«Сандэнс-2022»: 8 лучших документальных фильмов фестиваля
Кинофестиваль американского независимого кино «Сандэнс» прошёл с 20 по 30 января 2022 года. О его ходе и самых громких премьерах мы писали отдельные большие рецензии, а теперь пришло время рассказать о более нишевых, но от этого не менее значимых и качественных работах, разбросанных по множеству секций смотра.
Наша первая подборка посвящена документальным фильмам. «Сандэнс» славится сильнейшим отбором документального кино, который порой затмевает и Каннский и даже профильные, ориентированные на чистый нон-фикшен, фестивали (такие как голландский IDFA). Мы отобрали для вас восемь примеров отличной документалистики, среди которых уже есть призёры, а некоторые из них имеют большие шансы добраться в следующем году и до «Оскара». Так что советуем уже брать на вооружение следующие картины:
«Всё, что дышит» / All That Breathes
Режиссёр – Шонак Сен
Конкурс мирового документального кино
Победитель секции мирового документального кино, индийская лента «Всё, что дышит», переносит зрителя в Нью-Дели и окунает его в дисгармонию между человеком и животным миром. В открывающихся ночных кадрах мы наблюдаем с отдачей камер National Geographic за бездомными собаками и полчищем крыс, обитающими практически бок о бок с населением индийской столицы. Дальше больше – свиньи, белки, кошки, лошади: всё это часть городского ландшафта, превратившегося из-за обильного загрязнения окружающей среды человеком в царство грязи и мусора. Тяжелее всего бороздящим это загрязнённое небо и замертво падающим оттуда чёрным коршунам, которым документальный фильм Шонака Сена как раз и посвящён.
Братья Сауд и Надим всю свою жизнь заботятся и оберегают как вид чёрных коршунов. Мусульмане верят, что когда ты подбрасываешь птицам в воздух пищу, вместе с ней коршуны поедают и все твои проблемы. Фильм точно с такой же сакральной бережностью документирует в стиле синема-верите будни братьев-ветеринаров: вот они кормят стаю из своего приюта на крыше, вот спасательная операция через реку, где по другой берег упала раненая птица, вот мы наблюдаем за попыткой восстановить крыло с помощью хирургического вмешательства, а вот братья купают новорождённого птенца. Тон у фильма лиричный и успокаивающий, при этом общая картина вырисовывается не самая радужная: человечество всё меньше и меньше думает о природе, что ни к чему хорошему явно не приведёт. Пожалуй, самый говорящий эпизод фильма, это когда операторский фокус с репортажа о насилии плавно переходит на марко-съёмку дисциплинированно шагающих одной колонной муравьёв.
«Огонь любви» / Fire of Love
Режиссёр – Сара Доса
Конкурс американского документального кино
«Огонь любви» Сары Досы – это настоящая жемчужина американского документального конкурса и совершенно точно один из самых красивых доков, что вы могли видеть в своей жизни. Перед нами история двух французских вулканологов Кати и Мауриса Краффтов, погибших в 1991 году во время извержения вулкана в Японии. Но до этого трагического дня пара наснимала огромное количество совершенно невообразимого материала со всего мира, проникнутого духом приключений и настоящей одержимостью к делу всей их жизни.
Завораживающей красоты кино Сары Досы о любовном треугольнике между супругами-учёными и вулканами снято в чудесной традиции новой французской волны (сразу вспоминаются Ален Рене, Йонас Мекас, Аньес Варда). Получилось поэтично, увлекательно, возвышенно, и вы точно такого видеоряда больше нигде не увидите (даже у Вернера Херцога!).
«Райотсвилль, США» / Riotsville, USA
Режиссёр – Сьерра Петтенджилл
СекцияNext
Ещё одна титаническая работа по сбору материала видна в документальной ленте из секции NEXT «Райотсвилль, США» (можно было бы перевести как «Бунтвилль», но речь идёт о реальном географическом объекте). Картина Сьерры Петтенджилл полностью монтажная, в ней нет «говорящих голов», только бережная компиляция архивных видео, превращённых в говорящий сам за себя документ времени.
В конце 60-х по Америке прокатилась волна серьёзных уличных беспорядков, ставших реакцией, естественно, на события во Вьетнаме. Тогда правительство с лёгкой руки президента Джонсона подняло финансирование полиции и поручило создать целые города-симуляции (эдакие Догвилли), в которых вооружённая до зубов армия будет учиться быстро и эффективно подавлять народные восстания. Поскольку инициатива была государственная, и лично Линдон Джонсон ею очень сильно гордился, всю хронику тренировок охотно снимали и транслировали на телевидении. Именно поэтому сохранилось большое количество материала о нескольких таких «Райотсвиллях», каждый из которых, что примечательно, ещё и был назван в честь показательных людей: один именем держателя рабской плантации, другой – в честь генерала и члена ККК.
В этих декорациях маленького города, прямо как на киностудии, разыгрывались всевозможные сюжеты: и так называемое «восстание на почве подстрекательства чернокожих активистов», и «снайперский сценарий», и купирование акта домашнего насилия. Режиссёр Сьерра Петтенджилл переносит нас в первый рад зрительской трибуны, которая располагалась в каждой такой гипсокартонной симуляции и была заполнена хлопающими, улыбающимися генералами, что наблюдали за вполне себе жёстким обращением с чернокожими добровольцами, как будто смотрели эпизод любимого ситкома. Хотя на самом деле всё это имело ту же пропагандистскую силу, что и «Рождение нации» Гриффита: военным, полиции, особенно новобранцам и обычным американским обывателям у телевизоров по всей стране прививали самые что ни на есть расистские, антигуманные ценности, чтобы, так сказать, неповадно было. Зрелище, конечно, исключительное.
«Принцесса» / The Princess
Режиссёр – Эд Перкинс
Секция «Премьеры»
На закуску всем, кому не хватило «Спенсер» Пабло Ларраина, на «Сандэнсе» показали документальный фильм о жизни принцессы Дианы. Примечателен он в первую очередь автором: это дебют в жанре документального кино режиссёра инди-хорроров Оза Перкинса, снявшего такие работы, как «Гретель и Гензель», «Я прелесть, живущая дома» и «Февраль». В «Принцессе» из ужасов только хорошо известные – трагичная судьба Дианы, тщательно собранная из архивных видео и аудиозаписей. Акцент в фильме делается на том, как принцесса Уэльская стала символом одновременно разлада и ослабления британской монархии и символом деструктивной мощи средств массовой информации, не дававших бедной девушке даже спокойно сделать глоток воздуха. Всем, кто смотрел «Корону» и «Спенсер», в «Принцессе» будут трудно найти для себя что-то новое. Пусть Перкинс всё же вполне успешно дебютировал в нон-фикшене, но всё же после просмотра этого фильма в голове только одна мысль: пора на какое-то время оставить бедную Диану в покое.
«Навальный» / Navalny
Режиссёр – Дэниэл Роэр
Конкурс американского документального кино
У организаторов кинофестиваля «Сандэнс» есть традиция – ближе к концу каждого смотра анонсировать секретный показ фильма, который держат в тайне до самого последнего момента. В доковидные годы так состоялись премьеры картин «Прочь» Джордана Пила, «Талли» Джейсона Райтмана и «Эдди «Орел»» с Тэроном Эджертоном и Хью Джекманом. В 2022-м таким сюрпризом стал документальный фильм Дэниэла Роэра про Алексея Навального, который сейчас находится в тюрьме и, скорее всего, ещё не скоро сможет оценить историю о себе.
Фильм «Навальный» охватывает небольшой отрезок времени – начиная с событий в августе 2020 года на борту самолёта, летящего из Сибири, и до реабилитации в Германии и возвращения в Россию. Минимум скачков во времени, никаких рассказов о детстве и становлении как личности, никаких пересказов страниц из «Википедии»: только линейное повествование, разворачивающееся в лучших традициях политических триллеров и драм о журналистских расследованиях – таких как «Вся президентская рать» Алана Пакулы или «В центре внимания» Тома МакКарти. Продолжение рецензии.
«Потомок» / Descendant
Режиссёр – Маргарет Браун
Конкурс американского документального кино
В 1808 году в Америке отменили торговлю рабами. Тем не менее, она продолжалась вплоть до 1865 года. Последний корабль с африканскими рабами на борту причалил на побережье Алабамы в 1860 году, но останки его были до сих пор не найдены. Потомки этих насильно привезённых в страну иммигрантов на том же месте основали небольшой город под названием Африкатаун, который не просто сохранился до этих дней, но и даже процветает. Режиссёр Маргарет Браун в своём антропологическом документальном фильме размышляет о субъективизации истории – почему одни и те же события у разных людей сохраняются в голове по-разному и как память противоречит научным доказательствам.
Перед нами не только портрет целой общины потомков незаконно ввезенных рабов, но ещё и фильм-расследование, что же на самом деле случилось с «Клотильдой», тем самым последним кораблём? И когда его останки с множественными документами времени всё же удаётся отыскать, кино Маргарет Браун превращается в манифест – насколько важно, чтобы каждый народ и каждая нация осознанно подходили к своей истории, даже если эта история столь болезненна, как у потомков основателей Африкатауна.
«Тантура» / Tantura
Режиссёр – Алон Шварц
Конкурс мирового документального кино
Мировая документальная секция открылась израильской лентой «Тантура», которая стараниями режиссёра Алона Шварца из сотен часов архивных аудиозаписей превратилась в полноценное кино о всё ещё больном военном конфликте между Израилем и Палестиной. В 1948 году Палестина отделилась от Израиля по решению ООН, но арабы с этим решением не согласились, и началась печально известная Арабо-Израильская война. Одни, евреи, называли её войной за независимость, а другие, арабы и сами палестинцы, «аль накба», то есть катастрофой.
Алон Шварц пытается разобраться в этимологии такого различия на примере крохотного поселения Тантура, в котором, как он обнаружил, в 1948-м произошла страшная резня, намеренно стёртая из учебников истории. Чудесным образом ему удалось застать четырёх ещё живых свидетелей того времени, интервью с которыми режиссёр разбавляет записанными ещё в 90-х годах комментариями военных по обе стороны баррикад. Подача Шварца, может быть, немного суховата, однако важность поднимаемой темы и проделанная работа по сбору материалов достойны уважения.
«Территория» / The Territory
Режиссёр – Алекс Притц
Конкурс мирового документального кино
Индейцы с фонетически непростым для русского человека названием Uru-eu-wau-wau с момента первого контакта с людьми, решившими освоить дикие бразильские земли, вынуждены вести ожесточённую борьбу за свои родные земли. Сейчас конфликт обострился как никогда раньше: преследующий правые взгляды президент Бразилии запустил программу дефорестации, буквально силой заставляя индейцев мигрировать из родных краёв туда, где лес ещё цел.
Режиссёр Алекс Притц в своём полнометражном дебюте фокусируется на отношениях человека с природой и окунается с головой в самое пекло конфликта, разгоревшегося на бразильских землях. С настоящей журналисткой отвагой и при этом кинематографичной поэтичностью (порой «Территорию» не отличить от игрового кино, настолько всё аутентично снято) Притц, продолжая традиции ещё одного бесстрашного американского документалиста Мэттью Хейнемана, снимает в трёхмерном режиме. Он уделяет достаточно времени быту и традициям индейского племени, документирует хронику опасных для жизни будней эко-активистов, пытающихся отстоять права индейцев на их же землю (абсурд!), и также мы оказываемся и во вражеском лагере, где местные браконьеры-лесорубы уничтожают лес в целях наживы. Фильм, продюсером у которого выступает Даррен Аронофски, получился одинаково зрелищным, впечатляющим образцом кинематографа и сильным публицистическим высказыванием, побуждающим к действию.
Вадим Богданов, InterMedia
Хоррор «Домовой» покажет ТВ-3
Телевизионная премьера фильма ужасов «Домовой» состоится на канале на ТВ-3 30 ноября 2024 года. В хорроре режиссера Андрея Загидуллина снялись Олег Чугунов, Василиса Немцова, Виталий Кищенко, Наталия Вдовина, Роза Хайруллина, Георгий Тополага, Игорь Коняхин, Ирина Чипиженко, Ирина Бразговка, Мария Евсеева и др. Музыку написал Алексей Айги.
В центре сюжета двое подростков – Арсений (Чугунов) и Варя (Немцова), осиротевшие после смерти родителей и бабушки. Их берут к себе обеспеченные опекуны (Кищенко и Вдовина). Уезжая из старого дома, брат и сестра, по древней деревенской традиции, берут собой угли из печки и помещают их в камин особняка своих приемных родителей. Тем самым они вызывают к жизни древнее потустороннее зло, которое начинает наводить свои порядки на новом месте.
В российский прокат «Домовой» вышел в апреле.
Эфир в 21.00.
Триллер «Нефариус» с Джорданом Бэлфи и Шоном Патриком Флэнери покажет ТНТ
Российская телевизионная премьера фильма «Нефариус» состоится на ТНТ 27 ноября 2024 года. Главные роли в триллере режиссеров Чака Конзелмана и Кэри Соломона исполнили Джордан Бэлфи, Шон Патрик Флэнери, Том Омер, Гленн Бек, Дэниел Мартин Берки и другие.
По сюжету в день запланированной казни осужденного серийного убийцы (Флэнери) к нему в тюрьму приезжает врач (Бэлфи), чтобы провести психиатрическую экспертизу. Преступник с порога заявляет, что умереть всё равно не сможет, так как является демоном, а психиатр перед уходом совершит три убийства.
В российский прокат «Нефариус» вышел в ноябре 2023 года.
Эфир в 22.00.
Сегодня 70 лет Эмиру Кустурице
24 ноября 2024 года, воскресенье.
Вячеслав Бутусов исполнит хиты «Наутилуса Помпилиуса» за 40 лет.
Владимир Спиваков и НФОР отметят 90-летие Альфреда Шнитке.
«Мураками» сыграет концерт с симфоническим оркестром.
«Зона интересов» Джонатана Глейзера откроет Еврейский кинофестиваль в Москве.
Новый сезон «Синей птицы» покажет «Россия».
Комедию «Бар МоскваЧики» покажет «viju TV1000 русское».
26 лет актёру Пейтону Мейеру.
37 лет актрисе Ренате Реинсве.
41 год актёру Гвилиму Ли.
41 год певице и актрисе Светлане Светиковой.
43 года актёру Денису Шведову.
46 лет актрисе Кэтрин Хайгл.
47 лет актёру Колину Хэнксу.
49 лет басисту группы «Океан Эльзы» Денису Дудко.
50 лет актёру Стивену Мерчанту.
53 года музыкальному критику Юлии Бедеровой.
60 лет актёру Гаррету Диллаханту.
62 года гитаристу Джону Сквайру.
64 года лидеру группы «Крематорий» Армену Григоряну.
66 лет актёру Андрею Смолякову.
70 лет Эмиру Кустурице.
Эмир Кустурица родился 24 ноября 1954 года в Сараево. Югославский и сербский кинорежиссёр и актёр кино, отмеченный наградами крупнейших кинофестивалей Европы, включая две «Золотые пальмовые ветви» Каннского кинофестиваля. Кавалер ордена Почётного легиона, иностранный член Академии наук и искусств Республики Сербской. Кроме работы в кино, Кустурица известен как участник фолк-рок-группы No Smoking Orchestra.
20 лет назад умер писатель Артур Хейли (1920-2004).
33 года назад умер солист группы Queen Фредди Меркьюри (1946-1991).
83 года назад родился телеведущий Александр Масляков (1941-2024).
90 лет назад родился актёр Виктор Сергачёв (1934-2013).
90 лет назад родился композитор Альфред Шнитке (1934-1998).
25 ноября.
Лев Лещенко и Леонид Агутин споют песни на стихи Роберта Рождественского.
Андрей Ильин прочитает «Маленького принца» под музыку Стравинского и Скрябина.
Сериал «Кто быстрее?» с Дмитрием Нагиевым покажет СТС.
30 лет модели Анастасии Квитко.
40 лет назад родился актёр Гаспар Ульель (1984-2022).
45 лет актёру Юэлю Киннаману.
46 лет певице Маре.
62 года музыкальному журналисту Артуру Гаспаряну.
65 лет назад умер актёр Жерар Филип (1922-1959).
80 лет актёру Полу Копли.
80 лет назад родился композитор Марк Минков (1944-2012).
26 ноября.
Алёна Апина возродит хиты «Комбинации» в Кремле.
Концерт-посвящение Эдуарду Артемьеву пройдет в Доме музыки.
Премию «Все цвета джаза» вручат на крыше.
Финал конкурса «Партитура» пройдет в БЗК.
25 лет актрисе Софье Гершевич.
32 года экс-участнице группы «Ранетки» Нюте Байдавлетовой.
34 года певице Рите Оре.
41 год певцу Прохору Шаляпину.
48 лет басисту Ринату Ахмадиеву.
49 лет рэперу и продюсеру DJ Khaled.
49 лет актёру Максиму Аверину.
49 лет певцу и актёру Антону Макарскому.
55 лет актёру Константину Мурзенко.
68 лет актёру Дону Лейку.
85 лет назад родилась певица Тина Тёрнер (1939-2023).
86 лет диктору Анне Шатиловой.
115 лет назад родился драматург Эжен Ионеско (1909-1994).