Билли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамой

Сергей Кондрашев: «Владимир Дешевов – полная противоположность Алексею Животову»

04.04.2022 16:44 Музыка Рубрика: Дайджест 16+
пресс-служба радио

Музыка двух русских композиторов-авангардистов – Алексея Животова и Владимира Дешевова – будет звучать в ММДМ 4 и 5 апреля 2022 года. В преддверии концертов художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра радио «Орфей» Сергей Кондрашев рассказал, о чём без малого сто лет молчала их музыка.

Симфонический оркестр радио «Орфей» только что закончил на «Мосфильме» запись произведений Алексея Животова. Что это за музыка?

– Безусловно, он - человек своей эпохи, человек, пытавшийся в эпоху великого перелома идти в ногу со временем. Отсюда в его музыке эта маршеобразная поступь, торжественные фанфары. Можно даже сказать, что марш и фанфары и стали чертой композиторского стиля Животова. Когда слушаешь его музыку, особенно «Героический марш» и «Праздничную увертюру», на твоих глазах строится та самая новая Москва, возникает тот самый сталинский ампир, те самые высотные здания. Слушая финал «Праздничной увертюры», я словно стою на смотровой площадке Ленинских гор (сейчас это Воробьевы горы, но во времена Животова это были именно Ленинские горы) и любуюсь только что возведённым зданием МГУ.

При этом меня как музыканта, уже записавшего это произведение, не покидает чувство, что в этой музыке есть не только пафос, энтузиазм, восхищение и восхваление подвига советского человека, построившего новую страну, но и понимание того, какой ценой и жертвами далось это строительство. Строительство Беломорканала, канала имени Москвы, Магнитки. И постоянно возникает желание переименовать «Праздничную увертюру» в «Непраздничную». Мне кажется, что пытаясь идти в ногу со временем, Животов остро и болезненно ощущал двойственность окружающего мира, что невольно отразилось в его музыке.

Но он же старался шагать в ногу со временем…

- Он пытался, но, мне кажется, что у него не получилось. Где-то в жизни произошёл тот самый перелом, после которого он оказался не у дел. Собственно, об этом и идёт речь в спектакле «Жизнь подо льдом», который ставит режиссёр Дмитрий Сердюк. Возникает ощущение, что Животов жил в каком-то ледяном кубе и пытался сквозь него смотреть на мир. Но, как и Дешевов, он жил в мире, в который на самом деле не верил. Пытался поверить, но всё равно это были сплошные душевные метания. Меня не покидает это чувство всякий раз, когда я слышу его музыку.

При этом в рамках проекта мы записали две сюиты Алексея Животова – «Танцевальную» и «Театральную». Обе явно были написаны на заказ, для драматического театра. И это совершенно другая, светлая музыка, без двойственности. Большим талантом должен был обладать человек, который способен так писать музыку по заказу, чтобы донести до слушателя и биение своего творческого сердца.

А каким был Владимир Дешевов?

- Владимир Дешевов – полная противоположность Алексею Животову. Его судьбе посвящён спектакль Глеба Черепанова «Игры теней». Дешевов и не пытался идти в ногу со временем, он не смог. С самого начала было понятно, что этот композитор живёт в своем собственном мире, и что он будет продолжать в нем жить. Его называли «хрупкий эльф», но мне всё время хочется назвать его «хрустальный эльф». В каком-то своём коконе находится человек, и без него он не может существовать, потому что окружающая реальность моментально окажет на него разрушающее воздействие. Что, собственно, с ним после войны и произошло, когда он окончательно замкнулся в себе, перестав даже выходить из своей квартиры. Оба наших героя пережили блокаду Ленинграда. И именно блокада, я думаю, окончательно разрушила их. Дешевова война просто уничтожила как личность. Животов оказался сильнее, был, видимо, человек со стержнем. И какое-то время продолжал бороться.

Кто из них вам ближе? Музыкально и по-человечески?

- Я уже полюбил их обоих. С Животовым было проще, потому что он несколько более прямолинеен, он легче «считывается». Дешевов весь в полутонах, он не раскрывается сразу. У оркестра на репетициях долго не получалось то, что я хотел бы услышать. У сотрудников библиотеки не сразу вышло с набором нот. Рукописи Дешевова, видимо, сопротивлялись. Чтобы понять этого автора, нам всем пришлось проделать довольно большую работу. И когда мы смогли это, наконец, сделать, оказалось, что Дешевов – невероятно тонкий композитор, с музыкальными и образовательными корнями из XIX века. Он пытается жить в мире света и гармонии. В его музыке отражается вся его дореволюционная жизнь. Царскосельский лицей, весь круг его общения, представлявший собой тогда общество самой рафинированной интеллигенции.

Мне очень нравится утонченность Дешевова. Он как сосуд, наполненный какой-то чистой энергией, светящийся в той тьме, которая его окружала, особенно в военный и послевоенный период. Он заслуживал совершенно другой судьбы. Как и Сергей Прокофьев, Дешевов был очень европейским композитором. И если бы он оказался до революции в компании Дягилева, Бенуа, Фокина, Стравинского, Нижинского, он бы среди них растворился, и мы знали бы его как абсолютного музыкального героя и гения. Конечно, мне близка такая фигура художника, но сам я вырос в советской стране, и, несмотря на все жестокие перипетии того времени, советским людям есть, чем гордиться. И всё это тоже отражено в музыке Животова.

Оба композитора начинали как авангардисты и должны были быть очень созвучны новому времени…

- В начале 20-х годов авангард приветствовался и шёл на ура. А в конце 20-х, в 30-е годы один авангард стал этаким «правильным», идущим в ногу со временем, а другой – «споткнулся», навсегда… На определённых людей пошли доносы, что вот они пишут буржуазную музыку, музыку, которая вносит смятение и сомнение в неокрепшие умы нового советского человека. Достаточно было одного-двух таких писем, и прямой широкий и светлый путь творца превращался в узкую извилистую и скользкую тропку.

Сергей, фестиваль «Энергия открытий» - это сценическое воплощение многолетнего проекта радио «Орфей» «Возрождаем наследие русских композиторов». На ваш взгляд, зачем нужен этот проект и что он даёт лично вам как музыканту и дирижёру?

- Прежде всего, это восстановление исторической справедливости по отношению к этим людям. Мы вернули слушателям музыку Николая Голованова, Леонида Половинкина, Александра Мосолова, Георгия Катуара, Владимира Дешевова, Алексея Животова, и этот процесс возвращения их самих и их творений из небытия доставляет немалое творческое удовлетворение. Как бы громко это ни прозвучало, но я вижу в таком процессе свою определенную миссию и, конечно же, возможность самореализации. Это привносит в работу и жизнь смысл – профессиональный, творческий, человеческий.

(Наталья Пелехацкая, «Российская газета», 01.04.22)

Фото: пресс-служба радио "Орфей"
Теги: цитаты, радио Орфей, новости партнеров, Энергия открытий

Обзор: «Пылкая попытка любви? | Филипп Киркоров и Маша Распутина – «Роза чайная» | Хит Сториз»

обложка альбома

2024, «Муз-ТВ».

Я, кажется, научился не обращать большого внимания на подводки ведущей программы, после чего просмотр «Хит Сториз» стал менее травматичным. Выпуск про «Розу чайную» оказался довольно информативным: о хите интересно рассказали и Маша Распутина, и Филипп Киркоров, и автор песни Кай Метов. Киркоров как истинный профессионал пришёл на интервью в том же наряде, в котором в 2003 году снимался в клипе «Роза чайная», и похвастался тем, что до сих пор влезает в этот наряд от Юдашкина.

Песня первоначально была записана дуэтом Маши Распутиной и Кая Метова, но в этой версии она оказалась неформатом для радиостанций. Из фрагмента, вошедшего в выпуск, заметно, что фраза «я не слышу тебя» в исполнении Маши звучит как никогда искренне: Метова на фоне её раскатистого вокала почти не слышно. Зато с Киркоровым сочетание голосов получилось зашкаливающе мощным, а серьёзный элемент китча пошёл песне только на пользу.

К моменту выхода дуэта Филипп и Маша лет десять как были в ссоре и даже демонстративно не здоровались друг с другом. В начале 90-х ходили слухи об их романе, но потом между звёздами пробежала чёрная кошка. Не уверен, что сейчас кому-то интересно, что там было на самом деле, но программа «Хит Сториз» провела качественное расследование. 30 лет назад артисты были ещё в начале пути, и обоим помогал поэт-песенник Леонид Дербенёв – отсюда и появления дуэтов, и вообще дружба и сотрудничество. Потом, правда Филипп Киркоров и Маша Распутина по недоразумению спели одну и ту же песню Дербенёва и со скандалом её делили. Что же касается слухов о любовной паре, то Филипп, который уже тогда «умел в рекламу», предложил Маше разыграть пиар-роман, но та отказалась. Киркоров, кстати, натурально получил по лицу от тогдашнего мужа Распутиной, о чём вспоминает до сих пор. В общем, отношения между звёздами испортились, а Филипп вскоре женился на Алле Пугачёвой.

Вскоре после развода с Аллой Киркоров случайно встретил Распутину на отдыхе в Турции. Артисты поняли, что им нечего делить, и Маша предложила Филиппу записать новый дуэт. Через месяц она уже в Москве предложила ему «Розу чайную». О том, что звёзды помирились, мало кто знал, поэтому появление у них совместного хита вызвало большой фурор. Ну а дальше Олег Гусев снял им самый дорогой на тот момент видеоклип на предложенный Распутиной сюжет «Анжелика и король». От золота и роскоши там рябит в глазах, но, положа руку на сердце, можете ли вы представить другой клип на эту песню, в которой тоже всё через край?

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Книга «Ленинградский панк» расскажет о «Короле и шуте» и «Объекте насмешек»

17.05.2024 22:02 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка книги

Книга Антона Сои «Ленинградский панк» выйдет в издательстве АСТ в мае 2024 года. Её героями стали группы «Король и шут», «Бригадный подряд», «Народное ополчение», «Автоматические удовлетворители», «Отдел самоискоренения», «Дурное влияние» и «Объект насмешек». Книга представляет собой сборник эссе, статей и художественных произведений, и ее автор не претендует на объективное и полноценное исследование данного феномена 80-х годов.

- Это всего лишь субъективная попытка копнуть поверхностно этот почти никем не тронутый плодородный пласт, попытка рассказать и показать вам то, что я видел своими глазами, рассказать про своих товарищей, ленинградских панков, проживших яркие, скандальные, короткие жизни и оставивших нам в наследство свое кричащее, неуемное и неудобное творчество, - рассказал Антон Соя. - Конечно же, я не смог написать про всех. Было в Ленинграде наверняка еще какое-то количество культовых персонажей и интересных панк-групп, с которыми я просто не пересекался. Надеюсь, что кто-нибудь расскажет и про них.

Напоминаем, что съемки нового полнометражного фильма о группе «Король и шут» «Как в старой сказке» стартуют осенью 2024 года. Премьера ленты намечена на весну следующего года. Продюсер сериала «Король и шут» Игорь «Панкер» Гудков признался, что по поводу нового фильма, который станет продолжением этого проекта, нет особой конкретики.

Фото: обложка книги На фото: {onphoto}
Теги: книги, Панк

«Крематорий» выпустил металлическую версию «Воров»

17.05.2024 21:12 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка сингла

Премьера песни группы «Крематорий» «Воры 2.0» состоялась 17 мая 2024 года. Первая версия «Воров» входит в фильм Андрея Богатырева «Золото Умальты». В скором времени «Крематорий» представит клип на композицию «Воры 2.0», которую называет «рокмитал-версией».

- Песня изначально предполагала именно это бодрое прочтение, - признаются музыканты. — Однако в связи с сюжетом фильма, основанном на событиях начала прошлого века, она преобразовалась в балладу, дабы не перегружать восприятие зрителей неуместной сюжету электроникой, интенсивным звуком барабанно-басовой долбы и гитарными пилорамами. Зато вне экрана мы наконец-то можем поделиться с вами оригинальной версией.

«ИнтерМедиа» напоминает, что премьера первой версии песни «Крематория» «Воры» состоялась 4 апреля 2024 года. Она была создана лидером группы Арменом Григоряном специально для нового фильма Андрея Богатырева «Золото Умальты», вышедшего в прокат в этот же день. Действие ленты происходит накануне революции 1917 года в Хабаровском крае. Вскоре появился и клип на «Воров» с кадрами из фильма.

Фото: обложка сингла На фото: {onphoto}
Теги: Крематорий, новая версия
β 16+