НИКОЛАЙ НОСКОВ — "ДЫШУ ТИШИНОЙ"
Релиз диска состоялся в октябре.
В свое время Николай Носков вызывал у некоторых слушателей восторг уже тем, что не стал прятать свою не самую благозвучную фамилию за блестящим псевдонимом. Потом народ стал тыкать пальцами и восторженно кричать: "Во, голосина-то! Чо творит-то, а!" Самые образованные понимающе ухмылялись и припоминали группу "Москва" и песни Давида Тухманова. С 97 года Носков предпринял несколько попыток протолкнуть хорошо сделанную поп-музыку на грани рока на отечественный рынок. Радиостанции играли "Я не модный" (это правда), "Я тебя люблю" (утверждение из банальных, но вечных), "Паранойя" (это заболевание к содержанию песни не имеет вообще никакого отношения) и др. Результаты получались несколько вялыми. То есть, конечно, были и концерты, и видеоклипы, и даже награды какие-то, помнится, мелькали. Но было абсолютно непонятно, какую же, собственно, аудиторию обслуживает певец.
Нынче сделан большой шаг, более четко обрисовавший его предпочтения. "Дышу тишиной" — альбом романсов, баллад и хорошо темперированных опусов в исполнении собственно Николая, небольшой группы музыкантов с привычными электрическими инструментами и академического камерного оркестра Musica Viva, причем последний из всех перечисленных выполняет наиглавнейшую функцию. Иными словами, подался Николай в некую область, лежащую на границе эстрады и классики. Область эта — место весьма загадочное, поскольку туда периодически заносит самых разных типажей (пару раз был замечен даже Боно из U2). Ориентироваться там сложно, легко напортачить такого, что вовек не отмоешься. Кажется, к Носкову это не относится.
Его вокал, конечно же, далек от академического, но вся прелесть релиза вовсе не в соответствии каким-то канонам или даже ожиданиям: дело в обаянии Носкова и умении владеть интонацией. Именно последнее его качество наилучшим образом отразилось в романсах на стихи всевозможных классиков (от Гумилева до Пастернака). Правда, временами что-то происходит в настройках связок, и тогда из динамиков доносится полушепот, очень похожий на киркоровский. К счастью, таких моментов мало. Самая же приятная часть альбома — те несколько песен, которые могут быть отнесены к "хорошо темперированным". Здесь электрогитара и ударная установка находятся примерно на одном уровне со струнными и духовыми, ритм-секция раскачивается в босса-новах, фанки-грувах и натуральном диско. Атмосфера песен мигом переходит из слегка замороженной — классической к теплой и рельефной — семидесятнической. Песня "В рай" (на стихи, кстати, Г.Гейне) вообще сначала была принята за творение Давида Тухманова времен "По волнам моей памяти", и лишь надпись на вкладыше, утверждавшая, что все сделал сам Н.Носков, развеяла сомнения. Так что эксперимент в таинственной области, где смыкются поп-исполнители и академические оркестры, у Николая Носкова удался. А у тех, кто имеет привычку слушать новые альбомы российских исполнителей, внезапно затеплилась надежда на то, что однажды Николай забьет на вымороченную конъюнктуру и забацает альбом (а то и два) настоящих дисковых и фанковых вещей.
Владимир Боровой