российской продукции не только на внутреннем, но и на международном рынке. Таким образом, это приведет к ощутимому росту национальной экономики и формированию новых рабочих мест, что, согласитесь, для всех нас также немаловажно.

Виталий Викторович, а может быть, молодые дизайнеры уезжают на Запад еще потому, что на отечественном рынке они слабо защищены, в частности, от нарушения их авторских прав? Это явление – болевая точка российской дизайн-индустрии?

– К сожалению, и здесь вы правы: в нашей отрасли проблема копирования авторских работ и проектов очень остра. Понятно, прямое копирование преследуется законом. Но еще есть такое понятие, как styling – буквально моделирование, предполагающее переработку чьих-то идей. Придуман для этого злостного явления и другой термин – авторская интерпретация, призванная, как я вижу, несколько размыть деяния нечистоплотных «творцов».

На мой взгляд, в каждом отдельном инциденте необходимо тщательно разбираться: нарушены ли права конкретного дизайнера, и если – да, то насколько сильно? Если же факт нарушения будет установлен, то, как показывает практика, у пострадавшего дизайнера есть два пути разрешения ситуации. Первый – обратиться в суд, но это немалые финансовые затраты и существенная потеря времени. Второй – не забывая о произошедшем, продолжать нарабатывать новые дизайн-продукты и их реализовывать. Дело в том, что сегодня время – это, наверное, один из основных критериев, влияющих на эффективность нашей профессиональной деятельности. За месяц вынужденного простоя, вызванного, скажем, необходимостью участвовать в судебных заседаниях, экспертизах и так далее, можно легко потерять свой рынок: разработки, которые вы сделали, но вовремя не запустили в реализацию, просто перестают быть актуальными и востребованными.

Поэтому, как свидетельствует опыт, многие дизайнеры и производители, взвесив все за и против, выбирают именно второй путь: выпускать как можно больший ассортимент дизайн-решений и продуктов, своевременно пополнять его, чтобы так называемые коллеги не успевали плагиатить.

Знаю, существуют профессиональные кодексы чести и этики дизайнеров. Не помогает?

– Увы, не всегда! Да, они даже есть у международных ассоциаций. Например, СДР руководствуется Международным профессиональным кодексом чести дизайнера, который пропагандирует основные принципы этических норм в дизайнерской практике. Они приняты организациями – членами WDO (Всемирная организация дизайна) и ICSID (Международный совет организаций промышленного дизайна). В нашей иерархии – это наивысший уровень!

Так вот, в одном из разделов этого кодекса – «Ответственность перед другими дизайнерами» ‒ черным по белому прописано, что «дизайнер не имеет права следовать указаниям клиента, если это ведет к созданию плагиата, а также сознательно создавать плагиат».

Но, извините, вообще-то все мы творим в условиях рынка. По этой причине есть и такие, кто считает, что его законы превыше всего. Рынок – само по себе очень хищное пространство: здесь кто первый встал, того и тапки.

То есть, к сожалению, плагиат – это устойчивый мировой тренд?

– К стыду, даже самые именитые бренды не гнушаются, так сказать, подворовывать. И суды, которые расследуют факты плагиата в сфере дизайна, – тому подтверждение.

Каким вы видите решение вопроса защиты авторского права в промышленном дизайне и дизайн-индустрии в целом?

– Я убежден, при желании всегда можно установить истинного автора. Доказательством здесь могут служить, скажем, предварительные наброски (эскизы), варианты дизайнерского решения, финальные файлы, электронная переписка с заказчиком и участниками проекта, если они есть. Эти и другие факты суды принимают в качестве доводов. В конце концов, могут быть свидетели, готовые подтвердить, что именно вы в такое-то время занимались этой разработкой.

На мой взгляд, гарантом защищенности авторских прав служат грамотно составленные юридические документы, в первую очередь – договор между исполнителем и заказчиком. Распространенный пример, когда дизайнер утверждает, что заказчик присвоил предложенное решение. Но при детальном разборе ситуации выясняется, что дизайнер изначально не решил правовые вопросы в свою пользу: подписал неконкретно составленное техническое задание, не заключил договор, в котором обязательно должны быть отражены, в частности, права сторон на результаты интеллектуальной деятельности, не соблюдены другие юридические правила. Более того, может оказаться, что у дизайнера нет соответствующего статуса: он не является ни самозанятым, ни индивидуальным предпринимателем, ни законным представителем юрлица.

Мы не должны выпадать из правового поля и обязаны знать хотя бы элементарные юридические каноны. Важно всегда помнить о том, что авторское право возникает в момент создания продукта. Как только вы нарисовали эскиз или создали 3D-модель, они уже являются активом, которым вы можете распоряжаться по собственному усмотрению. Главное, при возникновении спора об авторстве – подтвердить и доказать ваше право.

Виталий Викторович, как в наше время молодому дизайнеру заявить о себе? Какими он должен обладать качествами? Поделитесь секретами профессионального мастерства…

– Чтобы добиться успеха в дизайне, во-первых, необходимо очень много и упорно трудиться, не зацикливаясь на каких-то одних, пусть даже супергениальных решениях. Словом, не нужно уподобляться отдельным отечественным певцам, исполняющим один и тот же хит в течение 20–30 лет. В дизайне такое не прокатывает.

Во-вторых, хороший дизайнер, как правило, старается разработать за месяц 40–50 концептов, из которых только один-два, в лучшем случае, получат свое творческое продолжение и развитие.

В-третьих, немаловажную роль в достижении признания играют наличие у молодого специалиста каких-то собственных нестандартных наработок, выделяющих его из общего круга коллег, а также его умение убедить заказчика, что предложенное им дизайнерское решение в отличие от других (конкурентов) – единственно правильное.

Многие ли дизайнеры пытаются делать все, так сказать, в одиночку?

– Нет. В одиночку мало что получается. Это всегда работа больших команд. Бывает недостаточно сделать только искусный дизайн. Он обязан быть в первую очередь технологически выгодным: легко воспроизводимым и дешевым в массовом производстве. То есть дизайн должен иметь достаточно низкую себестоимость. А это, поверьте, – дело не одного дня и даже месяца.

Например, чтобы прийти к созданию первого iPhone, такая глобальная компания, как Apple, проделала большой путь, растянувшийся не на одно десятилетие. Как минимум это заняло у нее, насколько помню, почти полвека.

На мой взгляд, сейчас для начинающих студий и творческих коллективов довольно комфортное время для входа на рынок дизайна. Подскажите, как сегодня, учитывая степень развития дизайн-индустрии и требования к ней, перспективной команде из двух-трех человек лучше двигаться по пути достижения результата? На кого равняться и от каких правил отталкиваться?

– Вопрос сложный, и однозначного ответа на него я не дам. В дизайне, как в жизни: каждый выбирает свой путь. Как ни странно, часто молодые команды обращаются в союз с запросами типа ‒ дайте нам заказчиков, решите за нас вопросы, обеспечьте ресурсами, которые помогут расти дальше.

А есть творческие команды, которые самостоятельно разрабатывают оригинальную бизнес-модель, позволяющую им в кратчайший срок – буквально за пару-тройку лет занять лидирующие позиции на рынке, стать, скажем, полноправным членом Ассоциации коммуникационных агентств России, войти во всевозможные рейтинги.

Повторюсь, каждый выбирает собственный сценарий профессионального развития. И на традиционный вопрос начинающих коллег и студентов профильных вузов: «Как же нам занять нишу на рынке?», отвечу, что формирующийся отечественный рынок дизайна пока еще позволяет творческим, трудолюбивым и целеустремленным молодым специалистам занять свой перспективный сегмент.

Союз дизайнеров России помогает им в этом?

– Ну конечно. Например, разрабатываем образовательные программы, связанные с получением как первого высшего, так и дополнительного образований в области дизайна. Налаживаем связи с потенциальными клиентами – различными российскими и западными компаниями. Помогаем молодым дизайнерам с организацией их стажировок за рубежом.

Помимо того, мы создаем общероссийскую информационную базу, где заказчики могут подобрать себе дизайн-компанию или специалиста, подходящих для реализации того либо иного проекта. В базу СДР уже внесены данные 4000 наших дизайнеров, как самозанятых специалистов, так и индивидуальных предпринимателей.

О каких направлениях деятельности вашего союза еще можно рассказать?

– Основные меры, принимаемые нами, направлены на поддержку и популяризацию отечественного дизайна на территории России и за рубежом. Главная цель – увеличить национальный дизайн-рынок в 10 раз и довести долю работающих в нашей индустрии до 2,5% экономически активного населения страны.

Участвуем также в формировании связей между образовательными учреждениями и бизнесом. В частности, чтобы будущие дизайнеры сразу начинали работать в реальных рыночных условиях.

Помимо этого союз уделяет серьезное внимание вопросам экспортной политики. Мы популяризируем во всем мире российское лицо дизайна – Made in Russia, то есть те товары, которые производятся у нас, нашу национальную стилистику. Культивируются же за границей, скажем, немецкий дизайн, считающийся олицетворением эффективности и функциональности; швейцарский, в основе которого – философия школы Баухаус «форма следует за функцией»; итальянский дизайн... И так далее.

А вот у российского дизайна своего самобытного лица на международном рынке, к сожалению, пока еще нет. Однако мы усиленно работаем над этим.

Виталий Викторович, не так давно Союз дизайнеров России и Ассоциация специалистов индустрии дизайна сформировали Совет по дизайну. Расскажите подробнее, каковы его цели и задачи?

– Совет по дизайну – это консультативный орган. Сформирован он с целью проведения экспертизы решений государства, которые касаются развития индустрии дизайна, а также для позиционирования отрасли как драйвера инновационной политики страны и урегулирования процессов в профессиональном сообществе, в частности, консолидации региональных систем дизайна.

В числе его основных задач – обеспечение взаимодействия государственных органов с нашим экспертным сообществом, ведение политики в сфере дизайна через формирование единой стратегии развития индустрии, подготовка и участие в госпрограммах, а также выработка экспертного мнения по международному позиционированию национального бренда Made in Russia и официальная презентация отечественной дизайн-индустрии за рубежом.

Насколько СДР активно использует площадки публичных мероприятий для обсуждения актуальных проблем современного дизайна?

– Мы просто обязаны всегда быть там, где идут дискуссии о дизайне, обсуждаются перспективы его развития и продвижения на глобальном рынке.

Например, в октябре в Казани состоялся международный форум и премия в области визуальных коммуникаций, архитектуры, промышленного и продуктового дизайна Best for Life Design. Это – ежегодное мероприятие для ведущих дизайнеров и архитекторов со всего мира, представителей творческих сообществ и общественных организаций, которые собираются, чтобы обсудить новые тенденции и поделиться опытом решения актуальных вопросов в профессиональной сфере. Союз дизайнеров России – партнер форума, я вхожу в экспертный состав жюри премии.

Хедлайнером Best for Life Design Forum & Award 2021 стал всемирно известный промышленный дизайнер, основатель дизайн-студии Karim Rashid INC Карим Рашид.

Примечательно, что этот форум посвятили мифам и стереотипам о дизайне, а также их преодолению. В премии приняли участие более 50 компаний, представивших жюри проекты в разных отраслях дизайна, благодаря которым жилые и рабочие пространства, а также места для отдыха станут максимально комфортными и экологически безопасными.

Особо подчеркну, с нынешнего года Best for Life Design Forum & Award включили в событийный календарь и программу поддержки World Design Organisation.

Знаю, что Союз дизайнеров России, став одним из соучредителей Федерации креативных индустрий, также занимает лидерскую позицию в деятельности этого самого крупного в стране объединения творческого бизнеса…

– Мы стараемся участвовать во всех мероприятиях, тематика которых касается и креативных индустрий. Междисциплинарность дизайна позволяет нам это. Так, в ноябре союз выступил партнером по теме дизайна коммуникаций в хакатоне SPB Travel Industry Hack 2021 «Въездной туризм. Перезагрузка!». Команды университетов Санкт-Петербурга решали кейсы, предложенные компаниями и институтами развития туризма, сервиса и гостеприимства. Лучшие креативные решения были отмечены призами и подарками от владельцев кейсов и организаторов мероприятия.

Недавно СДР участвовал еще в одном хакатоне. Его провели АНО «Креативная экономика» вместе с Роскультцентром при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. На нем 11 студенческих команд из четырех творческих вузов страны состязались в разработке концептуального решения трофея Национальной премии в области креативных индустрий Russian Creative Awards.

Отмечу, студенты откровенно порадовали широтой творческого подхода, разработав 16 визуальных концептов образа статуэтки для Russian Creative Awards, в которых ярко отразили свое видение отечественных креативных индустрий. В итоге победила команда Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Штиглица, взявшая за основу символ «семечки» в виде метапланеты.

Добавлю, 18 декабря в Москве в концертном зале «Зарядье» прошла торжественная церемония вручения Russian Creative Awards. Союз дизайнеров России выступил одним из партнеров национальной премии.

Виталий Викторович, уже более четверти века вы занимаетесь дизайном, успешно работали в разных странах мира. Как говорится, многое повидали и вам есть что и с чем сравнивать. С чем вы связываете перспективы отечественного промышленного дизайна и в целом дизайн-индустрии страны? А также, пользуясь случаем, что наш разговор состоялся в канун Нового, 2022 года, что пожелаете коллегам-дизайнерам и всем креаторам России?

– За три десятилетия своего существования Союз дизайнеров России убедительно доказал важность индустрии дизайна для развития отечественной креативной экономики, промышленности, бизнеса и комфортной среды. Сегодня наш союз по праву считают одним из самых крупных и авторитетных общественных объединений, которое активно участвует в глобальной дизайн-политике, помогает талантливым ребятам состояться в профессии и максимально реализовать свой творческий потенциал на родине.

Главное, что Союз дизайнеров России сейчас находится в постоянном диалоге с государством. Конечно, скажу прямо, власть иногда понимает нас, иногда – к сожалению, нет. Но эта дискуссия есть, она продолжается – и слава богу!

Очень здорово, что в нашей стране наконец-то образовалась новая, устойчивая тенденция на развитие креативной экономики. Создание Федерации креативных индустрий – только один показательный пример этого. Мы были искренне рады поддержать общую инициативу объединиться в большую творческую коллаборацию, позволяющую решать многие вопросы коллегиально, сообща, так как в разных отраслях проблемы практически одинаковые.

Нынешний год – Международный год креативной экономики. Но, насколько знаю, уже звучали предложения в целях устойчивого развития России и у нас в стране в скором времени объявить Год креативной экономики. Мы уверены, это обязательно даст свои положительные результаты.

А в наступающем Новом году, как дизайнер, желаю абсолютно всем россиянам быть в гармонии с собой и окружающим миром! Крепкого здоровья, творческого вдохновения, захватывающих дух креативных идей и новых успехов в профессиональной деятельности!

(1474ip, 27.12.21)

Олег Дворянкин раскроет кибербезопасность «По ту сторону Введенских ворот» в “Библио-глобусе”

14.05.2024 17:58 Lifestyle Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой проекта

Новая книга «По ту сторону Введенских ворот. Кибержизнь. «Мизер» или «Игра теней». Берегите себя» писателя Олега Дворянкина будет презентована 20 мая 2024 года в “Библио-глобусе”. Богатейшая личная практика Олега Дворянкина систематизирована в фолианте впечатляющего объёма 846 страниц и весом 2,3 кг - это настоящая энциклопедия информационной безопасности как внутри интернета, так и на его внешнем контуре. И дело, конечно, не в объёме, а в глубине, с которой книга охватывает все аспекты кибербезопасности - технические, юридические, медицинские, психологические, педагогические, физико-математические, экономические и др. Уникальный случай - вводные статьи к главам книги написали 7 докторов наук различных дисциплин, а также 3 ведущих эксперта по военному делу, истории и философии.

Прочитать сегодня столь масштабную книгу – это действительно поступок, а для кого-то - и подвиг. Старшее поколение, некогда державшее в руках настоящие книги, спокойно закроет ноутбук, наденет очки и погрузится в чтение. Но особый героизм потребуется от молодых людей, клиповое мышление которых не позволяет долго концентрироваться на одной проблеме. Однако даже среди молодежи растет понимание жизненной важности информационной безопасности.

Выход книги из печати по времени совпал с проведением объединенной расширенной коллегии ФСБ и МВД России, в ходе которой Президент РФ Владимир Путин указал на проблемы в сфере информационной безопасности, прямо заявив: “Надо существенно расширить возможности для превентивной реакции на такие угрозы, усилить защиту отечественной информационной инфраструктуры". Эти слова - авторитетное подтверждение своевременности и актуальности работы Олега Дворянкина.

В книге детально представлены информационные технологии Интернета, в том числе его тёмной стороны — Даркнета, которыми в равной степени пользуется как простой обыватель, так преступник. Олег Дворянкин показывает, что даже открытая часть интернета таит в себе не только много красивых, ярких, притягательных явлений и событий, но и опасных, скрытых угроз. Но главное - в ней детально рассказывается, как можно себя обезопасить в относительно «тихих» водах информационных технологий, где скрываются криминальные структуры.

- Вы погрузитесь в таинственный и прекрасный, но в то же время страшный и ужасный мир интернета, представленный с самых разных сторон, - рассказал автор корреспонденту “ИнтерМедиа” .

Для кого-то книга станет ликбезом по безопасности в интернете, а для кого-то - учебником при выборе новой профессии. Для обладателей клипового мышления приведем тезисы этого фундаментального труда:

Во-первых, миром правят данные и эти данные — новая нефть.

Во-вторых, ключевым компонентом цифровой грамотности является осторожность.

В-третьих, если в недавнем прошлом национальная граница была барьером для преступности, то сетевая революция позволяет преступникам с легкостью эти барьеры преодолевать.

В-четвертых, ценность сети возрастает пропорционально квадрату числа её пользователей, то есть, чем больше экономических агентов будет вовлечено в интернет-бизнес, тем успешнее он будет.

В-пятых, одним из наиболее проблемных элементов кибербезопасности является эволюционирующий характер рисков.

В-шестых, человеческий фактор является самым слабым звеном в информационной безопасности: «Безопасность — это не технологическая проблема. Это проблемы человека и управления» (Кевин Митник)

В-седьмых, информационная безопасность начинается с каждого из нас, с его отношения к опасности, с его умения принять опасность и оградить себя от неё.

В-восьмых, любой конфликт между людьми — в первую очередь информационный.

В-девятых, безопасность - это особый вид деятельности, система мер, направленных на предотвращение опасности.

В-десятых, одна из главных особенностей информационной войны заключается в возможности многократного «захвата» одной и той же аудитории без чёткого осознания этой аудиторией факта «захвата».

Об авторе:

Олег Александрович Дворянкин окончил Государственную академию нефти и газа имени И.М.Губкина и Московский университет имени А.С. Грибоедова. Имеет два высших образование - техническое и юридическое, а также степень кандидата юридических наук. Написал более 250 научных работ, 6 учебно-методических пособий и 10 книг. В настоящее время работает преподавателем, передавая свой опыт и знания молодёжи.

В течение последнего времени Олег Дворянкин выпустил пять книг из серии «По ту сторону Введенских ворот». В первой из них «Часть 1. История» писатель собрал, систематизировал и представил большое количество сведений о Рязанской земле. Вторую книгу «Надо ли бояться человека с 3D-оружием?» Олег Дворянкин написал вместе с сыном - специалистом по аддитивным технологиям «3D-печать» - она посвящена историческим корням создания 3D-оружия. В третьей книге «Криптовалюта — виртуальная реальность?!» Олег Дворянкин детально описал плюсы и минусы нового элемента финансовой системы – криптовалюты. В четвёртой книге «Аддитивные технологии — будущее уже наступило?!», также написанной в соавторстве с сыном, речь пошла уже об аддитивных технологиях, с помощью которых посредством 3D-печати можно изготовить любые предметы, вплоть до человеческих органов. В пятой книге «История, которую приказано забыть» рассказывается об исторических фактах и событиях, о которых забыли и вычеркнули из памяти потомков - непреднамеренно или по чьей-то воле. Книга «Кибержизнь. «Мизер» или «Игра теней». Берегите себя» стала шестой в этой серии.

Кроме того, перу Олега Дворянкина также принадлежат книги «Контрафакт – зло или благо?», «Россия. Интеллектуальная собственность. Прорыв в будущее», «Операция, которую назвали «Контрафакт» и «Авторские и смежные права. Ответственность за их нарушение. Уголовно-правовые аспекты» и др.

Презентация состоится 20 мая в Большом зале ТД “Библио-глобус” (2 этаж) в 18.30. Адрес: Москва, ул. Мясницкая, 6/3, стр. 1.

Справки и аккредитация - pr@intermedia.ru

Фото: предоставлено пресс-службой проекта
Теги: книги, анонс презентации, Олег Дворянкин
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Владимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектом

13.05.2024 20:14 Lifestyle Рубрика: Хроника 16+
Арсен Меметов

В московском Гостином дворе завершила свою работу IV Художественно-промышленная выставка-форум «Уникальная Россия», проходившая со 2 по 12 мая 2024 года. Участники из 78 регионов Российской Федерации представили изделия мастеров декоративно-прикладного искусства и организаций народных художественных промыслов, произведения ювелирного искусства, творчество современных художников, скульпторов и др.

Приветствие в адрес участников и организаторов выставки «Уникальная Россия» направил президент Российской Федерации Владимир Путин, подчеркнув:

- Отрадно, что за столь короткий срок ваш творческий и по-настоящему красивый проект завоевал широкую известность, стал большим, ожидаемым событием в культурной, общественной жизни столицы и всей России. Ежегодно выставка объединяет на своих площадках талантливых мастеров и многочисленных ценителей искусства из разных регионов, служит важному делу сохранения и популяризации самобытных традиций и обычаев, художественных народных промыслов, которыми по праву славится наша многонациональная страна.

В 2024 году «Уникальная Россия» была приурочена к 195-летию выставочного движения в России, берущего начало с Первой выставки промышленных и художественных изделий 1829 года в Санкт-Петербурге. Фонд развития художественной промышленности и ювелирного искусства совместно с музеями Гознака и Минфина представили на «Уникальной России» исторический раздел, посвященный 250-летию министра финансов Российской империи Е.Ф. Канкрина и 175-летию выдающегося государственного деятеля С.Ю. Витте, которые внесли весомый вклад в развитие выставочного движения в России. Отдельную часть экспозиции посвятили 190-летию Д.И. Менделеева, который был не только знаменитым ученым-химиком, но и возглавлял Палату мер и весов Министерства финансов Российской империи. Среди экспонатов стенда – генеральский мундир Российской императорской армии 1907 года, медаль Министерства финансов Российской империи «За трудолюбие и искусство» с изображением императора Николая I 1831 года, автограф Д.И. Менделеева, книги, документы и другие артефакты.

Отдельные регионы нашей страны представили на «Уникальной России» объединенные стенды, где посетители могли не только увидеть, но и приобрести, например, берестяные изделия из Чувашии, знаменитую кожаную мозаику из Татарстана, авторские изделия елецких кружевниц, работы уэленских косторезов из бивня моржа и другие визитные карточки регионов. Выставка неуклонно развивается и расширяется: впервые в этом году свои стенды представили Приморский край, Камчатка, Республика Тыва, Ямал и Курганская область. Посетители могли полюбоваться и работами участников из новых регионов России – Запорожской и Донецкой областей (работа автора из Мелитополя удостоилась первого места в конкурсе «Уникальные мастера России»).

Были представлены на выставке и организации-юбиляры: отметившие в этом году 100-летие легендарное предприятие «Палех», известное своими лаковыми миниатюрами на весь мир, и фабрика художественных промыслов «Паха Тере», чью знаменитую вышивку знают далеко за пределами родной Чувашии.

Ежегодно выставка-форум «Уникальная Россия» выбирает своим символом определенное произведение ювелирного искусства. В 2024 году им стала камнерезная композиция «Россия», выполненная мастерами Екатеринбургской студии «Святогор» – копия скульптуры Николая Лаверецкого 1896 года (в 1900 году на Всемирной выставке в Париже оригинальная скульптура получила Гран-при вместе с остальной коллекцией художественного литья Кыштымского горного округа). В Гостином дворе можно было также увидеть и работы, которые становились символами «Уникальной России» в 2022 году (макет Храма Василия Блаженного, выполненный Гаиком Алексаняном) и в 2023 году (Пасхальное яйцо, посвящённое 800-летию со дня рождения Александра Невского, созданное Сергеем Коломийцевым и Дмитрием Котляревским). Своё почетное место эти работы заняли в Галерее шедевров современного ювелирного искусства, расположившейся в центральной части выставочного пространства.

Выставка «Уникальная Россия» — это живой сплав традиций и современности, обеспечивающий связь времен и культурную преемственность. Знатоки современного искусства оценили реконструкцию утраченных работ русских авангардистов начала ХХ века, фантазии на тему русских народных сказок, переданные через эстетику современных гаджетов, и другие творческие находки российских художников, некоторые из которых представляют сегодня свои работы в лучших музеях мира.

Ценителей народных костюмов привлек историко-этнографический проект «Традиционный костюм народов Казанского Поволжья второй половины XIX – первой половины XX вв.», который ранее был показан в Казанском кремле. Гости экспозиции познакомились с культурным наследием тюркских, финно-угорских народов, а также русских общин, исторически проживавших на территории Казанского Поволжья. Собрание костюмов было дополнено музейными предметами быта.

Свои программы на выставке презентовали ведущие отраслевые учебные заведения, среди них – Университет РГУ им. А.Н. Косыгина, МГХПА им. С.Г. Строганова, а также Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

«Уникальная Россия» — это не только выставка, но и форум, ставший важнейшей патриотической платформой, формирующей облик современной России с учетом её богатейшего культурно-исторического наследия и перспектив развития. В рамках форума состоялось свыше 70 деловых и культурных мероприятий, в частности, I бизнес-форум «Креативная Россия», I Евразийский цивилизационный форум «Уникальная Евразия», Форум «809», направленный на реализацию Указа президента РФ о сохранении нравственно-культурных ценностей нашей страны, Третья церемония награждения сестёр милосердия наградой «За самоотверженный и милосердный труд», музыкальный фестиваль фольклорных коллективов «ВотЭтно!», Дни моды российских дизайнеров «Уникальная Россия» и Фестиваль моды «Взором на восток», представляемый Евразийской ассоциацией этнодизайнеров, Форум «Медиа Россия», Фестиваль-концерт лучших хореографических коллективов России и многие другие события.

На «Уникальной России» подвели итоги сразу трех творческих конкурсов федерального уровня, объединивших десятки талантливых мастеров, художников, ювелиров. Это Всероссийский конкурс авторских работ «Уникальные мастера России» (Гран-при конкурса получил заслуженный мастер международного класса из Крыма, полный кавалер Ордена Карла Фаберже Мехти Исламов); конкурс ювелирного и декоративно-прикладного искусства «Золотые руки России», конкурс «Уникальная картина мира», организованный Творческим союзом художников России. Наградами были отмечены выдающиеся творцы со всей страны, для которых выставка стала важной вехой в творческом пути и стимулом для новых свершений.

В этом году проведение выставки «Уникальная Россия» совпало с двумя важнейшими датами в истории и культуре нашей страны – празднованием Светлой Пасхи 5 мая и 79-летней годовщины Дня Победы 9 мая.

В День Победы на главной сцене «Уникальной России» состоялся праздничный концерт «Герои Победы» и Международный многожанровый фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Мелодии Победы», а ранее в Гостином дворе прошла патриотическая акция в поддержку участников СВО «А нам нужна одна Победа». Посетители всех возрастов изготавливали броши с георгиевской ленточкой, оставляли надписи на окопных свечах и футболках, писали письма бойцам. Все созданные сувениры были лично переданы соорганизаторами акции на фронт.

«Уникальная Россия» направлена в том числе на укрепление имиджа России на международной арене и развитие культурного сотрудничества между странами. В выставочной, культурной и деловой программе форума приняли участие представители Белоруссии, Узбекистана, Киргизии, Индии. Построение новой архитектуры российско-африканских отношений обсудили участники форума «Россия и Африка – дорога в будущее». В форуме приняли участие послы африканских государств, руководители и сотрудники дипломатических миссий дружественных стран, государственные и общественные деятели России и Африки.

Приветственное слово участникам и организаторам выставки-форума направила министр культуры РФ Ольга Любимова. Почетными гостями выставки стали заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев, постоянный представитель Республики Крым при президенте РФ Георгий Мурадов, председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, директор департамента по многостороннему сотрудничеству и культурным связям МИД РФ Александр Алимов, директор департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга РФ Вера Хмырова, депутаты Государственной Думы Татьяна Буцкая, Татьяна Кусайко, сенатор Жанна Чефранова, депутат Московской городской Думы Людмила Стебенкова, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова, художник Никас Сафронов, музыкант и поэт Вадим Степанцов, актриса Наталья Бочкарева и др.

Организатор выставки — Ассоциация организаций народных художественных промыслов, ремесленников и художников «Наследие и традиции».

Информационную и организационную поддержку оказывают Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство финансов РФ, Министерство иностранных дел РФ, Федеральное агентство по делам национальностей.

Существенный вклад в проведение выставки-форума и поддержку Ассоциации вносят Фонд «Уникальная Страна» и Фонд развития художественной промышленности и ювелирного искусства.

Выставка-форум «Уникальная Россия» проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Официальное пресс-агентство — «ИнтерМедиа».

Официальное пиар-агентство — «Maestro Agency PR».

Дополнительная информация о проекте — на официальном сайте.

Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.

Фото: Арсен Меметов
Теги: Владимир Путин, репортаж, Уникальная Россия

На выставке «Уникальная Россия» оценили перспективы народных художественных промыслов

09.05.2024 16:39 Lifestyle Рубрика: Хроника 16+
предоставлено организаторами мероприятия

Круглый стол «Новые возможности для развития народных художественных промыслов в современных реалиях» прошел в рамках IV Художественно-промышленной выставки-форума «Уникальная Россия» 8 мая 2024 года в московском Гостином дворе. Участники обсудили основные проблемы развития предпринимательских проектов, связанных с народными промыслами в регионах страны.

Дискуссия строилась вокруг главной проблемы - неопределенного правового статуса предпринимателей-мастеров. Все присутствующие сошлись во мнении, что народные художественные промыслы (НХП), с одной стороны, это искусство, несущее определенный культурный код, с другой — производственные предприятия, малый и средний бизнес.

Председатель Комиссии по развитию креативных индустрий в Совете по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ, президент ГК «САЛЮС» Егор Иванков также отметил в числе проблем разобщенность участников рынка, снижающийся спрос на продукцию и конкуренция с контрафактом из Китая и других стран. Для решения этих вопросов должно быть определено ведомство, курирующее развитие НХП, либо некий оператор, который взял бы на себя консолидирующую функцию.

Также спикер предложил создать на базе возглавляемой им Комиссии рабочую группу, которая разработала бы пояснительную записку о внесении правок в существующие нормативные акты, косвенно регулирующие деятельность предприятий НХП, — чтобы можно было инициировать диалог с региональными и федеральными властями, проводить исследования по развитию промыслов, выделять поддержку продолжателям исторически значимых направлений.

В завершение дискуссии Егор Иванков отметил, что уже сейчас для отдельных представителей НХП может быть полезно применение Закона об экспериментальных правовых режимах.

Выставка «Уникальная Россия» работает с 2 по 12 мая, на ней можно увидеть работы современных художников, ювелиров, дизайнеров, керамистов; пообщаться с династиями мастеров, работающим на предприятиях художественных промыслов; узнать о народных промыслах разных регионов России, посетить творческие мастер-классы.

Организатор выставки — Ассоциация организаций народных художественных промыслов, ремесленников и художников «Наследие и традиции».

Существенный вклад в проведение выставки-форума и поддержку Ассоциации вносят Фонд «Уникальная Страна» и Фонд развития художественной промышленности и ювелирного искусства.

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Аккредитация СМИ на выставку-форум: pr@intermedia.ru, +7 (916) 568-8959 (Ирина Кравченко).

Адрес: Москва, ул. Ильинка, 4 (Гостиный двор).

Режим работы: с 11:00 до 21:00

Официальное пресс-агентство - «ИнтерМедиа».

Официальное пиар-агентство - «Maestro Agency PR».

Дополнительная информация о проекте — на официальном сайте.

Фото: предоставлено организаторами мероприятия
Теги: репортаж, Уникальная Россия
β 16+