СВОБОДА И ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ НА ПЛЕНУМЕ СК РФ

V пленум правления Союза кинематографистов прошел в Белом зале Дома кино 26 и 27 октября. Посвященный теме «Свобода и ответственность художника», пленум начался с демонстрации мультипликационного фильма Гарри Бардина «Адажио» на музыку Альбиниони (стилизованного белого голубя заклевывают его серые собратья). В повестку дня вошли вопросы дальнейшей поведенческой политики отечественного кинематографа в условиях бурного технического прогресса, отношение кинематографистов к телевидению и цифровым технологиям, проблемы отечественного кинопроката и вовлечения молодежи в кинопроцесс.
В своем вступительном слове председатель СК РФ Никита Михалков просил собравшихся от «насущных проблем» обратиться к непреходящему: «настало время поговорить просто о кино». По его мнению, современники-кинематографисты забыли про «корневую систему» и утеряли свой «человекообразный киноязык». Г-н Михалков привел в подтверждение своей точки зрения пример Сергея Соловьева, который, по его мнению, после «Ассы» ничего хорошего не снял. Он вспомнил также великих мастеров отечественного кинематографа, «часами дожидавшихся облака», и сравнил их терпение со скоростным способом съемки телесериалов (естественно, не в пользу последнего). Далее были заслушаны выступления режиссеров и киноведов, высказавших свои взгляды на тенденции современного кинематографа. (Выступили Сергей Соловьев, Владимир Грамматиков, Ирина Шилова и др.). Министр культуры Михаил Швыдкой заверил аудиторию, что, несмотря на многочисленные неполадки и неудовольствия, «все идет нормально» и «так, как и должно быть». Директор Музея кино Наум Клейман призвал коллег не бороться с прошлым, так как от этого пострадает будущее, и «не жаловаться, а пойти в Музей и посмотреть на лица ребят».
С докладом выступил приглашенный на пленум генеральный секретарь Европейской ассоциации кинорежиссеров (ФЕРА) Жоао Корраро, лоббирующий в России закон об авторском праве, и просил у Союза поддержки своим начинаниям, с чем все единодушно согласились.
По итогам первого дня пленума была выработана «Декларация текущего момента», в которой говорилось, что «нация без кино – это дом без зеркал», и содержалось обращение к Президенту и Правительству РФ с просьбой как можно скорее принять пресловутый закон о кино. Та же Декларация постановляла, что «Усилия кинематографа в 1990-х гг. ХХ столетия… были направлены на деструктивные начала: не только на разрушение стереотипов советской эпохи, но и на разрушение традиций отечественного кино».
Выступивший на второй день с речью перед немногочисленной публикой Анатолий Прохоров назвал кинематографистов «профессиональными кочевниками», которые должны с накопившимся багажом знаний и навыков «перейти на новые экранные территории». «Там (на телевидении), - не просто деньги, там общественное внимание!» - заявил он. «Кино далеко уехало на обочину аудио-визуального процесса. Наш профессионализм, - сказал г-н Прохоров, - должен проникать все дальше и дальше». Назвав ВГИК «киномузеем на 35 мм», он заключил: «Люмпен-интеллигенция располагается на новых экранных технологиях. Давайте эту карту местности тоже иметь в виду...»
Кандидат искусствоведения Николай Изволов сравнил нашу эпоху с эпохой вымирания динозавров: «Мастодонты еще ходили и жевали травку, но они уже умирали, а между ног у них сновали маленькие теплокровные зверьки, похожие на современных мышек, которые и дали начало роду млекопитающих…» Он похвалил цифровую технологию, при которой «стоимость фильма равна стоимости кассеты, на которую он записан», предложил восстанавливать таким образом истлевшие фильмы по фотографиям, пробам и сценарному плану, и под конец напугал аудиторию тем, что «фильмы смогут храниться века, но цифровое изображение может быть расформировано и заменено другим, и никто не будет знать, на самом ли деле сидели в президиуме Сергей Лазарук и Игорь Масленников или там было много другого народу…» «Свобода в наше время граничит со вседозволенностью, степень ответственности неизмеримо повышается», - считает г-н Изволов.
Кинорежиссер Савва Кулиш, оглядев зал, констатировал: «Не знаю, как сказать: зал наполовину полон или наполовину пуст?» Г-н Кулиш, признав себя «мастодонтом», счел своим долгом заступиться за старых мастеров кино: «Было кино, была теория монтажа, на нем учились и будут учиться! Можете взять «Броненосец «Потемкин» и превратить его во что-то более подходящее для вас…»
Далее он заметил, что «вгиковец – это бранное слово на телевидении, легче руководить людьми, которые не знают, что есть свет, звук, композиция кадра». «Я признаю только одну демократию – которая защищает стеснительных от беззастенчивых, - заявил режиссер и закончил обращением к молодежи: - Где молодые в этом зале? Без воспроизведения нет движенья!»
Несколько следующих ораторов защитили молодых, признав, что молодым в зале просто нечего делать и вообще они наверняка обижены невниманием к своим проблемам. После чего поднялся молодой режиссер Геннадий Курлаев и поинтересовался, куда ему девать только что отснятую полнометражную картину?..
Обсуждение этого вопроса было перенесено в кулуары, после чего V пленум правления принял с небольшими поправками «Декларацию» и список постановлений (в том числе было постановлено ходатайствовать о квоте на бесплатное второе высшее образование, о квоте на государственное финансирование «Дебюта», решено создать комиссию из авторитетных деятелей кино для рассмотрения работ молодых авторов и компьютерный банк данных, а также организовать клуб молодых кинематографистов). Завершился пленум около 15 часов - с тем расчетом, чтобы присутствующие успели на кладбище к открытию памятника Александру Птушко.

Последние новости