Рецензия на сериал Ивана И. Твердовского «Люся»: Правда на моей стороне

Оценка: 7 из 10
Комедийно-драматический сериал «Люся» выходит на сервисеPremier 14 июля 2022 года. Режиссёр: Иван И. Твердовский. В ролях: Данила Козловский, Дарья Савельева, Кристина Асмус, Максим Виторган, Ян Цапник, Григорий Верник и другие.
Имя Ивана И. Твердовского ассоциируется с кинематографом проблемным, неудобным для зрителя, намеренно провокационным и выводящим из зоны комфорта. Его предыдущие работы «Класс коррекции», «Подбросы», «Зоология» и «Конференция» не боялись критиковать социальные институты в современной России и бить наотмашь своей тёмной моралью. В этом плане сериальный дебют Твердовского (правда, не по его сценарию) «Люся» продолжает ровно те же мотивы, но на этот раз фирменная «достоевщина» режиссёра усложняется новыми для него слоями, первый их которых – ирония, а второй – лёгкий научно-фантастический флёр.
Сюжетно и с точки зрения интонации «Люся» поначалу напоминает странный микс научно-фантастической элегии Спайка Джонза «Она» и сатирической комедии Рубена Эстлунда «Форс-мажор», но дальше всё больше норовит через призму жанровых паттернов рассказать историю личностного кризиса одного несчастного айтишника. Главный герой 8-серийного шоу – создатель умной колонки «Люся» Сеня (Данила Козловский чем-то даже перенял внешний облик и манеру тихой речи Хоакина Феникса). У него жена, двое детей, но отношения в семье оставляют желать лучшего: Лена (Дарья Савельева) вся в работе и мужем особо не интересуется (вскоре мы узнаем и о любовнике), дочки тоже предпочитают вниманию отца одна – телефон, а другая вообще – свой игрушечный топор. В итоге поговорить по душам Сеня может только с созданным им самим искусственным интеллектом «Люсей». А поговорить ему есть о чём, ибо проблемы по жизни находят его естественным путём. Какие-то московские пижоны-гопники унизили Сеню на глазах семьи, а тот так и не смог дать им отпор. Что это было? Трусость, страх и слабость? Так или иначе герой собирается доказать всем, а главное самому себе, что он может постоять за свои идеалы. Ну, или хотя бы попытается…
Сеня тем же вечером узнаёт, что его обидчик (его играет Григорий Верник) – сын московского чиновника Андрея (Максим Виторган), который днём клянётся бороться с насилием в семье, а ночью избивает свою спутницу (Кристина Асмус). Моралиста Сеню такое лицемерие выводит из себя, и он решает серьёзно поговорить с депутатом, но случайно оказывается косвенным виновником его смерти. Сцена эта хоть и комична, напоминая фильмы братьев Коэн, но всё же малореалистична, ибо пейзаж пустынных московских улиц с утра отдаёт куда больше фантастикой, нежели линия с чрезвычайно умной колонкой.
Первая серия больше всего цепляет именно что эффектом неожиданности: у Твердовского, оказывается, есть чувство юмора, а у Козловского до сих пор ещё не открытые актёрские грани. Мы привыкли его видеть скорее героем-спасителем, героем-любовником, а не инфантильным размазнёй в фиолетовых шортах, мямлящим себе под нос, словно он персонаж фильмов Джо Сванберга. Похвально, что Данила продолжает искать новые образы, но, опять же, трудно поверить в коренастого неудачника-айтишника, который в два раза шире каждого из быкующих на него гопников. В образе Сени скрывается, как будто, Кларк Кент, притворяющийся запуганной серой мышкой, хотя мы-то понимает, что перед нами всё тот же Супермен отечественного кино.
Конечно, что типично для Твердовского, не обходится в «Люсе» без обилия мата и гротеска в изображении госструктур, но в целом этот его проект, несмотря на все референсы, ощущается пока что самым свежим и художественно нестандартным в его фильмографии (режиссёрский стиль у него не отнять). Вдобавок, трудно предугадать, куда из такой завязки история может вылиться, так что, наверно, не зря «Люсю» после премьеры на фестивале стриминговых платформ Originals+ нарекли «самым ожидаемым проектом».
Тем не менее, за первые три эпизода всё ещё не стало ясно, в каком направлении движется сериал и что именно у него на уме. Для выдающейся комедии здесь не хватает абсурдности происходящего, хотя она подразумевается тут и там. Сбивают с толку ещё и ситкомовские наезды камеры, мамблкорные гэги вроде неловкого секса и танцев замкнутого Сени с развязной Ниной. При этом «Люся» прицельно метит в драматическое кино, как бы исподтишка бросая в зрителя моменты соцреализма, от которых уже не смешно и веет «Конференцией» или «Подбросами». Вдобавок, не даёт покоя футуристический элемент, все эти многочисленные заигрывания с технологическим прогрессом, которые так и не получили полноценного развития за три эпизода. В итоге, такая мультижанровость «Люсю» может и погубить, если к финалу Твердовский так и не разберётся с идентичностью своего сериала и не отыщет способ, как бесшовно связать комедию абсурда с хлёстким реализмом, а научную фантастику с психологической историей перепрограммирования самого себя.
Вадим Богданов, InterMedia