Хилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамой

Выступление Евгения Сафронова на заседании Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ

предоставлено организаторами

Изучение культурных и креативных индустрий началось под эгидой Торгово-промышленной палаты РФ 12 лет назад. Еще тогда было детально изучено состояние культурных индустрий в странах мира, и здесь же впервые в России прозвучал термин «креативные индустрии»: стало ясно, что в разных странах мира культурные индустрии нередко называют креативными, и это одно и то же явление, состав которого в разных странах значительно разнится. При этом там, где государство системно подходит к развитию креативного сектора, этот сектор действительно показывает лучшие результаты.

В разных странах мира системный подход реализуется по-разному, но главным принципом управления является единство культурной политики. В 1953 году было создано Министерство культуры СССР, включавшее в себя практически все культурные ведомства страны – вплоть до Министерства высшего образования – однако развитие страны пошло в ином направлении, и суперминистерство быстро растащили.

Через три десятка лет в англосаксонских странах началось активное изучение креативных индустрий. Первой была Австралия, а вскоре и в правительстве Великобритании был создан Департамент (Министерство) культуры, медиа и спорта, позднее – Департамент цифрового развития, культуры, медиа и спорта. Тот же тренд на формирование единой политики наблюдается в других странах.

В России еще при Романовых власти начали создавать систему бюджетных учреждений культуры. В СССР она приобрела эпические размеры и сама по себе стала памятником культуры мирового значения – таких систем не создавала ни одна цивилизация. Театры, музеи, филармонии были под единым управлением организационно и художественно. Но и тогда – подпольно – бурно развивалась индустриальная составляющая, и было понятно, что предпринимательский, индустриальный потенциал отрасли огромен.

И здесь мы возвращаемся к творческим (креативным) индустриям. Понять, что под этим понимается, сейчас невозможно ни в России, ни в мире. К примеру, UNCTAD считает, что критерием креативных индустрий является извлечение прибыли с помощью творчества. Но ведь такое возможно лишь в развитых странах, имеющих столь же развитую систему охраны интеллектуальной собственности – а ведь не все понимают, что креативные индустрии именно на интеллектуальной собственности и базируются.

В развивающихся странах, в том числе и в России, большинство творческих организаций – некоммерческие. Прибыль, даже если она есть, формируется за счет бюджетных ассигнований и грантов. При этом немногие реально прибыльные сегменты творческого предпринимательства часто игнорируются. Простой современный пример – предприниматели зрелищных отраслей, оказавшиеся на грани выживания из-за ковидных запретов, получили мизерную поддержку от властей – в отличие от бюджетных учреждений или организаций, к примеру, урбанистики. То же тогда касалось и киноиндустрии, книжного дела и т.д.

О единой политике ни в сфере культуры, ни в сфере креативных индустрий сейчас речи не идет. За регулирование в сфере культуры отвечают официально 6 ведомств – Минцифры, Минкультуры, Минпромторг и др – однако координации между ними практически нет. Все еще не создан авторитетный государственный орган для выработки единой политики в области «творческих (креативных) индустрий» – как это уже давно сделано в ряде развитых и развивающихся стран. Отсутствуют и единые подходы к экспертизе по большинству видов деятельности, нет возможности оценить эффективность сотен миллиардов рублей бюджетных ассигнований – и ведь они постоянно растут. Сейчас структура креативных индустрий официально не определена, включить в них можно буквально что угодно – и исключить тоже.

По данным Счетной палаты РФ в 2022 году средства из бюджета по направлению «культура и кинематография» получали 18 федеральных учреждений и ведомств, в том числе 10 федеральных министерств.

В то же время будет неправильно не упомянуть одно важное исключение – работу общественно-государственной организации «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности» (РЦИС), в которой реально объединены усилия ведущих министерств в области интеллектуальной собственности. результаты этой работы налицо: в короткие сроки построен облачный учет, в легальное поле выведены активы почти на 4 млрд руб., а инвестиции в ИС в Москве вошли в четверку самых емких наряду со строительством, промышленным оборудованием и благоустройством – это выдающийся на мой взгляд результат. И все же это только один шаг, а нужны тысячи таких шагов.

Отдельно отмечу: что столь важная для государства сфера основывается на крайне устаревшей и противоречивой федеральной законодательной базе, а попытки ее совершенствования и модернизации неизменно проваливаются. Вот несколько примеров.

  • Понятие «вещание» в российской регуляторике имеет три различных значения – в одних актах это процесс, в других – объект, в-третьих – синоним понятия «трансляция».
  • Понятие «реализация» может выступать синонимом как «продажи», так и «воплощения замысла». Что именно имеется в виду в каждом конкретном случае, иногда невозможно понять даже из контекста регуляторных актов.
  • В «Основах законодательства о культуре» упомянуто, что организации исполнительских искусств осуществляют «создание, исполнение, показ и интерпретацию произведений литературы и искусства». При этом ни один из этих терминов не имеет адекватного определения в законодательстве, ни одна из существующих в России организаций не подходит под указанное определение, а создателем и исполнителем произведения по закону может являться только физическое лицо, но никак не организация. Эта же деятельность в коде ОКВЭД 90 названа «организация и реклама театральных и концертных постановок, развлекательных мероприятий и выставок», в иных законах описана в иных терминах.
  • Формулировки ОКВЭД в сфере культуры вообще мало соответствуют действующему законодательству, особенно налоговому, и никак не могут быть основой для определения креативных индустрий.

Все это создает критическую правовую неопределенность, результат которой – неэффективность и широкие возможности для манипуляций, злоупотреблений и произвола. Развитие в таких условиях крайне затруднительно.

В этих условиях субъекты федерации, получив задание, развивают свое законотворчество без федеральных разъяснений и помощи. Иногда это выглядит весьма продуманно – как, например, в ХМАО или Новосибирской области, но чаще всего несет элемент вторичности и – главное – не синхронизируется по подходам даже с ближайшими соседями.

Особо выделю подход к принятию Закона о креативных индустриях в Московской области, где начали так, как это и следует начинать – с разработки методики исследования на базе передовых мировых и отечественных работ. Разработанная методика позволила выделить 138 видов деятельности, объединенных в 14 индустрий и 7 базисных группировок. На данный момент в России это наиболее проработанная методика анализа в творческих (креативных) индустриях как в регионах, так и на федеральном уровне.

Одним словом, эффективное развитие творческих (креативных) индустрий может быть достигнуто лишь через координацию действий заинтересованных сторон и выработку единой политики и подхода к экспертизе. Для этого предлагается сформировать при ТПП постоянно действующий Межведомственную рабочую группу из представителей заинтересованных ведомств со следующими задачами:

  • анализ текущих отечественных практик и регуляторики;
  • сбор замечаний и предложений ведомств;
  • разработка предложений для федеральной методики анализа и экспертизы в области творческих/креативных индустрий;
  • формирование предложений по совершенствованию законодательства.

Дмитрий Бикбаев насытил личными переживаниями постановку «Я люблю тебя, папа»

09.05.2024 11:07 Театр и шоу Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой проекта

Спектакль и короткометражный фильм «Я люблю тебя, папа» будут показаны в Новом Манеже 15 мая 2024 года. Постановка основана на автобиографическом рассказе «Случайность... Случайность?» Вячеслава Бавидова, объединяя сразу два вида искусства: кино и театр. Они переплетены между собой драматическим действием и разделяют в восприятии зрителей мир прошлого, в котором близкие находятся вместе, и мир настоящего, в котором необходимо заново научиться жить без родного человека рядом. Режиссёром спектакля выступает Дмитрий Бикбаев, кинорежиссером — Олег Санько.

Дата для премьеры проекта выбрана неслучайно: 15 мая — Международный день семьи. К тому же 2024 год объявлен Указом Президента Российской Федерации Годом семьи и направлен на сохранение традиционных семейных ценностей. Ключевой темой проекта «Я люблю тебя, папа» стала незримая, вне времени и пространства, связь между разными поколениями одной семьи. Внезапная потеря отца накануне семейного праздника позволяет каждому из героев прочувствовать ценность общения с близкими и собраться вместе, чтобы помочь друг другу преодолеть общее испытание. Любовь к отцу – и любовь отца – побеждает печаль и позволяет вместе начать новый этап жизни.

- Для меня это глубоко личная история, — признается режиссер Дмитрий Бикбаев. — Я долго читал рассказ «Случайность... Случайность?»: каждая страница давалась непросто, заставляла заново проживать период, связанный с уходом отца из жизни. И всё же цель нашего спектакля «Я люблю тебя, папа» – подтолкнуть зрителя к осознанию ценности общения внутри своей семьи. Нужно радоваться каждой возможности быть рядом. И, конечно, беречь родителей, брать на себя ответственность за старших близких.

В спектакле принимает участие признанный фольклорный ансамбль «Комонь», исполняющий народную музыку в современной интерпретации. Основываясь на принципах саунд-драмы, наряду с драматическими артистами, вокалисты являются неотъемлемой частью сценического повествования, отображая мистический мир, сопровождающий персонажей в ходе действия. Проект проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

«ИнтерМедиа» напоминает, что Дмитрий Бикбаев стал новым героем проекта «Фабрика звезд с Яной Чуриковой», представленном в сети 15 февраля 2024 года. В интервью Яне Чуриковой артист рассказал о том, как ему удалось «вырваться без последствий» из группы «БиС». Для этого ему пришлось украсть и сжечь контракт с продюсером «БиС» Константином Меладзе.

Фото: предоставлено пресс-службой проекта
Теги: Дмитрий Бикбаев, анонс спектакля
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

«Катюша» выпустила в День Победы неизвестные песни о воинской славе России

09.05.2024 10:17 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка альбома

Первый альбом группы «Катюша» «Вставай, страна!» вышел на всех музыкальных платформах 9 мая 2024 года. Диск состоит не из авторских песен коллектива, но он неразрывно связан с названием «Катюша» и одноимённой песне. С первого дня основания песня «Катюша» стала для группы путеводной звездой и эталоном военно-патриотического творчества. Но исполняя её почти на всех концертах в авторской аранжировке, «Катюша» сразу столкнулась с ограничениями по авторским правам. Несмотря на просьбы слушателей, выпустить ее группа не могла, и песня в новой интерпретации существует только в любительских записях.

- Так у нас родилась идея найти не менее интересные, но забытые песни военных лет, которые бы не имели ограничения на публикации, - говорят участницы группы «Катюша». – Начав с простого интереса, мы нашли более ста песен, относящихся к фольклору, авторы которых не известны, но произведения не уступают по своей силе и глубине многим известным композициям.

Все песни в альбоме — народные, а авторами аранжировок выступили Игорь Науменко и одна из вокалисток «Катюши» Нана Хатл. Когда встал вопрос создания аранжировок и записи, на помощь участницам коллектива пришёл Президентский фонд культурных инициатив, выдавший грант на продолжение работы.

- Из всего найденного материала мы отобрали десять песен, которые и вошли в этот альбом. Огромное спасибо Ирине Герасимовой, Сергею Войтенко, Алине Небыковой и Андрею Батурину за помощь в работе над проектом и за его поддержку на всех этапах, - продолжают участницы группы. - Мы искренне верим, что подвиги наших воинов не должны быть забыты, а песни о героях должны жить из поколения в поколение. Этим альбомом мы хотим отдать дань всем бойцам, из поколения в поколение защищающим нашу Родину и отдавшим свою жизнь за мирное небо. В самый главный праздник - в День Победы, на всех музыкальных платформах, слушайте малоизвестные песни о воинской славе России.

Как мы сообщали ранее, в феврале этого года группа «Катюша» подготовила новую программу, в которой наряду с уже полюбившейся слушателям песней «Майбах» впервые исполнен целый ряд новинок, в том числе «Адреналин» и «Непобедимые!», а также совсем новая песня «Петлицы голубые» - музыкальное посвящение военным летчикам.

Фото: обложка альбома
Теги: новый альбом, Катюша (группа)

Обзор: «Как Roxette случайно покорили весь мир»

обложка альбома

2024, «Спасибо, послушаю».

Оценка: 9 из 10.

Шведский дуэт Roxette никогда не казался какой-то великой группой. Их песни всю жизнь звучали где-то рядом приятным фоном, но не более того. Автор «Спасибо, послушаю» Андрей тоже не употребляет термин «великая», но в своём выпуске говорит о том, что хиты группы Roxette просто уже почти 40 лет нравятся примерно всем. А хитов этих – пара-тройка десятков. А у людей, которым не нравится «It Must Have Been Love» и кто не плакал в день смерти Мари Фредрикссон, просто нет сердца. Это же всё равно, что «АББУ» не любить.

Roxette «росли на глазах» поколения и всегда присутствовали в саундтреке того же поколения, поэтому их историю вроде бы все знают – и находят в ней не так уж много любопытных сюжетных поворотов. Однако в «Спасибо, послушаю» подсвечиваются некоторые моменты, о которых мы забыли или вовсе не знали. Так, до дуэта Roxette у Пера Гессле была мужская группа Gyllene Tider, где Мари участвовала в роли бэк-вокалистки. Коллектив имел контракт с EMI, и лейбл решил, что пора продвигать их музыку в Америку. Для этого музыкантам предложили придумать более международно звучное название. Gyllene Tider переименовались в Roxette (в честь одноимённой песни паб-рок-группы Dr.Feelgood) и выпустили в США альбом, который не имел успеха. Roxette, повесив головы, вернулись в Швецию и распались – чтобы возродиться в новом облике: Пер предложил бэк-вокалистке Мари записаться вместе, та посомневалась (она надеялась добиться успеха с собственной панк-группой), но согласилась. Сложение талантов и музыкальных вкусов дуэта, а также голос Фредрикссон невероятно «зашли» шведской публике. Их третий альбом «Look Sharp!» (1988) возглавил национальные чарты.

Правда, лейбл EMI, к чьим «косякам» ведущий в этом выпуске особенно неравнодушен, памятуя о неудачах прошлого состава, не увидел перспектив международной карьеры Roxette. Помогла случайность и «народное продюсирование». Американский студент Дин Кушман, учившийся по обмену в Стокгольме, захватил на родину в Миннеаполис альбом «Look Sharp!» и отнёс её на местную радиостанцию. Песня «The Look» стала радиохитом в Америке, после чего EMI спохватилась и издала альбом в США. Так Roxette стали мировыми звёздами.

Дальше была песня для «Красотки», с которой связана ещё одна история о глупости и везении. Достойный лейбл EMI выпустил рождественскую песню Roxette «Christmas for the Broken Hearted», но не стал её раскручивать. В итоге весь мир узнал её под названием «It Must Have Been Love»: когда Перу предложили поучаствовать в саундтреке «Pretty Woman», Roxette были в туре и не имели возможности записать новый трек с нуля, поэтому они чуть изменили текст в рождественской песне и обрели новый мировой хит.

В 90-е у группы случился естественный спад, хотя она продолжала выпускать хиты. Roxette пару раз уходили в длительные творческие отпуска; когда о перерыве попросила Мари, Пер согласился – человеческие отношения в их дуэте всегда были важнее бизнес-интересов. А когда у Мари Фредрикссон обнаружили опухоль мозга, занятия музыкой, в том числе и гастроли с Roxette, стали частью её реабилитации: Мари выступала на сцене, пока врачи окончательно ей это не запретили. Последний концерт дуэта состоялся за три года до смерти Фредрикссон.

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Фото: обложка альбома
Теги: рецензии, Алексей Мажаев, Roxette, Спасибо, послушаю
β 16+