Рецензия на фильм «Балабанов. Колокольня. Реквием»: Сознание проклятого поэта
Оценка: 7 из 10
Документальный фильм «Балабанов. Колокольня. Реквием» открывает первый кинофестиваль «Зимний», в российский прокат лента выходит 8 декабря 2022 года. Режиссёр: Любовь Аркус. В ролях: Алексей Балабанов, Любовь Аркус.
Вклад Алексея Балабанова в российский кинематограф невозможно переоценить. Многие готовы назвать его величайшим отечественным режиссёром только условно за дилогию «Брат», что в целом красноречиво говорит о культовом статусе Балабанова. Он снял 14 фильмов, о нём самом вышло два – в 2020-м лента «Найти своих и успокоиться» к юбилею второго «Брата», два года спустя «Балабанов. Колокольня. Реквием» — долгострой Любови Аркус и трогательный портрет последних лет жизни великого художника.
Создание фильма началось со съёмок производственных моментов последней картины Балабанова «Я тоже хочу», но через два года режиссёр скончался и оставил после себя ничем не заполняемую пустоту. В результате из фильма-наблюдения за Балабановым в работе кино Аркус переросло в послесловие к наследию великого режиссёра. Компоновка «Реквиема» заняла почти десять лет, потому что сработал человеческий фактор. Любовь Аркус была близким другом и коллегой субъекта своего фильма, отчего её труды попросту не могли в итоге обернуться стандартным документальным проектом с говорящими головами, заумно рассуждающими о Балабанове. «Колокольня», к счастью, далека от всего этого: перед нами эмоциональный, честный и пугающе близкий взгляд на режиссёра глазами любящего человека. Глазами, в которых до сих пор блестят слёзы.
Открывается лента с поэтичного предисловия, в котором Любовь Аркус рассуждает об общих темах, художественных приёмах и месте в культурном облике России работ Балабанова. Закадровый голос практически со стихотворной мелодичностью гипнотизирует зрителя, завороженного кадрами «Замка», «Реки», «Морфия» и других его фильмов. Как мы знаем по предыдущим документальным работам Аркус («Кто тебя победил никто» и «Антон тут рядом»), её авторские, киноведческие комментарии всегда метят в самую суть, в краткой форме констатируя идеи и мысли, которые зритель всё никак не мог сформировать самостоятельно. В этом безусловный талант Аркус – одним лишь подбором слов пробирать до мурашек.
Основная часть фильма посвящена Колокольне, через которую можно попасть в Счастье. Другим словами, мы наблюдаем за съёмочным процессом «Я тоже хочу», узнаём, каким Балабанов был как режиссёр. Эти кадры перебиваются домашней хроникой, в которой нам раскрывается Балабанов уже как человек: больной, грустный, но ещё не потерявший интерес к кино, жизни, своим близким. Вот – он проводит экскурсию по своей квартире. Вот - он вместе с Любовью смотрит свой дебют «Счастливые дни» и комментирует с позиции двадцатилетней давности. Мы плавно погружаемся в его мир, в его восприятие, в сознание проклятого поэта.
Финальная часть, которую условно можно назвать «Реквием», это практически чёрно-белое слайд-шоу с воспоминаниями и способ сказать «прощай» через песни Бутусова и слёзы близких. Если вы ждёте познавательного обзора фильмографии режиссёра, то «Балабанов. Колокольня. Реквием» — это не совсем тот документальный фильм. Его скорбная интонация и не всегда связная нарезка домашних видео наделяет кино Аркус особой сакральностью для своих (чтобы те наконец успокоились). Как будто бы главный посыл фильма не в подведении черты под кинематографическим наследием Балабанова, а в грустной констатации факта, чего навсегда лишилось наше кино и все мы с уходом культового режиссёра. Остаётся надеяться, что ушёл он всё-таки в Счастье.
Вадим Богданов, InterMedia
Умерла актриса Агния Елекоева
Актриса Агния Елекоева скончалась 2 июня 2024 года в возрасте 94 лет. Она получила актёрское образование в Ленинградском театральном институте им. Островского, служила в Ярославском театре им. Волкова и Театре им. Ленсовета.
С 1953 года Агния Елекоева снималась в кино. Первый фильм – «Весна в Москве», затем были роли в «Оводе», «На дальних берегах», «Вдали от родины», «Двух билетах на дневной сеанс» и др. Последняя роль Елекоевой в российском кинематографе — участие в сериале «Адвокат» в 1990 году. После этого актриса переехала в США.
Ранее стало известно о смерти актриса Театра Вахтангова Инны Алабиной.
Сьюзен Сарандон и Уильям Х. Мэйси отправятся в последнее путешествие в фильме «Выход направо»
Сьюзен Сарандон, Уильям Х. Мэйси («Линкольн для адвоката») и Марсия Кросс («Ты») исполнят главные роли в фильме «Выход направо» (Exit Right). Как сообщает Deadline, режиссером и сценаристом проекта выступит Томас А. Морган, ранее снимавший документальные фильмы.
Главная героиня Ян Рэндлал (Сарандон) – волевая, предприимчивая и уверенная в себе женщина. Она недавно вышла на пенсию, сделав успешную карьеру журналиста и получив в как местное так и национальное признание. Но планы на увлекательную старость обрывает страшный диагноз: Ян узнает, что у нее неоперабельная раковая опухоль мозга. Отказываясь принимать лекарства, из-за которых последние дни ей пришлось бы провести на больничной койке, Рэндалл переезжает в палатку на заднем дворе своего дома. И тогда ее муж Джон (Мэйси), будучи преисполнен решимости сделать ей последний подарок, отправляется с женой в кругосветное путешествие — пешком, в их родной город. Джон по натуре домосед, бывший бухгалтер в мебельной компании и тоже пенсионер. Он очень практичен, ему нравятся простые вещи и размеренная жизнь, но ради жены он готов всё бросить. Кросс сыграет Монику Фриман - сестру Ян. Она глубоко презирает Джона и полна решимости обеспечить своей сестре все удобства, которые может предоставить современная медицина, несмотря даже на ее протесты.
- Эта история во многих отношениях является для меня личной, - говорит Морган. - Когда мы стареем, кто может влиять на то, как мы умираем? Кого мы хотим видеть рядом с собой? Как мы определяем любовь, семью или сообщество? Познакомить мир с такой историей — это мечта всей жизни маленького мальчика, который каждые выходные сидел в кинотеатре и ждал, чтобы увидеть, как жизнь развернется на экране.
Минни Драйвер, Джулианна Маргулис и Морена Баккарин снимутся в фильме «Миллеры в браке»
Джулианна Маргулис («Утреннее шоу»), Гретхен Мол («Американский жиголо»), Минни Драйвер («Нандор Фодор и говорящий мангуст») и Морена Баккарин («Дэдпул») исполнят главные роли в фильме «Миллеры в браке» (Millers in Marriage) режиссера и сценариста Эдварда Бёрнса («Братья Макмаллен», «Одноклассники»). Как сообщает Deadline, в касте также заявлены Бенджамин Брэтт («Покерфейс»), Кэмпбелл Скотт («Мир Юрского периода: Господство»), Брайан Д’Арси Джеймс («В центре внимания»), Патрик Уилсон («Астрал») и сам Бёрнс.
В центре сюжета сложные отношения множества персонажей. Одна из них бывшая солистка и автор песен инди-рок-группы Ева Миллер (Мол), которую тянет к музыкальному журналисту (Брэтт) в условиях токсичного брака. Тем временем сестра Евы Мэгги (Маргулис), автор романов-бестселлеров, также сталкивается с проблемами в своем 30-летнем браке, поскольку ее карьера гораздо успешнее, чем у мужа. В то же время Рене (Драйвер), недавно разведенная успешный руководитель отдела моды, налаживает многообещающие отношения с Энди Миллером (Бёрнс) - художником, который разрывается между своими чувствами к Рене и своей бывшей жене Тине (Баккарин).
Уилсон играет Скотта - успешного музыкального менеджера, который борется с алкоголизмом; Кэмпбелл Скотт — Ника, отмеченного наградами писателя с тяжелым писательским кризисом; Джеймс — Денниса, добросовестного смотрителя элитных домов, которыми заинтересовалась Мэгги.