«МИСТЕРИЯ» В ПИТЕРЕ
Премьера фильма "Мистерия" (Россия, режиссер - Михаил Калатозишвили, в ролях - Нодар Каландадзе, Толстый, Нато Мурванидзе, Зураб Кипшидзе, Феликс Коган, Александр Большаков) прошла в петербургском Доме кино 24 октября. Представляя картину, Сергей Снежкин – художественный руководитель студии «Бармалей», где она произведена, - сказал, что это редкий пример фильма, который "не сделан для кинофестивалей, или для московской тусовки, или для лиц, сменивших половую ориентацию. Этот фильм сделан для себя, для своей совести, а следовательно - для каждого из нас". Более того, г-н Снежкин отнес фильм к разряду "искусство". Столь высокий зачин, а также знание того, что картина делалась лет пять из-за постоянного отсутствия денег (финансирование Госкино), заранее настраивали на ожидание чего-то, близкого душе и основательно проработанного. И действительно, начало ленты обещало нечто значительное: по крайней мере, историю творческой личности на современном фоне да еще с привычным по грузинскому кино колоритом и ленфильмовской тщательностью отделки (три четверти картины снималось в Петербурге на базе старейшей студии страны). Главный герой фильма, молодой композитор Ладо просыпается у себя дома в Грузии от стука соседки в дверь и от шума свадьбы на улице. Первым делом он спешит к жене, о которой трогательно заботится: она - инвалид в коляске. В этот момент в дверь кто-то звонит - является некий Андрей Александрович Воробьев, старый друг отца, который последние годы живет во Франции, а теперь, услышав музыку Ладо, решил помочь ему, для чего уговаривает уехать в Париж, но для начала - в Петербург. Ладо соглашается ехать с Андреем Александровичем, но «просто погулять»; прямо в питерском аэропорту он знакомится с молодой женщиной (ее играет та же актриса, что и жену), которая становится его любовницей. Потом появляется друг детства Кока, человек сомнительной репутации. Ладо помогает ему в его темных делах - как бы невольно. Впрочем, и Кока помогает Ладо, когда тот крадет с аукциона куклу, сделанную его женой-художницей. Затем Коку убивают из-за денег, Ладо сжигает труп вместе с машиной и... просыпается у себя в постели от стука соседки в дверь и свадьбы на улице. После чего он садится к роялю и выводит над нотными линейками слово "Misterier". Надо понимать, что ему все приснилось. Сценарий Рустама Ибрагимбекова был основательно переработан постановщиком (в титрах - две фамилии), и в результате получилось не повествование на банальную, но вечную тему "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи", а совершенно лишенная смысла история "развлечений".