Сергей Кондрашев: «Владимир Дешевов – полная противоположность Алексею Животову»
Музыка двух русских композиторов-авангардистов – Алексея Животова и Владимира Дешевова – будет звучать в ММДМ 4 и 5 апреля 2022 года. В преддверии концертов художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра радио «Орфей» Сергей Кондрашев рассказал, о чём без малого сто лет молчала их музыка.
Симфонический оркестр радио «Орфей» только что закончил на «Мосфильме» запись произведений Алексея Животова. Что это за музыка?
– Безусловно, он - человек своей эпохи, человек, пытавшийся в эпоху великого перелома идти в ногу со временем. Отсюда в его музыке эта маршеобразная поступь, торжественные фанфары. Можно даже сказать, что марш и фанфары и стали чертой композиторского стиля Животова. Когда слушаешь его музыку, особенно «Героический марш» и «Праздничную увертюру», на твоих глазах строится та самая новая Москва, возникает тот самый сталинский ампир, те самые высотные здания. Слушая финал «Праздничной увертюры», я словно стою на смотровой площадке Ленинских гор (сейчас это Воробьевы горы, но во времена Животова это были именно Ленинские горы) и любуюсь только что возведённым зданием МГУ.
При этом меня как музыканта, уже записавшего это произведение, не покидает чувство, что в этой музыке есть не только пафос, энтузиазм, восхищение и восхваление подвига советского человека, построившего новую страну, но и понимание того, какой ценой и жертвами далось это строительство. Строительство Беломорканала, канала имени Москвы, Магнитки. И постоянно возникает желание переименовать «Праздничную увертюру» в «Непраздничную». Мне кажется, что пытаясь идти в ногу со временем, Животов остро и болезненно ощущал двойственность окружающего мира, что невольно отразилось в его музыке.
Но он же старался шагать в ногу со временем…
- Он пытался, но, мне кажется, что у него не получилось. Где-то в жизни произошёл тот самый перелом, после которого он оказался не у дел. Собственно, об этом и идёт речь в спектакле «Жизнь подо льдом», который ставит режиссёр Дмитрий Сердюк. Возникает ощущение, что Животов жил в каком-то ледяном кубе и пытался сквозь него смотреть на мир. Но, как и Дешевов, он жил в мире, в который на самом деле не верил. Пытался поверить, но всё равно это были сплошные душевные метания. Меня не покидает это чувство всякий раз, когда я слышу его музыку.
При этом в рамках проекта мы записали две сюиты Алексея Животова – «Танцевальную» и «Театральную». Обе явно были написаны на заказ, для драматического театра. И это совершенно другая, светлая музыка, без двойственности. Большим талантом должен был обладать человек, который способен так писать музыку по заказу, чтобы донести до слушателя и биение своего творческого сердца.
А каким был Владимир Дешевов?
- Владимир Дешевов – полная противоположность Алексею Животову. Его судьбе посвящён спектакль Глеба Черепанова «Игры теней». Дешевов и не пытался идти в ногу со временем, он не смог. С самого начала было понятно, что этот композитор живёт в своем собственном мире, и что он будет продолжать в нем жить. Его называли «хрупкий эльф», но мне всё время хочется назвать его «хрустальный эльф». В каком-то своём коконе находится человек, и без него он не может существовать, потому что окружающая реальность моментально окажет на него разрушающее воздействие. Что, собственно, с ним после войны и произошло, когда он окончательно замкнулся в себе, перестав даже выходить из своей квартиры. Оба наших героя пережили блокаду Ленинграда. И именно блокада, я думаю, окончательно разрушила их. Дешевова война просто уничтожила как личность. Животов оказался сильнее, был, видимо, человек со стержнем. И какое-то время продолжал бороться.
Кто из них вам ближе? Музыкально и по-человечески?
- Я уже полюбил их обоих. С Животовым было проще, потому что он несколько более прямолинеен, он легче «считывается». Дешевов весь в полутонах, он не раскрывается сразу. У оркестра на репетициях долго не получалось то, что я хотел бы услышать. У сотрудников библиотеки не сразу вышло с набором нот. Рукописи Дешевова, видимо, сопротивлялись. Чтобы понять этого автора, нам всем пришлось проделать довольно большую работу. И когда мы смогли это, наконец, сделать, оказалось, что Дешевов – невероятно тонкий композитор, с музыкальными и образовательными корнями из XIX века. Он пытается жить в мире света и гармонии. В его музыке отражается вся его дореволюционная жизнь. Царскосельский лицей, весь круг его общения, представлявший собой тогда общество самой рафинированной интеллигенции.
Мне очень нравится утонченность Дешевова. Он как сосуд, наполненный какой-то чистой энергией, светящийся в той тьме, которая его окружала, особенно в военный и послевоенный период. Он заслуживал совершенно другой судьбы. Как и Сергей Прокофьев, Дешевов был очень европейским композитором. И если бы он оказался до революции в компании Дягилева, Бенуа, Фокина, Стравинского, Нижинского, он бы среди них растворился, и мы знали бы его как абсолютного музыкального героя и гения. Конечно, мне близка такая фигура художника, но сам я вырос в советской стране, и, несмотря на все жестокие перипетии того времени, советским людям есть, чем гордиться. И всё это тоже отражено в музыке Животова.
Оба композитора начинали как авангардисты и должны были быть очень созвучны новому времени…
- В начале 20-х годов авангард приветствовался и шёл на ура. А в конце 20-х, в 30-е годы один авангард стал этаким «правильным», идущим в ногу со временем, а другой – «споткнулся», навсегда… На определённых людей пошли доносы, что вот они пишут буржуазную музыку, музыку, которая вносит смятение и сомнение в неокрепшие умы нового советского человека. Достаточно было одного-двух таких писем, и прямой широкий и светлый путь творца превращался в узкую извилистую и скользкую тропку.
Сергей, фестиваль «Энергия открытий» - это сценическое воплощение многолетнего проекта радио «Орфей» «Возрождаем наследие русских композиторов». На ваш взгляд, зачем нужен этот проект и что он даёт лично вам как музыканту и дирижёру?
- Прежде всего, это восстановление исторической справедливости по отношению к этим людям. Мы вернули слушателям музыку Николая Голованова, Леонида Половинкина, Александра Мосолова, Георгия Катуара, Владимира Дешевова, Алексея Животова, и этот процесс возвращения их самих и их творений из небытия доставляет немалое творческое удовлетворение. Как бы громко это ни прозвучало, но я вижу в таком процессе свою определенную миссию и, конечно же, возможность самореализации. Это привносит в работу и жизнь смысл – профессиональный, творческий, человеческий.
(Наталья Пелехацкая, «Российская газета», 01.04.22)
Обзор: «Пылкая попытка любви? | Филипп Киркоров и Маша Распутина – «Роза чайная» | Хит Сториз»
2024, «Муз-ТВ».
Я, кажется, научился не обращать большого внимания на подводки ведущей программы, после чего просмотр «Хит Сториз» стал менее травматичным. Выпуск про «Розу чайную» оказался довольно информативным: о хите интересно рассказали и Маша Распутина, и Филипп Киркоров, и автор песни Кай Метов. Киркоров как истинный профессионал пришёл на интервью в том же наряде, в котором в 2003 году снимался в клипе «Роза чайная», и похвастался тем, что до сих пор влезает в этот наряд от Юдашкина.
Песня первоначально была записана дуэтом Маши Распутиной и Кая Метова, но в этой версии она оказалась неформатом для радиостанций. Из фрагмента, вошедшего в выпуск, заметно, что фраза «я не слышу тебя» в исполнении Маши звучит как никогда искренне: Метова на фоне её раскатистого вокала почти не слышно. Зато с Киркоровым сочетание голосов получилось зашкаливающе мощным, а серьёзный элемент китча пошёл песне только на пользу.
К моменту выхода дуэта Филипп и Маша лет десять как были в ссоре и даже демонстративно не здоровались друг с другом. В начале 90-х ходили слухи об их романе, но потом между звёздами пробежала чёрная кошка. Не уверен, что сейчас кому-то интересно, что там было на самом деле, но программа «Хит Сториз» провела качественное расследование. 30 лет назад артисты были ещё в начале пути, и обоим помогал поэт-песенник Леонид Дербенёв – отсюда и появления дуэтов, и вообще дружба и сотрудничество. Потом, правда Филипп Киркоров и Маша Распутина по недоразумению спели одну и ту же песню Дербенёва и со скандалом её делили. Что же касается слухов о любовной паре, то Филипп, который уже тогда «умел в рекламу», предложил Маше разыграть пиар-роман, но та отказалась. Киркоров, кстати, натурально получил по лицу от тогдашнего мужа Распутиной, о чём вспоминает до сих пор. В общем, отношения между звёздами испортились, а Филипп вскоре женился на Алле Пугачёвой.
Вскоре после развода с Аллой Киркоров случайно встретил Распутину на отдыхе в Турции. Артисты поняли, что им нечего делить, и Маша предложила Филиппу записать новый дуэт. Через месяц она уже в Москве предложила ему «Розу чайную». О том, что звёзды помирились, мало кто знал, поэтому появление у них совместного хита вызвало большой фурор. Ну а дальше Олег Гусев снял им самый дорогой на тот момент видеоклип на предложенный Распутиной сюжет «Анжелика и король». От золота и роскоши там рябит в глазах, но, положа руку на сердце, можете ли вы представить другой клип на эту песню, в которой тоже всё через край?
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Книга «Ленинградский панк» расскажет о «Короле и шуте» и «Объекте насмешек»
Книга Антона Сои «Ленинградский панк» выйдет в издательстве АСТ в мае 2024 года. Её героями стали группы «Король и шут», «Бригадный подряд», «Народное ополчение», «Автоматические удовлетворители», «Отдел самоискоренения», «Дурное влияние» и «Объект насмешек». Книга представляет собой сборник эссе, статей и художественных произведений, и ее автор не претендует на объективное и полноценное исследование данного феномена 80-х годов.
- Это всего лишь субъективная попытка копнуть поверхностно этот почти никем не тронутый плодородный пласт, попытка рассказать и показать вам то, что я видел своими глазами, рассказать про своих товарищей, ленинградских панков, проживших яркие, скандальные, короткие жизни и оставивших нам в наследство свое кричащее, неуемное и неудобное творчество, - рассказал Антон Соя. - Конечно же, я не смог написать про всех. Было в Ленинграде наверняка еще какое-то количество культовых персонажей и интересных панк-групп, с которыми я просто не пересекался. Надеюсь, что кто-нибудь расскажет и про них.
Напоминаем, что съемки нового полнометражного фильма о группе «Король и шут» «Как в старой сказке» стартуют осенью 2024 года. Премьера ленты намечена на весну следующего года. Продюсер сериала «Король и шут» Игорь «Панкер» Гудков признался, что по поводу нового фильма, который станет продолжением этого проекта, нет особой конкретики.
«Крематорий» выпустил металлическую версию «Воров»
Премьера песни группы «Крематорий» «Воры 2.0» состоялась 17 мая 2024 года. Первая версия «Воров» входит в фильм Андрея Богатырева «Золото Умальты». В скором времени «Крематорий» представит клип на композицию «Воры 2.0», которую называет «рокмитал-версией».
- Песня изначально предполагала именно это бодрое прочтение, - признаются музыканты. — Однако в связи с сюжетом фильма, основанном на событиях начала прошлого века, она преобразовалась в балладу, дабы не перегружать восприятие зрителей неуместной сюжету электроникой, интенсивным звуком барабанно-басовой долбы и гитарными пилорамами. Зато вне экрана мы наконец-то можем поделиться с вами оригинальной версией.
«ИнтерМедиа» напоминает, что премьера первой версии песни «Крематория» «Воры» состоялась 4 апреля 2024 года. Она была создана лидером группы Арменом Григоряном специально для нового фильма Андрея Богатырева «Золото Умальты», вышедшего в прокат в этот же день. Действие ленты происходит накануне революции 1917 года в Хабаровском крае. Вскоре появился и клип на «Воров» с кадрами из фильма.