Умер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел теракт

«Ромео и Джульетта» возвращаются в Большой театр

01.04.2024 18:10 Театр и шоу Рубрика: Анонсы 16+
соцсети

Балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Леонида Лавровского вновь появится в репертуаре Большого театра. Премьерные показы состоятся на Основной сцене Исторического здания 4-7 апреля 2024 года.

- Это спектакль с легендарной судьбой и историей, достойной пера романиста, - сообщается на сайте ГАБТа. - Дошедшее до нас наследие эпохи русского императорского балета куда более обширно, нежели то, что оставила нам эпоха советского драмбалета, охватившая 30-50-е годы прошлого столетия. В первозданном виде, кажется, сохранились только два — благодаря тому, что их с завидным постоянством «вспоминают» и включают в свой репертуар балетные театры. И один из них — «Ромео и Джульетта» Прокофьева-Лавровского.

История его создания неразрывной нитью связала Большой театр и Мариинский. В 1934 году Сергей Радлов, тогдашний руководитель Ленинградского театра оперы и балета, предложил своему давнему знакомцу и шахматному партнёру Сергею Прокофьеву сочинить балет на сюжет трагедии «Ромео и Джульетта». Структуру советского балета «большого стиля» Прокофьев, к тому времени уже являвшийся автором нескольких одноактных балетов, созданных для Дягилевской антрепризы, постигал на просмотре другого драмбалета, которому было суждено дожить до наших дней, — «Бахчисарайского фонтана». Изначально предполагалось, что Ростислав Захаров, поставивший этот балет, будет работать и над постановкой «Ромео и Джульетты». В мае 1935 года он даже успел принять кое-какое участие в «сценарной» разработке.

Однако договор с Кировским театром так и не был заключён, зато заинтересованность в постановке этого балета выразил Большой и таки заказал эту музыку. Черновой клавир будущего всемирно признанного балета был написан в рекордные сроки: за два месяца. 4 октября 1935 года — печальная, но памятная дата в истории Большого театра — состоялось открытое прослушивание в Бетховенском зале, заполненном до отказа вначале и практически опустевшем в конце. Слушателей не остановило даже то, что за роялем был сам автор.

В первоначальной редакции веронские любовники не погибали. Счастливый финал, «вопреки» Шекспиру, был встречен, мягко говоря, с неодобрением. И не только шекспироведами, присутствовавшими на злополучном прослушивании. Что касается артистов и музыкантов, они сочли музыку балета «небалетной», для танца непригодной. Дело застопорилось. В течение года композитор пребывал в подвешенном состоянии, но в конце концов Большой от постановки отказался. Прокофьев объяснял намерение сохранить жизнь героям «хореографическими причинами»: «Живые люди могут танцевать, умирающие не станцуют лёжа». Но тогда у него в соавторах ещё не было Леонида Лавровского, для которого это соображение не стало преградой и который сцену гибели героев решил победительно и виртуозно.

В результате, композитор на материале музыки балета создал две сюиты, премьера которых с успехом прошла в Париже. А интерес к постановке балета неожиданно и смело проявил Народный Балет Брно. Мировая премьера камерного варианта балета прошла у нем 30 декабря 1938 года. Постановку осуществил и выступил в партии Ромео хореограф Иво Псота.

Но премьера в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова, состоявшаяся 11 января 1940 года, стала поворотным пунктом в истории этого балета. Лавровский инициировал написание новой редакции либретто и добился согласия композитора на ряд переделок и включение дополнительных номеров в партитуру, что помогло артистам «смириться» с этой музыкой (танцовщики Кировского театра тоже «с первого взгляда» полюбить её не смогли). Свою лучшую партию — Джульетты танцевала Галина Уланова, легендарная первая исполнительница этой роли и в театре имени Кирова, и в Большом. Партию Ромео исполнил её постоянный партнёр Константин Сергеев (в Москве первым Ромео станет Михаил Габович).

Начавшаяся Великая Отечественная война замедлила появление этого балета на сцене Большого театра. Но вскоре после её окончания, в 1946-м, он был наконец поставлен и в Москве. И удивительно подошёл труппе, быстро став одним из лучших спектаклей репертуара. Десять лет спустя, когда готовился первый зарубежный выезд Большого театра — в Лондон, спектакль был включён в афишу этих гастролей. Даже импресарио сочли это очень смелым решением, ведь предстояло показать балет на родине Шекспира. Но спектакль в целом и Уланова в частности вызвали фурор и оказали влияние на дальнейший ход всей истории балета.

Спектакль произвёл неизгладимое впечатление на британских хореографов Кеннета Макмиллана и Джона Крэнко. Они не только стали авторами собственных сценических версий партитуры Прокофьева, но и во многом изменили траекторию развития мирового балета, до того предпочитавшего лаконичные бессюжетные формы. А музыка балета стала одним из самых знаменитых и часто исполняемых сочинений XX столетия.

Балет «Ромео и Джульетта» в постановке Лавровского с некоторыми перерывами сохранялся в репертуаре Большого театра в течение почти пяти десятилетий. Он постоянно идёт в Мариинском театре. В обоих театрах заглавные и ведущие партии танцевали выдающиеся артисты разных, сменявших друг друга поколений.

В Большом одним из этих артистов был сын хореографа, блистательный танцовщик Михаил Лавровский. Одной из его коронных партий стала партия Ромео. Наследник и хранитель памяти, он неоднократно ставил балет своего отца в театрах России и неаполитанском Сан-Карло. И ныне возвращает его на сцену своего родного Большого театра. В качестве дирижёра-постановщика выступает Антон Гришанин. Своё видение костюмов, созданных по эскизам Петра Вильямса, продемонстрирует Татьяна Ногинова.

В заглавных партиях заняты ведущие артисты труппы: Светлана Захарова и Артемий Беляков, Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов, Евгения Образцова и Артём Овчаренко, Элеонора Севенард и Денис Родькин (на фото), Елизавета Кокорева и Даниил Потапцев.

Михаил Турецкий и Ольга Кабо получили государственные награды

Илья Золкин

Президент РФ Владимир Путин наградил орденом «За заслуги в культуре и искусстве» художественного руководителя «Хора Турецкого» Михаила Турецкого. Соответствующий документ размещен на портале правовой информации.

- За большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность, - сообщается в обосновании.

Медалью «За труды в культуре и искусстве» отмечены актриса театра и кино Ольга Кабо и артистка Московского театра «У Никитских ворот» Наталья Корецкая.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Татьяна Васильева и Ефим Шифрин станцуют в ЦДКЖ

02.05.2024 18:08 Театр и шоу Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой спектакля

Премьерный показ лирической комедии «Танцуй со мной» состоится в театрально-концертном зале ЦДКЖ 15 мая 2024 года. В постановке заняты Татьяна Васильева и Ефим Шифрин. Премьера спектакля по пьесе Михаила Хейфеца «Рок-н-ролл на закате» состоялась в 2020 году.

В постановке предлагается посмотреть историю из жизни Мужчины и Женщины. Действие может происходить, где угодно, когда угодно, в какой угодно стране, а время действия одно – наши дни. Клубы по интересам необыкновенно популярны: есть общество рыболовов и охотников, нумизматов, филателистов, шахматистов. Героиня Татьяны Васильевой записалась в танцевальный клуб. И герой Ефима Шифрина пришел туда же. Ну, сколько можно сидеть в четырех стенах? Жизнь устоялась, дети, внуки… Все есть! Но чего-то не хватает. Может быть, чьей-то улыбки, доброго взгляда, взаимной заботы… Их поставили в пару. И Она, героиня Татьяны Васильевой, ему даже понравилась… Вдруг без объяснений, по-английски, Он исчезает.

И вот Она стоит у его квартиры, с апельсинами, и требовательно звонит. Откроет ли наш герой дверь…Сумеют ли они найти общий язык и понять друг друга… Что их ждет – общая дорога или эгоизм одиночества возьмет верх… Подарит ли им судьба шанс станцевать свой танец?

По мнению создателей проекта, Михаил Хейфец написал нежнейшую пьесу о мужчине и женщине, полную ожидания, нетерпения, надежды, самолюбия и доверия. Зрителям предстоит увидеть волнующий спектакль и, быть может, как и героям, сделать свой выбор.

- Счастье артиста заключается не в том, чтобы, наклеев усы и бороду, стать другим, а в том, чтобы, став другим, ощутить себя счастливым, - говорит Ефим Шифрин. - Мой герой – одна из вариаций меня самого, если б только я умел танцевать так, как он, в реальной жизни...

Дополнительная информация: +7 (926) 988-5297 (Елизавета Бузанова, продюсерская компания «Арбат»).

Фото: предоставлено пресс-службой спектакля
Теги: анонс спектакля, Татьяна Васильева, Ефим Шифрин

Умерла патриарх Театра Сатиры Зоя Зелинская

Илья Золкин

Актриса Зоя Зелинская скончалась 29 апреля 2024 года в возрасте 94 лет. О ее смерти сообщатся на сайте Театра Сатиры, где она служила без малого 70 лет.

Зоя Зелинская (девичья фамилии Ющук) родилась в Москве 8 декабря 1929 года. В 1954-м окончила ГИТИС, факультет актёров музыкальных театров (курс Андрея Гончарова), и была принята в труппу Театра Сатиры. Более всего известна по роли пани Терезы в телевизионной передаче «Кабачок 13 стульев», режиссёром которой был её первый муж Георгий Васильевич Зелинский.

В Театре Сатиры играла в спектаклях «Грустно, но смешно», «Как пришить старушку», «Клоп», «Баня», «Мистерия-буфф», «Дамоклов меч», «А был ли Иван Иванович?», «Трехгрошовая опера», «Дом, где разбиваются сердца», «Самоубийца», «Идеальный муж», «Будем знакомы», «Где мы?!..» и других.

Зелинская много снималась и в кино, дебютировав как эпизодическая актриса в фильме «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова в 1956 году. В числе других ее работ – «Мужчины и женщины», «Предсказание», «Пчёлка», «На углу, у Патриарших», «Тесты для настоящих мужчин», «Досье детектива Дубровского» и др.

По данным СМИ, прощание с актрисой пройдет 1 мая в Театре Сатиры, похороны состоятся на Троекуровском кладбище.

Фото: Илья Золкин
Теги: смерть
β 16+