ПРЕМЬЕРА «ДНЕВНИК ЕГО ЖЕНЫ» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Премьера фильма Алексея Учителя "Дневник его жены" прошла в петербургском Доме кино 20 октября. Накануне состоялся его первый показ в Москве, а в еще раньше, в понедельник, пришло известие о том, что картина выдвинута на соискание "Оскара" национальным оскаровским комитетом.
21 октября исполняется 130 лет со дня рождения Ивана Бунина, так что вся неделя выдалась у группы праздничная. В Петербурге, где фильм производился, его видели только те, кто регулярно посещает кинофестивали, поэтому и сама премьера, и пресс-конференция перед ней вызвали большой интерес. С журналистами встретились режиссер Алексей Учитель, автор сценария Дуня Смирнова, оператор Юрий Клименко, композитор Леонид Десятников, автор музыкальной экспликации Алексей Гориболь, исполнители ролей – Андрей Смирнов, Галина Тюнина, Ольга Будина и Татьяна Москвина. Разговор шел как о причинах возникновения фильма, так и о творческих принципах его авторов.
Дистрибьютор картины по стране – компания "Парадиз", мировые права принадлежат небольшой французской фирме FFF, с которой только что заключен договор. Теперь режиссер надеется на успешный европейский прокат, хотя, как было отмечено, даже во Франции, в Грассе, где Бунин прожил в эмиграции 18 лет и где после получения им Нобелевской премии стал почетным гражданином, писателя знают не очень.
В еще большей степени г-н Учитель уверен, что фильм должен быть востребован российскими зрителями: история о любви, история страстей – это, то что сейчас хочет видеть наша публика, то ли благодаря мексиканским сериалам, то ли вопреки им. Разумеется, авторам хотелось бы демонстрировать картину с ее изысканным изображением и значимой музыкой (как сказал Леонид Десятников: "Думаю, что впервые в жизни я написал нормальный саундтрек") в кинотеатрах Dolby. Однако, по мнению г-на Учителя, в 87 оборудованных аппаратурой этого звукового стандарта киноточках по всей стране все время до апреля занято американскими картинами; и эта ситуация в отечественном прокате крайне удручающа.
Между тем на состоявшемся в сентябре в Петербурге кинорынке фильм "Дневник его жены" был куплен 47 регионами. Покупатели – так называемые КВО (киновидеообъединения) и государственные структуры. А в их распоряжении – почти исключительно кинотеатры "старого образца", то есть те, в которые публика уже не ходит (кстати, разрешительное удостоверение картины не содержит возрастных ограничений). Таким образом, получается заколдованный круг.
Рассказал г-н Учитель и о фестивальной судьбе своей картины. Как известно, в Карловых Варах фильм не получил никаких наград, хотя ему была устроена овация и до последнего дня он считался безусловным лидером программы. Накануне закрытия Учитель и Смирнов, представлявшие картину, узнали от директора фестиваля, что "пролетели". И тогда, как признался г-н Учитель, «мы странным образом ужасно напились. На церемонию награждения демонстративно не пошли, что было отмечено всеми газетам, а с утра играли два часа в теннис, потом посетили сауну, после чего отправились на самолет". Такой афронт режиссер объясняет тем, что тамошнему (и не только тамошнему) жюри сейчас хочется видеть в кино "Россию в дерьме", вследствие чего картина, рассказывающая о России в европейских традициях, сознательно провалена. Однако именно в Карловых Варах фильм получил приглашение на 20 мировых кинофестивалей. На одном из них, в Сан-Франциско, г-ну Учителю сказали, что фильм посмотрел Джордж Лукас и что ему понравилось. "Я как человек практичный, - сказал режиссер , - попросил письменное подтверждение. И получил факс с лестным отзывом". Кстати, к выдвижению фильма на премию Американской киноакадемии г-н Учитель относится вполне скептически: он прекрасно понимает, что академикам просто негде фильм увидеть – разве что еще на фестивале в Лос-Анджелесе и еще двух киносмотрах в Америке.
Что касается будущих планов творческого содружества сценариста и режиссера, то Дуня Смирнова рассказала о замысле масштабного фильма из XVIII века: история взросления женщины на фоне проникновения в Россию западных идей. Замысел выкристаллизовался из идеи десятилетней давности сделать "русский готический саспенс", однако тогда, в начале 1990-х гг., отечественный кинематограф не мог себе позволить вообще ничего, тем более реализовать такую затратную идею. Сейчас она возродилась, но изрядно трансформировалась. Вместо предполагавшейся "Салтычихи наоборот" в центр повествования встанет некая молодая русская помещица - Дарья Соловьева. Г-н Учитель добавил, что в съемках будут принимать участие "почти все присутствующие".

Последние новости