ПРЕМЬЕРА "ТИХИХ ОМУТОВ" В ПЕТЕРБУРГЕ
Это второй приезд Эльдара Рязанова в Петербург в течение года: весной он здесь же, в "Авроре", представлял фильм "Старые клячи" и остался так доволен праздником и последующим прокатом, что новую картину представил северной столице прежде, чем Москве.
На пресс-конференции г-н Рязанов был бодр и весел, в чем искренне признался. Он рассказал о значении нынешнего года для своей творческой биографии: "Ровно пятьдесят лет назад я защитил диплом и стал режиссером". За эти годы он поставил 25 картин, а участвовал всего лишь в трех фестивалях. "Старые клячи" получили Гран-при на питерском "Виват, кино России!" («По сути, это зрительский референдум: люди голосуют билетами, несколько десятков тысяч - их не организуешь, не подкупишь, никак с ними не справишься, они свободны в своем волеизъявлении», - сказал г-н Рязанов), а "Тихие омуты" удостоены Гран-при "Золотая лоза" на фестивале "Киношок" в Анапе ("Там была другая история – профессиональное жюри, и эта награда тоже приятна. Хотя кинематографическая аудитория своеобразная, там легко и провалиться, и иногда незаслуженно получить какие-то лавры…").
"Хотелось бы стричь купоны. Но стричь нечего, поскольку госденег на фильм было недостаточно, остальное дала частная структура в долг, который надо вернуть. Это очень неприятный момент, - добавил Рязанов. - Я буду снимать лишь в одном случае: если сценарий получится хороший, и если под него найдутся деньги… Посмотрим, как сложится жизнь, не надо загадывать. Я не стану, как Кобзон, делать заявление, что больше "не буду". Может, нет. А может, буду. Поплывем по течению. А иногда немножко против…"
На днях Рязанов отказался от преподавания на Высших режиссерских курсах: "Не могу учить безработных". По поводу будущего кинематографа он сказал: "Я не гадалка и не прорицатель. Мое дело – снимать кино. Я ведь ни в чем не участвую. "Ты ничего не член", - как говорил про меня Гриша Горин…". "Встретим ли мы двадцать первый век с "Иронией судьбы", то есть покажут ли ее в новогодние дни?" – спросил кто-то из зала. "Мне кажется, она по своей доброте, по нежности, которая в ней заложена, имеет право быть показанной в этот день", - ответил режиссер. Кстати, это будет ровно через четверть века после ее первой демонстрации.
Благостность пресс-конференции неожиданно была прервана вопросом о финале "Тихих омутов". "Откуда вы знаете, какой там финал? Вы видели картину?" – сердито удивился Рязанов (до сих пор она была показана только в Анапе, на Валдае, где снималась, и три дня назад в Калининграде, где начался ее российский прокат). "На кассете", - сказал представитель СМИ. У продюсера г-на Бица возник встречный вопрос: "А где вы ее купили?". Смущенный журналист назвал улицу. А Рязанов, пожалев, что получил этот вопрос, поскольку важно смотреть картину, не зная, чем она закончится, не удержался от выговора тому, кто потакает ворам, приобретая пиратские кассеты.
После пресс-конференции Леонид Биц отправился к названной торговой точке. По счастью, он прокатился зря: ни в магазине, ни в видеопрокате по соседству он не обнаружил кассеты с "Тихими омутами": очевидно, журналист постеснялся признаться в том, что про финал картины он где-то прочитал.
Напечатано всего четыре копии картины, где они лежат или работают - известно, и содрать "пиратку" просто невозможно. Все копии закодированы, и определить, где произошла утечка, в принципе не составит труда; дальше – санкции. "Но мы, конечно, затянули с видеорелизом, - сказал господин Биц корреспонденту InterMedia. – Выход кассеты назначен на конец октября, теперь попробуем его ускорить".