АССОЦИАЦИЯ ЭЛЕКТРОАКУСТИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ ОТМЕТИЛА ЮБИЛЕЙ
Юбилейный концерт, посвященный 10-летию Ассоциации электроакустической музыки (АЭМ), состоялся в Большом зале ЦДК 25 октября. Программа была составлена из лучших произведений последнего десятилетия, созданных при помощи компьютеров РС и МАС. В концерте принимали участие как мэтры, основатели АЭМ - Эдуард Артемьев, Анатолий Киселев, Владимир Комаров, Андрей Родионов, так и совсем еще молодые композиторы. В программе преобладали сочинения философской направленности: размышление-картина для электронных инструментов и сопрано соло "Осеннее отражение" Татьяны Комаровой, "Автопортрет №2" для органа и терменвокса Валерия Белунцова, "Утренняя песня" Владимира Мартынова, в которой ощущается влияние стилистики буддийской ритуальной музыки. В композиции "Линия смерти" Тараса Буевского, написанной в жанре конкретной музыки, автор поставил перед собой задачу, используя тембры электронных инструментов и специальные звуковые эффекты, воссоздать внутренний мир человека, на мгновение соприкоснувшегося с иной реальностью. Пьеса для кларнета и электронных "Жесты" Артема Васильева, одного из самых молодых участников АЭМ, отражает идею взаимодействия и противопоставления солиста и воображаемого оркестра. Вся электронная партия получена из звукового материала солирующего инструмента, который был записан и преобразован путем изменения его пространственных и тембровых характеристик. Часть концерта была посвящена произведениям, связанным с именем Льва Термена, - создателя первого в мире электронного музыкального инструмента терменвокса, ставшего всемирной сенсацией. Компьютерная поэма Владимира Комарова "Голос Термена", созданная к 100-летию со дня рождения отца электронной музыки, представляет собой компьютерную обработку звуков терменвокса и голоса самого Термена. Соло на терменвоксе исполнила его ученица Лидия Кавина. Трагическое сочинение Анатолия Киселева "Песнь на руинах" также посвящена Льву Термену. В нем автор символически рисует уход героя за пределы реального мира в некий «виртуальный» мир, существующий в другом измерении. Кульминацией концерта стало сочинение Эдуарда Артемьева "Фантом из Монголии". Используя средства электроники и современных музыкальных технологий, композитор предложил свое слышание азиатского фольклора, обработав уникальный sound восточных инструментов.