НОВЫЙ ФИЛЬМ АЛЕКСАНДРА СОКУРОВА
Параллельно готовится видеоверсия, более полная относительно экранной. Фильм поставлен по сценарию Юрия Арабова "Приближение к раю".
Определяя во время съемок возможную аннотацию к картине, Сокуров ограничивался фразой: "Это повествование о двух днях 1922 года – двух днях из российской истории". Продюсер Виктор Сергеев был немногим более конкретен, высказываясь в том смысле, что "Приближение к раю" – еще одно, после "Молоха", размышление о природе и трагедии власти. Слова продюсера можно было интерпретировать так: это будет картина еще более сильная, чем предыдущая, поскольку коснется непосредственно нашего прошлого. С началом экспедиции в Ленинские Горки секрет хранить стало трудно, и, несмотря на то, что во время съемок главного героя называли не иначе как Больной, а, скажем, человека, однажды его навещающего, - Посетитель, общественность оказалась в курсе. Артист Леонид Мозговой играет вождя мирового пролетариата, а его визитер – будущий отец народов. Даже после показа фильма (в так называемой технической копии) группе и некоторым питерским кинокритикам Сокуров попросил не делать акцента на том, кто же конкретно действует в его картине. Однако портретное сходство, речевые особенности персонажей, а также то, что Больного называют Володей две женщины, одна из которых Надя, а другая – Маша, плюс наличие в картине иных исторических лиц, делают невозможным следование просьбе режиссера.
Сокуров не экранизирует историю партии – перед нами глубочайшее печальное повествование о жизни и предчувствии смерти человека, который глубоко виновен перед жизнью и вовсе не раскаивается в своих злодеяниях. Более того: он жаждет все больше и больше насилия, думая, что именно недостаток насилия – главная причина его неудач. Центральный персонаж предстает перед нами в разные моменты – от минут полной вменяемости до мгновений абсолютно неадекватного поведения, и артист Леонид Мозговой убедителен в каждой сцене. При этом режиссер выстраивает образ таким образом, что зритель не испытывает ровным счетом никакой жалости к этому Больному – но при том ни в коем случае не остается равнодушным к происходящему: драма интеллекта сопряжена с невероятной чувственностью каждого кадра, которая достигается изображением и звуком. Еще одна очень сильная составляющая драматизма – в созданной в картине атмосфере тотальной, абсолютной слежки: все следят за Больным и друг за другом. Однако слежка парадоксальным образом сочетается с заботой об этом немощном, полупарализованном теле.
Александр Сокуров признался, что фильмами о Гитлере и Ленине его художественные исследования данной проблематики не закончены.
Творческая группа картины "Телец": автор сценария - Юрий Арабов, режиссер-постановщик, оператор-постановщик - Александр Сокуров, художник - Наталья Кочергина, композитор - Андрей Сигле (фантазия на темы Рахманинова), звукорежиссер - Сергей Мошков. В ролях - Леонид Мозговой, Мария Кузнецова, Сергей Ражук, Наталия Никуленко, Лев Елисеев, Николай Устинов. Продюсер -Виктор Сергеев. Производство - киностудия "Ленфильм".