Скульптор Даши Намдаков построит «Лабиринт» в Большом театре
Премьера балетной программы «Лабиринт» состоится в Большом театре 15 и 16 ноября 2022 года. Костюмы создает Игорь Чапурин, за сценографию одного из балетов отвечает скульптор Даши Намдаков, это его первый опыт работы с театром, сообщили агентству InterMedia в пресс-службе проекта.
Отмечается, что Даши Намдаков впервые за всю свою творческую деятельность выступит сценографом: он разработал декорации проекта «Лабиринт». За один вечер зрители увидят три одноактных балета: «Сияние», «Нерв» и «Минотавр». «Лабиринт» стал новым проектом продюсерской компании MuzArts.
– «Лабиринт» – это три спектакля о мечте, страхе, боли, ненависти и любви, соединившие в себе новаторство российской балетной культуры, международный опыт и поиск оригинальных решений, – говорит генеральный продюсер MuzArts Юрий Баранов. – Это художественное осмысление человеческой жизни с её поисками, сомнениями, переживаниями, страданиями и наслаждением в лабиринте жизни.
Над балетной программой работают лауреаты Национальной театральной премии «Золотая маска» – Ольга Лабовкина и Анна Щеклеина, художники по костюмам – заслуженный художник России Игорь Чапурин и Галина Солодовникова, композиторы Илья Дягель и Василий Пешков, художник по свету Иван Виноградов, а также испанский хореограф Патрик Де Бана. В проекте принимают участие примы, премьеры, солисты Большого театра России Анастасия Сташкевич, Алёна Ковалева, Мария Виноградова, Елизавета Кокорева, Анастасия Денисова, Анна Балукова, Ольга Марченкова, Виктория Брилева, Денис Савин, Александр Смольянинов, Георгий Гусев, Артур Мкртчян, Антон Гайнутдинов, Алексей Гайнутдинов, Алексей Путинцев, а также победитель многочисленных телевизионных конкурсов Ильдар Гайнутдинов.
В основе современного балета «Сияние» на музыку Ильи Дягеля в постановке Ольги Лабовкиной лежит научно-фантастический философский роман Олафа Стэплдона «Создатель звезд». Сюжет – как в романе, так и в балете – играет чисто декоративную роль: рядовой житель однажды ночью вышел из дома, разорвав цикл повседневности, вырвался своим воображением из обыденности в путешествие по вселенной с философскими вопросами о том, что есть человек и его разум и дух.
Спектакль «Нерв» хореографа Анны Щеклеиной на музыку Василия Пешкова в сценографии Галины Солодовниковой рассказывает о том, как в результате катаклизмов наши нервы и эмоции обнажаются, и общение превращается в бесконечную череду травм, которые люди наносят друг другу.
– Это телесное хореографическое исследование того, как люди, сконцентрированные на своей собственной боли и травме, ранят других, не видя схожести ситуации, – говорится в описании постановки. – Также этот спектакль является и поиском новых способов общения, новой бережности и новых возможностей увидеть и почувствовать другого человека.
Завершит программу балет «Минотавр», строящийся на парадоксальной трактовке древнегреческого мифа классика литературы ХХ века Хулио Кортасара, которую он представил миру в своей пьесе «Цари». Основная сюжетная линия выстроена вокруг отношений Минотавра со своей сводной сестрой Ариадной и матерью Пасифаей. По словам его авторов, музыка современного композитора неоклассика Макса Рихтера, костюмы Игоря Чапурина, сценография Даши Намдакова и постановка Патрика де Бана создадут на сцене образ сложной душевной борьбы Минотавра с самим собой.
– Лучшей наградой для меня как автора этого балета будет, если в финале спектакля, вместо бурных аплодисментов и криков «Браво!», аудитория будет сидеть, не имея возможности пошевелиться, находясь под впечатлением от увиденного, в полной тишине, – так говорит о своем замысле хореограф Патрик Де Бана.
«Ундервуд» сыграет спектакль «Письма и песни мужчин» вместе с «Квартетом И»
Показ спектакля «Письма и песни мужчин среднего возраста» театра «Квартет И» состоится 20 февраля 2025 года в ДК имени Зуева. На этот раз музыкальными гостями постановки станет группа «Ундервуд», которая дополнит своими песнями монологи актеров.
«ИнтерМедиа» напоминает, что изначально соавторами спектакля была группа «Несчастный случай», но впоследствии сложилась традиция приглашать в него самых разных музыкантов. В разные годы гостями становились группа «Би-2», «ЧайФ», Александр Градский, Леонид Агутин и многие другие.
Владимир Панков пообещал сохранить спектакли Марка Захарова и поставить в «Ленкоме» «Золотого телёнка»
Сбор труппы театра «Ленком Марка Захарова» состоялся 28 января 2025 года. На нем руководитель Департамента культуры города Москвы Алексей Фурсин представил нового художественного руководителя Владимира Панкова и нового директора Дмитрия Берестова, а также не мероприятии присутствовал Марк Варшавер в новом качестве президента театра.
- Долгое время в театре не было творческого лидера. И сегодня им стал Владимир Панков, - заявил Фурсин. - Я надеюсь, что он ознаменует новый этап театра «Ленком» и привнесёт новые нотки в его работу. Все думают, что сейчас стоит ждать кадровых перемен и увольнений. Но коллектив должен продолжать стабильно работать. Поэтому хочу пожелать Дмитрию Берестову и Владимиру Панкову творческих успехов и новых проектов совместно с коллективом.
Новый худрук заявил, что не планирует никого увольнять и намерен сохранить в репертуаре «Ленкома» легендарные спектакли Марка Захарова, в том числе «Юнону и Авось». Владимир Панков также объявил о двух готовящихся премьерах — «Репетиция оркестра» по мотивам фильма Федерико Феллини и «Золотой телёнок» по роману Ильфа и Петрова.
- То, чем славился всегда Марк Анатольевич, какое направление он брал, — это очень созвучно с Феллини. Мы сделаем авторскую историю, куда войдут автобиографические вещи Захарова, это будет спектакль-акция. Он нам нужен для того, чтобы мы ещё больше объединились, чтобы вся труппа, и возрастные, и молодые артисты, были максимально задействованы. Театр прекрасен тем, что в нём есть разные поколения, это очень редкое качество. Важно воспитать целое поколение ленкомовцев, потому что у театра есть задача не только делать спектакли, но и воспитывать. Это целый институт.
«ИнтерМедиа» напоминает, что о кадровых перестановках в руководстве «Ленкома» стало известно 22 января.
Мифы и легенды уральского драматурга Владимира Зуева
Уже совсем скоро зрители увидят новый спектакль «Мифы и легенды Древней Руси». Постановку готовят Благотворительный фонд актёров и Региональная молодёжная Лаборатория театра и фольклора при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Создатели обещают мультижанровый спектакль, в котором объединятся славянские мифы, площадный театр времён скоморохов, народная музыка в исполнении Уральского государственного русского оркестра, обрядовая культура в инсценировке фолк-группы «Солнцеворот» и современный видеоарт, посвящённый 100-летию палехского искусства.
Звучит многообещающе, оригинально и увлекательно. О некоторых подробностях музыкально-драматической постановки, премьера которой пройдёт на сцене Уральского центра народного искусства имени Е.П.Родыгина, рассказал сценарист Владимир Зуев — яркий представитель уральской школы драматургии. Автор более 40 пьес, которые поставлены во многих театрах России и за её пределами, переведены на иностранные языки, опубликованы в журналах и сборниках. Стихи публиковались в журнале «Арион», в поэтических сборниках, в «Антологии современной уральской поэзии». Лауреат всероссийских и международных конкурсов современной драматургии. Награждён Премией губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства за 2020 и 2022 годы.
— Родился в городе Кушва Свердловской области, в детстве мечтал стать космонавтом, чтобы открывать новые звёзды и планеты, но позже передумал и решил на спор поступить на актёрский, переехал в Екатеринбург, в итоге окончил курс знаменитого Николая Коляды по специальности «драматургия» Екатеринбургского государственного театрального института. Написал пьесу «Восемь» к 100-летию Октябрьской революции 1917 года и стал победителем конкурса «Возрождение. Накануне. 1916—2016», который проводил Московский Губернский театр под руководством Сергея Безрукова. По заказу самого северного театра в мире — Норильского Заполярного театра драмы имени Вл. Маяковского — написал пьесу «Жди меня... и я вернусь», посвящённую истории строительства Норильска. Не так давно создал спектакль-променад по Новоуральску, где раньше не бывал… Владимир Петрович, скажите, пожалуйста, что из этого мифы, а что легенды?
— Всё правда. В моём детстве все мальчики хотели стать космонавтами, а девочки — фигуристками. Первую книжку я написал в первом классе. Мы с бабушкой разрезали тетрадные листки, получилась книжка-малышка под названием «Мой космос». Бабушка прошила листки нитками, и я отнёс книжку классной руководительнице. Она спрятала её в ящик учительского стола и забыла. А я не забыл, и в результате окончил курс Николая Владимировича Коляды. Как Вы считаете, это миф или правда?
— Судя по всему, это уже легенда… К слову, Урал называют краем легенд и сказов. Были ли у вас в детстве любимые сказки?
— Не могу сейчас вспомнить сказки. Помню, что в детстве я любил слушать радио, там была передача «Театр у микрофона». Вот это было что-то волшебное, это были не аудиокниги, а настоящие радиоспектакли.
— А что, на ваш взгляд, представляют собой мифы и легенды Древней Руси? И почему мы всё-таки так мало знаем о славянской мифологии?
— Всё, во что верили или во что хотели верить наши предки. По поводу славянской мифологии вопрос скорее к специалистам. Моё непрофессиональное мнение такое: когда князь Владимир крестил Русь, какие-то источники были уничтожены, что логично и понятно, иначе Русь невозможно было бы объединить. У него же не получилось создать единый пантеон славянских богов, все хотели поклоняться своим. И славянская мифология не исчезла вместе с письменными источниками, она осталась в верованиях и дошла до нас через сказки.
— Детям всегда рассказывали страшные истории. Среди молодёжи на деревенских вечёрках тоже были популярны рассказы о встречах с нечистой силой, пугали колдунами, ведьмами, русалками, лешими. Как вы думаете, почему?
— Мы тоже в пионерском лагере пересказывали друг другу «городские легенды», были страшилки: «В чёрном-чёрном городе, в чёрной-чёрной пятиэтажке…». Думаю, что это процесс прощания с детством. Ребёнок открыт миру, во всё верит, дальше мир становится жёстче — взрослые всё чаще говорят «не сочиняй, этого не может быть» и так далее. Для того чтобы выжить в этом мире, нужно быть реалистом. И страшилки про нечисть, мистику и прочее — это переход к жёсткой реальности.
— О чём музыкально-драматическая постановка «Мифы и легенды Древней Руси»? О каком периоде истории России идёт речь?
— Эта постановка о любви. Любовь победит всё. Сквозная история происходит сразу после отмены крепостного права.
— На каких источниках основана ваша пьеса?
— В пьесе есть сквозная история любви молодого барина и крестьянки. Также используются оригинальные сказки, записанные русским учёным и собирателем фольклора Александром Николаевичем Афанасьевым, первое издание которых вышло в 1855—1863 годах в восьми выпусках.
— Проект получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив. В чём уникальность постановки?
— Постановка ещё не состоялась, но замысел и текст — про что-то исконное и про любовь.
— Востребован ли сегодня фольклорный театр? Какие задачи он выполняет? Какие передаёт ценности наших предков?
—Мне такой театр интересен, в этом проекте я работал с большим удовольствием. Задача у театра — рассмешить, заставить задуматься, заплакать. Маяковский утверждал: «Театр — не отображающее зеркало, а увеличительное стекло». В сказках, мифах, легендах, балаганных или раешных представлениях всё увеличено, гиперболизировано.
— Вы использовали речевые обороты времён площадных театров?
— Я читал про «карусельных дедов», а такой персонаж есть в пьесе, и, скорее, использовал стилистику, ритмику.
— Чему могут научить народные легенды, сказки и бывальщины? Помогают ли они понять русскую душу? Что бы вы хотели сказать зрителям?
— Только у русских, как мне кажется, есть такое слово и понятие — «правда», у других «истина», «факт» и так далее. Правда — это что-то большее, чем просто факт. Русские сказки, легенды, мифы учат правде и любви.В своей пьесе я хотел сказать, что нужно любить и искать правду.
— Как драматурга, какие сюжеты вас больше привлекают — исторические или современные?
— Меня привлекает то, что откликается во мне в данный момент. Что-то должно совпасть со мной, иначе не будет интересно ни мне, ни зрителям.
— Ваши пьесы ставят во многих театрах в разных регионах России. Вы присутствуете на премьерах?
— Да, когда приглашают, стараюсь посмотреть.
— О чём вы хотели бы написать следующую пьесу?
— Есть несколько задумок, но пока не буду распространяться, чтобы не спугнуть.