Билли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамой

Маргарита Митник рассказала как «оцифровка» приходит на помощь музейным работникам

18.04.2024 19:49 Lifestyle Рубрика: Хроника 16+
IPQuorum

Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» устанавливает, что все музеи страны до 31 декабря 2025 года обязаны занести оцифрованные коллекции своих экспозиций в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Но работа сотрудников музеев-усадеб направлена на то, чтобы не только запечатлеть коллекцию, но и обеспечить полную сохранность усадебного комплекса. Так, например, музей-заповедник «Усадьба Мураново» приступил к реализации проекта по оцифровке части экспозиции. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Об опыте оцифровки экспонатов, сложностях этой работы и поиске путей решения в интервью IPQuorum рассказала Маргарита Митник, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, хранитель фондов «Осветительные приборы», «Хрусталь» и «Стекло» музея-заповедника «Останкино и Кусково», старший преподаватель Учебно-научного центра региональной истории, краеведения и москвоведения РГГУ.

— Маргарита, ваши работы связаны с искусством усадебного быта. Расскажите, пожалуйста, был ли это какой-то осознанный выбор или так сложились обстоятельства?

— Моя специализация — история осветительных приборов. Я еще студенткой начала заниматься историей освещения и осветительных приборов и всегда рассматривала светильники не как исключительно бытовые предметы, а как один из самых выразительных предметов русского декоративно-прикладного искусства и важное свидетельство художественной культуры разных эпох. Каждая люстра для дворца или крупного имения была не только произведением искусства, но и очередным шагом прогресса: в их изготовлении мастерами применялись новейшие материалы и технологии.

Поступив в аспирантуру, защитила диссертацию «Русская люстра начала XVIII — первой половины XIX века: атрибуция, типология, принципы экспонирования». Далее я пришла работать в музей-усадьбу «Останкино», где сейчас хранится самая большая в России коллекция осветительных приборов с наиболее полной типологией. Могу сказать однозначно: каждая из моих тем, каждая из работ последовательно дополняла предыдущую.

— Расскажите, пожалуйста, об одном из самых уникальных проектов — «Останкинской Пьете». Откуда появилась идея? Кто принимал участие в проекте?

— Храмовая группа «Пьета» — деревянная резная композиция, изображающая Богородицу, оплакивающую лежащего на ее коленях Христа, — необычный образец для русской религиозной скульптуры.

Подбор таких экспонатов «с историей» — это всегда интересно. Обычно по ним есть некие первичные публикации, но, как правило, они устаревшие. Наш научный коллектив дополняет информацию, находит интересные факты, которыми хочется поделиться. Это и привлекает тех, кто приходит знакомиться с нашими цифровыми проектами.

Над оцифровкой и созданием VR-проекта «Останкинская Пьета» работал большой коллектив. Коллеги много общались с музеями, где есть аналоги данного сюжета, сделали интересную, на мой взгляд, подборку. В процессе работы над проектом впервые была установлена история происхождения «Пьеты», что еще более увеличивает ее ценность и как жемчужины искусства русской церковной резьбы, и как произведения искусства.

Научными сотрудниками проделана огромная работа по атрибуции, а потом уже была произведена оцифровка самого предмета. Благодаря реализации нашего онлайн-проекта и появлению оцифрованной модели скульптуры в 3D теперь можно рассмотреть «Останкинскую Пьету» в максимальном приближении, с разных ракурсов. Согласитесь, что это доступно не каждому посетителю музея.

Я же хочу отметить вклад в реализацию проекта научного куратора — хранителя фонда «Иконы», старшего научного сотрудника Марии Кондаковой и руководителя экспозиционно-выставочного отдела Полины Шевченко.

— Чем отличаются старинные усадебные владения с сохранившимися коллекциями от классических художественных музеев?

— Мы знаем, что максимум усилий было приложено предыдущими поколениями хранителей к тому, чтобы исторически ценные усадьбы сохранились до наших дней. Где-то уцелели даже парки и аллеи, а где-то до наших дней дошли только фундаменты домовых владений и дорожки. Именно поэтому подлинность вещей в музейной экспозиции усадьбы и играет такую большую роль. Даже если экспонаты не имеют близкого отношения к самой усадьбе, вы в любом случае попадаете в определенную атмосферу — атмосферу романтики, покоя, места, где время как бы замерло.

Только в мемориальных усадьбах можно посмотреть на те предметы быта и вещи, которые были в усадьбе изначально, которые принадлежали первым именитым владельцам, играли в их жизни немаловажную роль. Через историю вещей посетители могут проникнуться историей страны.

Но не стоит забывать, что такие экспонаты важны и для профессионального сообщества: с них можно «считывать» слои информации, историю создания, историю владельцев — а это порой несколько родов, несколько эпох. А также это история обретения музеем этого экспоната, история его реставраций.

И, разумеется, у каждого специалиста есть те предметы, к которым он привязан, которые связаны с его кругом интересов. Для него это не просто очередная любопытная вещица.

Если же в коллекции музея подлинных вещей немного, то сотрудниками музея все равно создается антураж, подчеркивающий вкусы владельцев, отражающий образы того времени, когда в доме была жизнь и творилась история.

— В современных условиях никакая усадьба не избежит влияния новых технологий. Насколько глубоко цифровизация уже проникла в музеи малого формата?

— Все музеи проводят цифровую фиксацию коллекций. Но я хочу отдельно остановиться на том самом кажущемся простым процессе — фотофиксации.

Приступая к проекту или конкретному процессу, мы должны понимать, какую цель преследуем. Сейчас это не всегда понятно. Кто этим фотоархивом будет пользоваться и для чего? Для достижения конечной цели очень важно качество изображения. Поэтому фотофиксацию мы, например, ведем на разных уровнях и делаем не только превью, но и фото в высококачественном разрешении.

Если говорить про маленькие музеи, они тоже делают фотофиксацию своих коллекций, размещая их в интернете. Однако мы, к сожалению, не можем сказать, насколько правильно они это делают. Тем более что культурные институции ограничены определенными возможностями, выше которых прыгнуть не получится.

Я еще хочу обратить внимание на то, что фотоархив музейного фонда — это не что-то вечное, сделанное раз и на всю жизнь: фотографии постоянно нужно обновлять. Взять те же фото 2007 года — их уже невозможно использовать. Разрешение не то, ракурс не тот, техника использовалась другая, не такая современная композиция. К сожалению, не все музеи могут позволить себе постоянно повторять процесс отсъема коллекции.

Если говорить о 3D-моделях, на которые есть определенный спрос, то, с моей точки зрения, здесь важно качество исполнения. В данном случае работает формула «лучше уж никак, чем как-нибудь».

— Как происходит оцифровка «сложных» объектов? Люстру ведь недостаточно просто сфотографировать с разных сторон. Было бы неплохо ее разобрать и сфотографировать еще отдельные детали.

— Обычно такие объекты, особенно стекло или, в нашем случае, люстра, — это сложносоставной предмет. Оцифровать его можно только тогда, когда он будет изыматься из интерьера и опускаться на уровень человеческого роста. И тогда, конечно, возможно сделать полную фотофиксацию предмета (разместив экспонат на специальном подвесе). В этом случае можно будет со всех сторон его сфотографировать и получить ту самую 3D-модель.

— Что делать малым музейным фондам, когда возникают трудности? Каким образом они решают проблемы?

— Первое и самое главное правило — руководству музея необходимо определить для себя, с какой целью делается оцифровка и какие дополнительные преференции возможно будет получить музею. Например, возможно реализовать онлайн-проекты, выпустить полиграфию или запустить собственную линейку мерча.

Затем важна работа с коллективом. Каждый музейный сотрудник должен не только получить распоряжение — принять участие в создании цифрового архива, но и осознать, для чего это нужно ему самому, что получат посетители, как это повлияет на будущее музея.

Достигли взаимопонимания с коллективом, но у музея нет оборудования. В таком случае это оборудование надо найти, может быть, даже вместе со специалистом, который может помочь. Стоит рассмотреть и партнерство. Музей может подобрать некий контент, который будет интересно оцифровать партнерам. Поверьте, уникальные предметы есть в каждом музее и в каждой коллекции. Даже в самом маленьком всегда найдется что-то любопытное. И в каждом музее есть то, что может быть интересно в рамках реализации партнерских проектов.

Более того, есть еще один сложный вопрос, касающийся публикации результатов оцифровки. Если их разместить на малоизвестной платформе, то люди могут об этом никогда и не узнать, несмотря на то что контент уникальный. Поэтому цифровые архивы надо как-то внедрять в сайты самих музеев. Должны быть специалисты, которые занимаются сайтом и его наполнением, PR-специалисты, SMM-менеджеры. И вот видна огромная разница между столицей и регионами. В субъектах у музеев таких специалистов может попросту не быть.

— А как вы относитесь к привлечению к работам по оцифровке волонтеров и студентов вузов? Или лучше обращаться к специалистам?

— Здесь двоякая ситуация. С одной стороны, доверить раритеты студентам иногда невозможно, с другой — если не доверять, то у нас не будет реставраторов. Это аналогично медицине: если студентов-медиков не подпускать к пациентам, то врачей из них не получится. Без практики у нас не будет вообще никаких специалистов.

А значит, у вуза, который готовит специалистов музейного дела, должны быть определенные договоренности с институциями и, главное, очень строгие регламент и правила, что и как будет происходить. В этой «пищевой цепочке» у всех есть свое место.

Конечно же, руководить стажерами и волонтерами должен человек опытный, который может не только рассказать методологию, но и объяснить, а в случае необходимости и выполнить эту работу собственными руками. Требуется и самое активное участие работников музея, например хранителей фондов.

Тогда практика будет полезна и для студентов, и для музея, и для общества.

Источник: IPQuorum Фото: IPQuorum
Теги: интервью, музей

Роман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИ

кадры из видео

Президентский фонд культурных инициатив 17 мая 2024 года отмечает свое трехлетие. По этому случаю генеральный директор ПФКИ Роман Карманов дал большое интервью главному редактору информационного агентства "ИнтерМедиа" Евгению Сафронову. В нем он подводит итоги трехлетней работы и раскрывает некоторые планы на будущее.

Видео с интервью доступно на платформах VK и Rutube.

ПФКИ был учрежден указом президента Российской Федерации от 17 мая 2021 года №287 «О создании Президентского фонда культурных инициатив». Цель его создания — оказание поддержки проектам в сфере культуры, искусства, креативных (творческих) индустрий. За годы работы фонда было проведено 11 конкурсов и 12 заявочных кампаний, поддержано 7 202 проекта на сумму около 25 млрд рублей. На сайте ПФКИ зарегистрировались почти 160 тысяч проектных команд, эксперты рассмотрели почти 76 тысяч заявок из всех регионов страны. Суммарная аудитория проектов, поддержанных ПФКИ— около 30 млн человек ежегодно.

Дополнительная информация: pr@intermedia.ru

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

На «Уникальной Евразии» обсудили консолидацию евразийского пространства через культуру и память

15.05.2024 13:50 Lifestyle Рубрика: Хроника 16+
Ярославна Абаина; Евгений Сафронов/InterMedia

I форум «Уникальная Евразия» состоялся в рамках деловой программы IV Художественно-промышленной выставки-форума «Уникальная Россия» 12 мая 2024 года в московском Гостином дворе. Событие, призванное консолидировать общественные институты, организации и движения, развивающие идеи и создающие инструменты объединения и кооперации на Евразийском пространстве, приковало внимание экспертов, общественных деятелей и активных граждан.

На форуме обсудили следующие темы:

  • Культура - как основа для укрепления делового сотрудничества;
  • Евразия 2030 – перспективы развития;
  • Диалог бизнеса и власти в рамках Евразийского сообщества;
  • Открытая Евразия – территории будущего.

Модераторами дискуссий стали Валерий Лоскутов, Олег Невзоров и Петр Козырев.

Открывая секцию «Открытая Евразия – территории будущего», председатель Комиссии по развитию креативных индустрий при Совете по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Егор Иванков сделал акцент на необходимости применения комплексного подхода в управлении территориальным развитием. Участникам дискуссии и зрителям были представлены организационно-правовые и функциональные модели, разработанные в ходе проведения научно-исследовательских и опытно конструкторских работ. Также Егор Иванков сделал акцент на необходимости разработки длинных стратегий, и в качестве примера представил «Международную корпорацию развития Салюс, стратегия 2063»:

- В ходе эксперимента нам удалось продемонстрировать хорошие показатели, так и коэффициенты полезного действия. Взаимодействие с научной и образовательной средами позволяет вовлекать максимальное количество интересантов, партнерство с торгово-промышленными палатами России и других стран позволяет пользоваться всей сетью на взаимно выгодных условиях. Также ГК САЛЮС в качестве централизованной системы взаимодействует с сетевыми децентрализованными структурами, в том числе и с академиями наук. Сейчас ведётся работа по созданию территориальных, целевых и проектных консорциумов с единым центром по проектному управлению и казначейскому сопровождению проектов развития. Потенциал территории России мы оцениваем в 100 тысяч проектов, это объективная цифра и поднять такой портфель возможно только через планово-хозяйственные модели.

В завершение секции председатель правления Российского клуба православных меценатов Андрей Поклонский рассказал о роли памяти и традиций в государстве:

- Единое государство, единую общность цементируют две вещи - память и традиции. Память - это то, кто мы, откуда мы, она дает понимание, что мы не колоссы на глиняных ногах, а общество со своей богатой историей. Такое понимание должно формироваться с самого детства - надо и рассказывать детям об истории, и учить их на своем примере. Государство может затратить огромное количество денег на какие-то социальные проекты, но если на кухне папа и мама ругают соседей, ругают правительство, не создают чувства общности, то ребенок, слушая все это, начинает ненавидеть и школу, и все вокруг. Воспитание в семье очень важно, и его основой должна быть именно память прошлых лет. Теперь немного расскажу о традициях. Сейчас мы возрождаем некоторые из них - даже забытые 300-400 лет назад. Одна из таких традиций - это строительство т.н. обыденных храмов (православных храмов, построенных за один день, - прим. ред.), как в 16 веке. Первый такой храм мы построили 7 апреля 2008 года, а сейчас их уже 22. Подробнее об этом и других проектах можно узнать на сайте Российского клуба православных меценатов.

Эффектную точку в дискуссии поставило впечатлившее всех зрителей яркое выступление певицы Ирины Видовой с совершенно новой песней.

- Это не простая песня, но говорить об этом пока рано, - добавила интригу певица, загадочно улыбаясь.

Фото: Ярославна Абаина; Евгений Сафронов/InterMedia
Теги: репортаж, Уникальная Россия, Ирина Видова-Молчан, Уникальная Евразия

Олег Дворянкин раскроет кибербезопасность «По ту сторону Введенских ворот» в “Библио-глобусе”

14.05.2024 17:58 Lifestyle Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой проекта

Новая книга «По ту сторону Введенских ворот. Кибержизнь. «Мизер» или «Игра теней». Берегите себя» писателя Олега Дворянкина будет презентована 20 мая 2024 года в “Библио-глобусе”. Богатейшая личная практика Олега Дворянкина систематизирована в фолианте впечатляющего объёма 846 страниц и весом 2,3 кг - это настоящая энциклопедия информационной безопасности как внутри интернета, так и на его внешнем контуре. И дело, конечно, не в объёме, а в глубине, с которой книга охватывает все аспекты кибербезопасности - технические, юридические, медицинские, психологические, педагогические, физико-математические, экономические и др. Уникальный случай - вводные статьи к главам книги написали 7 докторов наук различных дисциплин, а также 3 ведущих эксперта по военному делу, истории и философии.

Прочитать сегодня столь масштабную книгу – это действительно поступок, а для кого-то - и подвиг. Старшее поколение, некогда державшее в руках настоящие книги, спокойно закроет ноутбук, наденет очки и погрузится в чтение. Но особый героизм потребуется от молодых людей, клиповое мышление которых не позволяет долго концентрироваться на одной проблеме. Однако даже среди молодежи растет понимание жизненной важности информационной безопасности.

Выход книги из печати по времени совпал с проведением объединенной расширенной коллегии ФСБ и МВД России, в ходе которой Президент РФ Владимир Путин указал на проблемы в сфере информационной безопасности, прямо заявив: “Надо существенно расширить возможности для превентивной реакции на такие угрозы, усилить защиту отечественной информационной инфраструктуры". Эти слова - авторитетное подтверждение своевременности и актуальности работы Олега Дворянкина.

В книге детально представлены информационные технологии Интернета, в том числе его тёмной стороны — Даркнета, которыми в равной степени пользуется как простой обыватель, так преступник. Олег Дворянкин показывает, что даже открытая часть интернета таит в себе не только много красивых, ярких, притягательных явлений и событий, но и опасных, скрытых угроз. Но главное - в ней детально рассказывается, как можно себя обезопасить в относительно «тихих» водах информационных технологий, где скрываются криминальные структуры.

- Вы погрузитесь в таинственный и прекрасный, но в то же время страшный и ужасный мир интернета, представленный с самых разных сторон, - рассказал автор корреспонденту “ИнтерМедиа” .

Для кого-то книга станет ликбезом по безопасности в интернете, а для кого-то - учебником при выборе новой профессии. Для обладателей клипового мышления приведем тезисы этого фундаментального труда:

Во-первых, миром правят данные, и эти данные — новая нефть.

Во-вторых, ключевым компонентом цифровой грамотности является осторожность.

В-третьих, если в недавнем прошлом национальная граница была барьером для преступности, то сетевая революция позволяет преступникам с легкостью эти барьеры преодолевать.

В-четвертых, ценность сети возрастает пропорционально квадрату числа её пользователей, то есть, чем больше экономических агентов будет вовлечено в интернет-бизнес, тем успешнее он будет.

В-пятых, одним из наиболее проблемных элементов кибербезопасности является эволюционирующий характер рисков.

В-шестых, человеческий фактор является самым слабым звеном в информационной безопасности: «Безопасность — это не технологическая проблема. Это проблемы человека и управления» (Кевин Митник)

В-седьмых, информационная безопасность начинается с каждого из нас, с его отношения к опасности, с его умения принять опасность и оградить себя от неё.

В-восьмых, любой конфликт между людьми — в первую очередь информационный.

В-девятых, безопасность - это особый вид деятельности, система мер, направленных на предотвращение опасности.

В-десятых, одна из главных особенностей информационной войны заключается в возможности многократного «захвата» одной и той же аудитории без чёткого осознания этой аудиторией факта «захвата».

Об авторе:

Олег Александрович Дворянкин окончил Государственную академию нефти и газа имени И.М.Губкина и Московский университет имени А.С. Грибоедова. Имеет два высших образование - техническое и юридическое, а также степень кандидата юридических наук. Написал более 250 научных работ, 6 учебно-методических пособий и 10 книг. В настоящее время работает преподавателем, передавая свой опыт и знания молодёжи.

В течение последнего времени Олег Дворянкин выпустил пять книг из серии «По ту сторону Введенских ворот». В первой из них «Часть 1. История» писатель собрал, систематизировал и представил большое количество сведений о Рязанской земле. Вторую книгу «Надо ли бояться человека с 3D-оружием?» Олег Дворянкин написал вместе с сыном - специалистом по аддитивным технологиям «3D-печать» - она посвящена историческим корням создания 3D-оружия. В третьей книге «Криптовалюта — виртуальная реальность?!» Олег Дворянкин детально описал плюсы и минусы нового элемента финансовой системы – криптовалюты. В четвёртой книге «Аддитивные технологии — будущее уже наступило?!», также написанной в соавторстве с сыном, речь пошла уже об аддитивных технологиях, с помощью которых посредством 3D-печати можно изготовить любые предметы, вплоть до человеческих органов. В пятой книге «История, которую приказано забыть» рассказывается об исторических фактах и событиях, о которых забыли и вычеркнули из памяти потомков - непреднамеренно или по чьей-то воле. Книга «Кибержизнь. «Мизер» или «Игра теней». Берегите себя» стала шестой в этой серии.

Кроме того, перу Олега Дворянкина также принадлежат книги «Контрафакт – зло или благо?», «Россия. Интеллектуальная собственность. Прорыв в будущее», «Операция, которую назвали «Контрафакт» и «Авторские и смежные права. Ответственность за их нарушение. Уголовно-правовые аспекты» и др.

Презентация состоится 20 мая в Большом зале ТД “Библио-глобус” (2 этаж) в 18.30. Адрес: Москва, ул. Мясницкая, 6/3, стр. 1.

Справки и аккредитация - pr@intermedia.ru

Фото: предоставлено пресс-службой проекта
Теги: книги, анонс презентации, Олег Дворянкин
β 16+