Хилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамой

На «ФестеКреативных» рассказали, почему падает уровень культуры и как Леди Гага использует приемы Баха

Екатерина Чичеткина/InterMedia

Научно-популярная лекция главного редактора информационного агентства InterMedia Евгения Сафронова «Культура и креативные индустрии в РФ» состоялась в конце июня 2023 года в рамках форума креативных индустрий «ФестКреативных».

Начиная выступление, спикер отметил, что все развитые страны сейчас занимаются изучением креативных индустрий, но при этом каждая из них вкладывает в данное понятие различное содержание. Четкого, устоявшегося перечня индустрий, которые могут считаться креативными, не существует. В качестве примера спикер привел комплексное исследование «Культура и культурные индустрии в РФ», в котором сопоставление подходов разных стран занимает 10 страниц.

– Более того, в мире даже не существует точного определения культуры. Большинство имеющихся определений – оценочные («культура – это хорошо»). Мы в InterMedia считаем, что культура в общем виде – это совокупность результатов общественно полезной человеческой деятельности. Однако то, была ли деятельность полезной, может рассудить только Господь Бог (для верующих) или история (для атеистов), – отмечает Евгений Сафронов. – При этом существует и институциональное определение культуры, которое применяется в государственном управлении, законодательстве, учете и статистике. С этой точки зрения культура – это совокупность результатов деятельности резидентов в областях искусства, культурного наследия и др. В «и др.» входят национальные традиции и обычаи, которые могут различаться от страны к стране: где-то частью культуры является охота, где-то – религия. В развитых странах закрепление дефиниций в законе дает возможность провести более-менее точные подсчёты, однако в РФ над этим только проводится напряженная работа, дефиниций пока нет.

Население мира 1850–2100 гг. (млрд чел.)

Далее спикер обратился к истории возникновения культуры:

– Жизнь на Земле зародилась около 4 млрд лет назад, род Homo – около 2 млн лет назад, а непосредственно вид Homo Sapiens – 45 тыс. лет назад. Мы находимся в самом начале развития, это следует понимать. Все это время, когда жизнь уже существовала, ей не управлял разум – его еще не было. Культура в современном понимании появилась вместе с Homo Sapiens – они начали создавать произведения искусства немедленно после своего появления, до них этого никто не делал.

Развитие культуры в первую очередь было связано с ростом населения, появлением городов и письменности. При этом культурные индустрии появляются только на новом - массовом - этапе её развития. Индустрии связаны в первую очередь с техническим прогрессом, позволяющим донесение произведений до всё более широких масс - в частности, с появлением книгопечатания. “Отец книгопечатания” Иоганн Гутенберг рассчитывал, что его изобретение поможет проще и быстрее распространять Библию для духовного и нравственного просвещения народа. Но вместо этого появилась индустрия массовой культуры - началось издание самой простой и доступной литературы, в частности, рыцарских романов.

– Если внимательно прочитать роман Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», станет ясно, что в нем описывается не что иное, как безумие, овладевшее человеком вследствие неумеренного потребления поп-культуры того времени. Это должно свидетельствовать о том, что не всякие книги являются результатом той самой «общественно полезной человеческой деятельности», о которой шла речь в определении культуры. Но определить уровень пользы сейчас невозможно, поэтому сейчас любые книги считаются частью культуры по умолчанию, – печально отмечает Евгений Сафронов.

Говоря об институциональном определении культуры, эксперт обратил внимание на наличие в нем слова «резидент».

– Это финансовое понятие, которое указывает на привязку творческой единицы к территории или обществу. Только таким образом можно рассчитать показатели сферы культуры отдельной страны, – уверен он.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 года №2613-р была утверждена «Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года». Увы, в этом документе все понятия трактуются слишком широко, и нет объяснения того, как разграничить созданные в стране произведения и тот креатив, который пришел извне.

Структура мирового населения по уровню культуры

Далее Евгений Сафронов отметил, что население мира за последние 70 лет выросло практически в три раза.

– Подавляющая его часть состоит из людей начального уровня культуры, только начинающих ознакомление с наследием человечества - и в количественном отношении она быстро растет. Высококультурная часть населения составляет несколько процентов, её количественный рост практически остановился - в соответствии с правилами арифметики её доля стремительно сокращается. В силу этого процесса общий мировой уровень культуры падает.

Между тем, креативные индустрии базируются на сфере культуры, которая в свою очередь базируется на общении, коммуникациях.

– В коммуникациях участвуют все живые существа, а также созданные людьми устройства, однако всё это касается только передачи сведений (проверяемой информации). Обмен художественными образами (информацией, не подлежащей проверке) возможен только между людьми - на этом базируется вся цивилизация, а как частный случай - культурные (они же креативные) индустрии.

В определении ЮНЕСКО указано, что креативные индустрии – это индустрии с потенциалом получения прибыли. Однако на деле прибыль эта генерируется лишь в нескольких развитых странах, а в остальных случаях она связана с более или менее заметным бюджетным стимулированием - власти понимают важность этих индустрий для развития общества, и уделяют им внимание.

– Нужно понимать, что прибыль здесь и сейчас может быть получена исключительно путем ориентации на вкусы широких масс, а поскольку общемировой уровень культуры падает, то и популярностью пользуются произведения всё более простые, аудитория сложных жанров в относительном выражении сокращается – отмечает Евгений Сафронов.

В культурных индустриях используются следующие бизнес-модели:

  1. Религиозно-политическая
  2. Розничная
  3. Рекламная
  4. Корпоративная

Докладчик привел в пример рекламной модели клип Леди Гаги, выпущенный в 2009 г. на песню Bad Romance, в котором размещена реклама водки Nemiroff.

- Мы называем это современным термином – product placement, но само это явление появилось не одно столетие назад. Скажем, Иоганн Себастьян Бах сочинил «Кофейную кантату» по заказу кофейного дома Циммермана еще в 1734 г.

Мы помним, что первая модель - самая древняя, существовала ещё в первобытных общинах. Вторая появилась после изобретения денег, третья - порождение капитализма, а четвертая появилась уже в XX веке в результате формирования управляющих миром транснациональных корпораций. Сейчас в ходу все четыре модели, однако в последнее время вторая и третья заметно уступают позиции первой (в развивающихся странах) и четвертой (в развитых странах). В частности, в исследовании “Культура и культурные индустрии” наглядно описан практически завершившийся процесс поглощения творческих компаний крупными корпорациями в развитых странах. В развивающихся странах проходит схожий процесс - но уже со стороны властей и приближенных элит. Наблюдение за развитием ситуации даст максимально приближенное к реальности понимание перспектив развития творческих (креативных) индустрий.

Доходы от зрелищных мероприятий по источникам поступлений (2019-2022, млн руб.)

InterMedia напоминает, что форум креативных индустрий «ФестКреативных» проходил в библиотеках и культурных центрах Москвы с 23 по 25 июня 2023 года. В рамках события состоялось более 30 мероприятий – деловых и творческих программ, панельных дискуссий, лекций и выставок.

Павел Соломатин, InterMedia

Фото: Екатерина Чичеткина/InterMedia
Теги: Павел Соломатин, Евгений Сафронов, репортаж, лекция, ФестКреативных

Фильм-концерт Леди Гаги выйдет в конце мая

09.05.2024 15:05 Музыка Рубрика: Хроника 16+
постер к фильму

Трейлер фильма-концерта «Gaga Chromatica Ball» представил 8 мая 2024 года телеканал HBO. Фильм был снят в 2022 году во время мирового тура Леди Гаги «Chromatica Ball» (в поддержку альбома 2020 года «Chromatica»), а точнее, на концерте в Лос-Анджелесе 10 сентября. В минутном ролике можно увидеть несколько ярких фрагментов этого шоу. Режиссером и продюсером фильма выступила сама певица.

- Я люблю вас, монстры, больше, чем могу выразить, - заявила артистка в соцсетях. - Увидьте себя в каждом вокале, каждом выборе ткани, хореографии, каждом образе… Вот правда: куда бы меня ни завела жизнь или карьера, время, проведенное с вами, всегда — это путь назад к очень мощной части меня самой. На стадионе, наполненном ВАМИ, оно ожило. Спасибо за это чувство. Я надеюсь, что вы почувствуете себя увиденным, когда посмотрите этот фильм. И знайте, что я тщательно отредактировала его, чтобы почтить вас.

Премьера «Gaga Chromatica Ball» состоится на видеосервисе Max 25 мая.

Фото: постер к фильму
Теги: трейлер, Леди Гага, фильм-концерт, анонс показа
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Дмитрий Бикбаев насытил личными переживаниями постановку «Я люблю тебя, папа»

09.05.2024 11:07 Театр и шоу Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой проекта

Спектакль и короткометражный фильм «Я люблю тебя, папа» будут показаны в Новом Манеже 15 мая 2024 года. Постановка основана на автобиографическом рассказе «Случайность... Случайность?» Вячеслава Бавидова, объединяя сразу два вида искусства: кино и театр. Они переплетены между собой драматическим действием и разделяют в восприятии зрителей мир прошлого, в котором близкие находятся вместе, и мир настоящего, в котором необходимо заново научиться жить без родного человека рядом. Режиссёром спектакля выступает Дмитрий Бикбаев, кинорежиссером — Олег Санько.

Дата для премьеры проекта выбрана неслучайно: 15 мая — Международный день семьи. К тому же 2024 год объявлен Указом Президента Российской Федерации Годом семьи и направлен на сохранение традиционных семейных ценностей. Ключевой темой проекта «Я люблю тебя, папа» стала незримая, вне времени и пространства, связь между разными поколениями одной семьи. Внезапная потеря отца накануне семейного праздника позволяет каждому из героев прочувствовать ценность общения с близкими и собраться вместе, чтобы помочь друг другу преодолеть общее испытание. Любовь к отцу – и любовь отца – побеждает печаль и позволяет вместе начать новый этап жизни.

- Для меня это глубоко личная история, — признается режиссер Дмитрий Бикбаев. — Я долго читал рассказ «Случайность... Случайность?»: каждая страница давалась непросто, заставляла заново проживать период, связанный с уходом отца из жизни. И всё же цель нашего спектакля «Я люблю тебя, папа» – подтолкнуть зрителя к осознанию ценности общения внутри своей семьи. Нужно радоваться каждой возможности быть рядом. И, конечно, беречь родителей, брать на себя ответственность за старших близких.

В спектакле принимает участие признанный фольклорный ансамбль «Комонь», исполняющий народную музыку в современной интерпретации. Основываясь на принципах саунд-драмы, наряду с драматическими артистами, вокалисты являются неотъемлемой частью сценического повествования, отображая мистический мир, сопровождающий персонажей в ходе действия. Проект проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

«ИнтерМедиа» напоминает, что Дмитрий Бикбаев стал новым героем проекта «Фабрика звезд с Яной Чуриковой», представленном в сети 15 февраля 2024 года. В интервью Яне Чуриковой артист рассказал о том, как ему удалось «вырваться без последствий» из группы «БиС». Для этого ему пришлось украсть и сжечь контракт с продюсером «БиС» Константином Меладзе.

Фото: предоставлено пресс-службой проекта
Теги: Дмитрий Бикбаев, анонс спектакля

«Катюша» выпустила в День Победы неизвестные песни о воинской славе России

09.05.2024 10:17 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка альбома

Первый альбом группы «Катюша» «Вставай, страна!» вышел на всех музыкальных платформах 9 мая 2024 года. Диск состоит не из авторских песен коллектива, но он неразрывно связан с названием «Катюша» и одноимённой песне. С первого дня основания песня «Катюша» стала для группы путеводной звездой и эталоном военно-патриотического творчества. Но исполняя её почти на всех концертах в авторской аранжировке, «Катюша» сразу столкнулась с ограничениями по авторским правам. Несмотря на просьбы слушателей, выпустить ее группа не могла, и песня в новой интерпретации существует только в любительских записях.

- Так у нас родилась идея найти не менее интересные, но забытые песни военных лет, которые бы не имели ограничения на публикации, - говорят участницы группы «Катюша». – Начав с простого интереса, мы нашли более ста песен, относящихся к фольклору, авторы которых не известны, но произведения не уступают по своей силе и глубине многим известным композициям.

Все песни в альбоме — народные, а авторами аранжировок выступили Игорь Науменко и одна из вокалисток «Катюши» Нана Хатл. Когда встал вопрос создания аранжировок и записи, на помощь участницам коллектива пришёл Президентский фонд культурных инициатив, выдавший грант на продолжение работы.

- Из всего найденного материала мы отобрали десять песен, которые и вошли в этот альбом. Огромное спасибо Ирине Герасимовой, Сергею Войтенко, Алине Небыковой и Андрею Батурину за помощь в работе над проектом и за его поддержку на всех этапах, - продолжают участницы группы. - Мы искренне верим, что подвиги наших воинов не должны быть забыты, а песни о героях должны жить из поколения в поколение. Этим альбомом мы хотим отдать дань всем бойцам, из поколения в поколение защищающим нашу Родину и отдавшим свою жизнь за мирное небо. В самый главный праздник - в День Победы, на всех музыкальных платформах, слушайте малоизвестные песни о воинской славе России.

Как мы сообщали ранее, в феврале этого года группа «Катюша» подготовила новую программу, в которой наряду с уже полюбившейся слушателям песней «Майбах» впервые исполнен целый ряд новинок, в том числе «Адреналин» и «Непобедимые!», а также совсем новая песня «Петлицы голубые» - музыкальное посвящение военным летчикам.

Фото: обложка альбома
Теги: новый альбом, Катюша (группа)
β 16+