НОВЫЕ И СТАРЫЕ ФИЛЬМЫ НА ПЛЕНУМЕ ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА КИНЕМАТОГРАФИСТОВ

К V ежегодному пленуму Правления СК России в Белом зале Союза кинематографистов 24 октября были показаны следующие картины.
"Большое осеннее поле" - фильм начинающего режиссера Алексея Германа-мл. Он представляет актуальный для молодых кинематографистов жанр кинопритчи. Приходящее в этом возрасте осознание своей принадлежности к большому искусству выводит на экраны размышления о судьбе художника, о месте его в жизни. К сожалению, взгляд Алексея Германа на эту проблему нельзя назвать оптимистичным. Его героя не ждет хоть сколько-нибудь хороший финал. Так же, как и героя следующего фильма – "Помеха" (Юлия Дамскер) - Даниила Хармса. Для выпускницы режиссерского, а ранее – сценарного, отделения ВГИКа Юлии Дамскер эта, одна из самых странных личностей русской литературы и художественной мысли, также становится инструментом для философских размышлений. Автор вместе с героем постепенно приходят к выводу, что любой талантливый человек, не говоря уже о гении, становится помехой обществу. И общество спешит изолировать его от себя. В случае с Хармсом посредством ОГПУ.
Следующий фильм – участник последнего Московского Международного Кинофестиваля – "Луной был полон сад" режиссера Виталия Мельникова. "Луной был полон сад" - это строчка из старинного романса, с которым была связана молодость трех главных героев. Теперь, по прошествии многих лет, эта мелодия вновь заставляет вспомнить все те чувства, которые когда-то объединяли уже далеко немолодых учительницу, ее мужа и служителя цирка, очень давно влюбленного в нынешнюю учительницу и сохранившего это чувство до сих пор. Распутывая клубки своих отношений, постепенно герои находят в жизни, в отношениях с близкими ту гармонию, которая в этом (и не только) возрасте становится важнее всех юношеских влюбленностей, мелкой ревности и повседневности.
Следующий фильм режиссера "из маститых" – комедия Аллы Суриковой "Хочу в тюрьму". Это не самая удачная работа автора таких фильмов, как "Человек с бульвара Капуцинов" и "Две стрелы". Однако и она попала на один из кинофестивалей. А именно - на фестиваль правозащитного кино "Сталкер". Ведь в одной из главных "ролей" – голландская тюрьма, в которую стремится (и попадает) герой фильма, бывший механик на заводе, случайно попавший в криминальную историю и скрывающийся за границей от родного правосудия. В подобных заведениях Голландии зекам предоставляются отдельные мягкие камеры со всеми удобствами (включая кондиционер и телефон), еда, приготовленная в ресторане и два выходных в неделю. После всего увиденного некоторое раздражение может вызвать идея картины о том, что "как бы ни было там хорошо, а тут плохо – все равно тут дом родной". И ничего с этим не поделаешь.
Был также показан еще один фильмов ВГИКовцев - картина ученика Наны Джордждазе Александра Горшанова "Тоскующая телка". Это странная картина о странных коровах и странных людях. По сюжету молодой человек, автор радиопередачи, посвященной различным необычным вещам и событиям, приезжает в совершенно глухое место за очередной "сенсацией" и становится наблюдателем и участником отношений внутри еврейской семьи, оказавшейся вдруг в изоляции от социума.
Особняком в программе стоит фильм "Иван Никулин – русский матрос". Он был снят Игорем Савченко еще во время войны, в 1944 г. и стал одним из первых советских цветных фильмов. Однако, тогда использовалась несовершенная форма цветопередачи и за 55 лет краски распались. Только в прошлом году пленку удалось восстановить. В основу этого военного боевика легла реальная история о матросе, пробирающемся вместе со своими товарищами из госпиталя на фронт и по пути препятствуя вражеским планам. По мере развития сюжета фильм все больше принимает форму героического эпоса, периодически разбавляемого прямыми и суровыми обращениями к зрителям. Герои все больше теряют свои личные качества и становятся некими собирательными образами Настоящего Командира, Смекалистого Матроса, Сознательного Местного Жителя и Такой Же Жительницы. Главной задачей кино в то время было поднятие патриотического духа и чувства самопожертвования у зрителей. Для драматизма же была необходима только героическая гибель всех действующих лиц во имя общего дела и близкой победы.

Последние новости